Исследование статистических данных эффективности деятельности органов местного самоуправления показало, что до сих пор остается нерешенной проблема ее повышения. На протяжении нескольких лет законодательством Российской Федерации вырабатываются и реализуются различные стратегии развития муниципального управления, однако они делали больший упор на поиск модели местного самоуправления, а не достижения ее эффективности.
Местное самоуправление является началом экономических и социальных изменений в стране, именно результаты работы органов местного самоуправления влияют на восприятие населением всех образований и процессов, происходящих в стране, направлений государственной политики РФ, отношение и доверие к органам власти. Следовательно, процесс управления на местах должен быть адаптивным, гибким и, самое главное, эффективным [4].
Проблема эффективности муниципального управления существовала всегда. Еще в древние времена философы и исследователи искали идеальную модель государственного и муниципального устройства, способную обеспечить потребности всего населения и установить благополучие [5]. При этом местному уровню уделяется особое внимание в данном вопросе, как наиболее близкому к населению. Однако добиться эффективности возможно благодаря целенаправленным, систематическим процессам, направленным на совершенствование инфраструктуры изнутри. В этом деле особое значение приобретают инновационные технологии.
Мы привыкли к определению инновации как «создание нового». Более широкое определение инновации звучит как «систематическая взаимосвязанная деятельность хозяйствующих субъектов, с применением научных исследований, результатом которой является практическое внедрение новых технологий для развития экономической, социальной, экологической, научно-технической или другого вида сферы» [2]. Однако для местного самоуправления данное определение не совсем подходит. Для инноваций в местной власти инновация является новшеством, результатом которого является появление возможности достижения политического, экономического и социального эффекта, а также формирование положительного общественного мнения по отношению к работе органов местного самоуправления. Судя по данному определению, делается вывод, что инновационные технологии необходимы для местного самоуправления и они влияют на повышение эффективности работы органов, на получение прибыли в социально-политическом эквиваленте.
Для инновационного развития муниципальных органов необходимы следующие условия:
1) наличие правовой базы, регулирующей отношения в сфере инновационной деятельности конкретного муниципалитета – особое значение приобретает данное условие, поскольку необходимая правовой базы отсутствует даже на региональном и федеральном уровнях;
2) технологический и интеллектуальный потенциал;
3) стабильный рост числа участников инновационной деятельности;
4) востребованность инноваций хозяйствующих субъектов – органов местного самоуправления [2].
Немецкий ученый Г. Витткэмпер выделяет следующие правила, предназначенные для органов местного самоуправления, внедряющих элементы инновационного управления:
- Контроль местной власти за развитием системы местного самоуправления, чтобы быть способными и подходящими для инноваций.
- Систематичность инновационных процессов – к инновациям способны и структуры, и кадры местных органов власти.
- Поддержка со стороны муниципальных служащих и населения.
- Открытость и прозрачность органов местного самоуправления в составлении планов по внедрению инноваций.
- Взаимодействие местных властей с представителями научной деятельности муниципального образования, региона, а также за их пределами.
- Постоянное повышение квалификации и уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих.
- Внутренний мониторинг сильных и слабых сторон развития муниципального образования, управления на местах.
- Наличие обратной связи населения на реализуемые инновационные процессы.
- Адаптации инноваций к местным условиям [1].
Таковы условия внедрения инноваций в муниципальной сфере. Процесс реализации инновационной деятельности в местной власти сложный. Автор О.А. Дурандина выделяет концепцию социального маркетинга как «целостной системы управления в сфере муниципального образования, под которым понимается единство системы управления и технологии работы на муниципальном рынке в целях реализации социальных потребностей населения муниципального образования на основе создания, предложения, трансферта товаров и услуг». Целью социального маркетинга является максимальное удовлетворение потребностей населения и создание благополучия в рамках развития сфер общественной жизни муниципального образования [3].
Основными характеристиками социального маркетинга являются обмен, потребности, купля-продажа, конкуренция, право выбора и т.д. Все это является чертами классического маркетинга, но социальный отличается от классического тем, что на рынке присутствует большое число получателей бюджетных средств с различными целями; муниципальный рынок тесно связан с формированием и исполнением расходов и доходов муниципального бюджета; участниками муниципального рынка являются органы власти, коммерческие предприятия и организации; субъекты муниципального рынка характеризуются множественностью и т.д.
Таким образом, для решения проблемы эффективности работы органов местного самоуправления необходимо внедрять инновационные технологии, в частности, социальный маркетинг, обеспечивающий более полное удовлетворение потребностей населения.
Список литературы
- Богачев У.А. Инновации в муниципальном управлении. – Рязань, 2011. [Электронный ресурс] UPD: (дата обращения: 17.12.2021)
- Сазонова М.С., Леонтьева Т.С. Инновации в муниципальном управлении на примере Забайкальского и Кыринского районов. – Забайкальский край, 2017. [Электронный ресурс] UPD: (дата обращения: 17.12.2021)
- Дурандина О.А. Инновации в муниципальном управлении. – Екатеринбург, 2010. [Электронный ресурс] UPD: (дата обращения: 18.12.2021)
- Карпова Т.Ю. Маркетинговое управление муниципальным образованием. – Екатеринбург, 2001. [Электронный ресурс] UPD: (дата обращения: 19.12.2021)
- Веселовский М.Я., Секерин С.В. Применение инновационных технологий в муниципальном управлении. - Астрахань, 2013. [Электронный ресурс] UPD: https://elibrary.ru/item.asp?id=21068003 (дата обращения: 19.12.2021))