ИННОВАЦИИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ

ИННОВАЦИИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ

Авторы публикации

Рубрика

Менеджмент и управление

Просмотры

202

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 42 (44), Декабрь ‘21

Дата публикации 20.12.2021

Поделиться

В статье идет речь о проблеме внедрения инновационных технологий в работу органов местного самоуправления. Автор рассматривает условия, необходимые для инновационного развития органов местного самоуправления, а также дается определение социального маркетинга как инновации в сфере муниципального управления. Определяются основные характеристики рынка предоставления социальных услуг в рамках муниципального маркетинга как особенности внедрения инновационной технологии.

Исследование статистических данных эффективности деятельности органов местного самоуправления показало, что до сих пор остается нерешенной проблема ее повышения. На протяжении нескольких лет законодательством Российской Федерации вырабатываются и реализуются различные стратегии развития муниципального управления, однако они делали больший упор на поиск модели местного самоуправления, а не достижения ее эффективности. 

Местное самоуправление является началом экономических и социальных изменений в стране, именно результаты работы органов местного самоуправления влияют на восприятие населением всех образований и процессов, происходящих в стране, направлений государственной политики РФ, отношение и доверие к органам власти. Следовательно, процесс управления на местах должен быть адаптивным, гибким и, самое главное, эффективным [4].

Проблема эффективности муниципального управления существовала всегда. Еще в древние времена философы и исследователи искали идеальную модель государственного и муниципального устройства, способную обеспечить потребности всего населения и установить благополучие [5]. При этом местному уровню уделяется особое внимание в данном вопросе, как наиболее близкому к населению. Однако добиться эффективности возможно благодаря целенаправленным, систематическим процессам, направленным на совершенствование инфраструктуры изнутри. В этом деле особое значение приобретают инновационные технологии.

Мы привыкли к определению инновации как «создание нового». Более широкое определение инновации звучит как «систематическая взаимосвязанная деятельность хозяйствующих субъектов, с применением научных исследований, результатом которой является практическое внедрение новых технологий для развития экономической, социальной, экологической, научно-технической или другого вида сферы» [2]. Однако для местного самоуправления данное определение не совсем подходит. Для инноваций в местной власти инновация является новшеством, результатом которого является появление возможности достижения политического, экономического и социального эффекта, а также формирование положительного общественного мнения по отношению к работе органов местного самоуправления. Судя по данному определению, делается вывод, что инновационные технологии необходимы для местного самоуправления и они влияют на повышение эффективности работы органов, на получение прибыли в социально-политическом эквиваленте.

Для инновационного развития муниципальных органов необходимы следующие условия:

1) наличие правовой базы, регулирующей отношения в сфере инновационной деятельности конкретного муниципалитета – особое значение приобретает данное условие, поскольку необходимая правовой базы отсутствует даже на региональном и федеральном уровнях;

2) технологический и интеллектуальный потенциал;

3) стабильный рост числа участников инновационной деятельности;

4) востребованность инноваций хозяйствующих субъектов – органов местного самоуправления [2].

  Немецкий ученый Г. Витткэмпер выделяет следующие правила, предназначенные для органов местного самоуправления, внедряющих элементы инновационного управления:

  • Контроль местной власти за развитием системы местного самоуправления, чтобы быть способными и подходящими для инноваций. 
  • Систематичность инновационных процессов – к инновациям способны и структуры, и кадры местных органов власти. 
  • Поддержка со стороны муниципальных служащих и населения. 
  • Открытость и прозрачность органов местного самоуправления в составлении планов по внедрению инноваций. 
  • Взаимодействие местных властей с представителями научной деятельности муниципального образования, региона, а также за их пределами. 
  • Постоянное повышение квалификации и уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих. 
  • Внутренний мониторинг сильных и слабых сторон развития муниципального образования, управления на местах.
  • Наличие обратной связи населения на реализуемые инновационные процессы. 
  • Адаптации инноваций к местным условиям [1].

Таковы условия внедрения инноваций в муниципальной сфере. Процесс реализации инновационной деятельности в местной власти сложный. Автор О.А. Дурандина выделяет концепцию социального маркетинга как «целостной системы управления в сфере муниципального образования, под которым понимается единство системы управления и технологии работы на муниципальном рынке в целях реализации социальных потребностей населения муниципального образования на основе создания, предложения, трансферта товаров и услуг». Целью социального маркетинга является максимальное удовлетворение потребностей населения и создание благополучия в рамках развития сфер общественной жизни муниципального образования [3]. 

Основными характеристиками социального маркетинга являются обмен, потребности, купля-продажа, конкуренция, право выбора и т.д. Все это является чертами классического маркетинга, но социальный отличается от классического тем, что на рынке присутствует большое число получателей бюджетных средств с различными целями; муниципальный рынок тесно связан с формированием и исполнением расходов и доходов муниципального бюджета; участниками муниципального рынка являются органы власти, коммерческие предприятия и организации; субъекты муниципального рынка характеризуются множественностью и т.д.

Таким образом, для решения проблемы эффективности работы органов местного самоуправления необходимо внедрять инновационные технологии, в частности, социальный маркетинг, обеспечивающий более полное удовлетворение потребностей населения. 

Список литературы

  1. Богачев У.А. Инновации в муниципальном управлении. – Рязань, 2011. [Электронный ресурс] UPD: (дата обращения: 17.12.2021)
  2. Сазонова М.С., Леонтьева Т.С. Инновации в муниципальном управлении на примере Забайкальского и Кыринского районов. – Забайкальский край, 2017. [Электронный ресурс] UPD: (дата обращения: 17.12.2021)
  3. Дурандина О.А. Инновации в муниципальном управлении. – Екатеринбург, 2010. [Электронный ресурс] UPD: (дата обращения: 18.12.2021)
  4. Карпова Т.Ю. Маркетинговое управление муниципальным образованием. – Екатеринбург, 2001. [Электронный ресурс] UPD: (дата обращения: 19.12.2021)
  5. Веселовский М.Я., Секерин С.В. Применение инновационных технологий в муниципальном управлении. - Астрахань, 2013. [Электронный ресурс] UPD: https://elibrary.ru/item.asp?id=21068003 (дата обращения: 19.12.2021))
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее