РОЛЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ: МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ

РОЛЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ: МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Просмотры

160

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 15 (216), Апрель ‘25

Поделиться

В статье рассматривается роль гражданского общества в участи по обеспечению безопасности государства. Рассматриваются возможные формы участия граждан в обеспечении безопасности, принципы их взаимодействия с государственными органами. Делается вывод о том, что участие граждан в программах безопасности является необходимым условием для эффективной защиты граждан и устойчивого развития государства.

В современном мире, характеризующемся сложными и многообразными угрозами безопасности, эффективное обеспечение защиты граждан и устойчивого развития государства немыслимо без активного участия гражданского общества. Роль граждан, их организаций и инициатив в формировании и реализации государственной политики в сфере безопасности становится все более значимой. Гражданское общество выступает не только как наблюдатель и критик, но и как активный участник, способный вносить ценный вклад в выявление угроз, разработку стратегий и мониторинг их реализации. Данная статья посвящена анализу роли гражданского общества в обеспечении безопасности, рассмотрению различных моделей взаимодействия с государственными органами и анализу форм и механизмов участия граждан в формировании и реализации государственной политики в сфере безопасности [4].

Гражданское общество, в самом широком понимании, – это сфера общественных отношений и институтов, независимая от государства и коммерческих структур, где граждане реализуют свои интересы, участвуют в общественной жизни и влияют на политические процессы. В контексте обеспечения безопасности, гражданское общество играет многогранную роль. Так, гражданские организации, работающие на местах, часто обладают уникальными знаниями о социальных, экономических и экологических проблемах, которые могут представлять угрозу безопасности. Они способны выявлять признаки радикализации, социальной напряженности, распространения незаконной деятельности и других потенциальных угроз, о которых государственные органы могут быть не осведомлены.

Гражданское общество играет ключевую роль в формировании общественного мнения по вопросам безопасности, распространении информации о рисках и угрозах, а также в повышении уровня гражданской сознательности и ответственности. Эксперты и представители гражданского общества могут вносить ценный вклад в разработку стратегий, программ и нормативных актов в сфере безопасности, предлагая альтернативные подходы, оценивая потенциальные последствия и обеспечивая учет интересов различных социальных групп.

Гражданское общество осуществляет мониторинг эффективности государственных программ и проектов в сфере безопасности, выявляет недостатки и предлагает рекомендации по их устранению. Общественный контроль за деятельностью правоохранительных органов и спецслужб способствует повышению их прозрачности и подотчетности.

Гражданские организации могут непосредственно участвовать в реализации программ безопасности, например, в оказании помощи жертвам насилия, профилактике преступности, борьбе с экстремизмом, обеспечении кибербезопасности и защите окружающей среды. Гражданское общество способствует повышению устойчивости общества к кризисным ситуациям, организуя добровольческие движения, оказывая гуманитарную помощь, содействуя восстановлению инфраструктуры и обеспечивая социальную поддержку пострадавшим [2].

Взаимодействие гражданского общества и государственных органов в сфере безопасности может осуществляться в различных формах, определяемых политической культурой, традициями и институциональной структурой государства. Можно выделить несколько основных моделей:

  • Консультативная модель – это когда государственные органы привлекают представителей гражданского общества к консультациям при разработке и реализации политики в сфере безопасности. Это может осуществляться через создание общественных советов, экспертных групп, проведение публичных слушаний и друг дель предполагает учет мнения гражданского общества, но окончательное решение остается за государством.
  • Партнерская модель - когда государственные органы и организации гражданского общества совместно разрабатывают и реализуют программы и проекты в сфере безопасности.  Эта модель предполагает разделение ответственности и ресурсов, а также более тесное сотрудничество между государством и гражданским обществом. Примером могут служить совместные программы по профилактике преступности, борьбе с наркоманией и экстремизмом.
  • Контролирующая модель – когда гражданское общество осуществляет мониторинг и контроль за деятельностью государственных органов в сфере безопасности, выявляет нарушения и обеспечивает общественную подотчетность. Это может осуществляться через общественные наблюдательные комиссии, независимые исследования, публикации в СМИ и другие механизмы.  Эта модель направлена на повышение прозрачности и подотчетности государственных органов.
  • Делегирующая модель – когда государство делегирует часть своих функций по обеспечению безопасности организациям гражданского общества.  Это может осуществляться, например, в сфере оказания помощи жертвам насилия, защиты прав человека и экологии.  Эта модель позволяет государству использовать ресурсы и опыт гражданского общества для решения сложных проблем.

Выбор конкретной модели взаимодействия зависит от специфики задачи, политической ситуации и уровня доверия между государством и гражданским обществом.  Наиболее эффективным является сочетание различных моделей, обеспечивающее баланс между государственным контролем и общественной инициативой.

Участие граждан в формировании и реализации государственной политики в сфере безопасности может осуществляться в различных формах и с использованием различных механизмов. Выборы и референдумы являются важнейшим инструментом демократии, позволяющим гражданам выразить свою позицию по вопросам безопасности и выбрать политических лидеров, способных эффективно решать эти вопросы. Граждане имеют право обращаться в органы государственной власти с предложениями, жалобами и заявлениями по вопросам безопасности. Государственные органы обязаны рассматривать эти обращения и принимать соответствующие меры. Общественные советы и комиссии создаются при государственных органах для обеспечения участия граждан в разработке и реализации государственной политики. Публичные слушания и общественные обсуждения позволяют гражданам высказывать свое мнение по важным вопросам безопасности, а государственным органам – учитывать это мнение при принятии решений. Участие в работе неправительственных организаций (НПО).  НПО играют важную роль в обеспечении безопасности, осуществляя мониторинг, проводя исследования, оказывая помощь жертвам насилия и занимаясь профилактикой преступности.

Волонтеры оказывают помощь в чрезвычайных ситуациях, участвуют в охране общественного порядка, занимаются экологическим мониторингом и другими видами деятельности, направленными на обеспечение безопасности.

Развитие и формирование системы предупреждения правонарушений и преступлений невозможно без дополнительного взаимодействия правоохранительных органов и рядовых граждан. Это взаимодействие помогает стабилизировать криминогенную ситуацию на обслуживаемой территории и положительно влияет на правовое восприятие населения. Взаимодействие органов внутренних дел и государственных органов, муниципальных образований и граждан обеспечивает координацию деятельности по пресечению и предупреждению административных правонарушений не только во внутренних отношениях, заложенных в принципе подчиненности, но и во внешних отношениях объекта равноправной профилактики. Кроме того, эти взаимодействия осуществляются при согласовании усилий по предотвращению и пресечению административных правонарушений и преступлений. Участие граждан в охране общественного порядка – это оказание гражданами помощи органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в целях защиты жизни, здоровья, чести и достоинства человека, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, совершаемых в общественных местах. Одна из форм участия граждан в охране общественного порядка – это членство в таком общественном объединении как народная дружина, опыт по созданию и функционированию которых был приобретен в период существования СССР.

Гражданское общество играет важную роль в проведении информационных кампаний и образовательных программ, направленных на повышение осведомленности граждан о рисках и угрозах безопасности, а также на формирование культуры безопасности.

Интернет и социальные сети предоставляют гражданам новые возможности для участия в формировании и реализации государственной политики в сфере безопасности. Граждане могут использовать эти платформы для выражения своего мнения, обмена информацией, организации коллективных действий и осуществления общественного контроля.

Правовой основой участия граждан в охране общественного порядка является Конституция Российской Федерации, а также общепринятые принципы и нормы международного права. Федеральные конституционные, федеральные законы иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, локальные нормативные правовые акты.

В охране общественного порядка участие граждан осуществляется в соответствии со следующими принципами:

  1. законности;
  2. добровольности;
  3. приоритета защиты прав и свобод человека и гражданина;
  4. права каждого гражданина на самозащиту от противоправных посягательств всеми способами, не запрещенными законом;
  5. взаимодействия с органами внутренних дел (полицией);
  6. недопустимости подмены полномочий органов внутренних дел (полиции).

Для поддержки органов, наделенных полномочиями поддерживать общественный порядок, граждане имеют право:

  • информировать эти органы о правонарушениях и угрозах общественному порядку;
  • участвовать в мероприятиях по охране общественного порядка, проводимых этими органами;
  • участвовать в работе координационных, консультативных, экспертных и совещательных органов (советов, комитетов) по приглашению учреждений, наделенных полномочиями по охране общественного порядка [3].

Граждане имеют право оказывать иную помощь учреждениям, ответственным за поддержание общественного порядка, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Взаимодействие гражданского общества и государственных органов в сфере безопасности сталкивается с рядом вызовов. Во-первых, это недоверие между государством и гражданским обществом может препятствовать эффективному сотрудничеству.

Во-вторых, это ограниченный доступ гражданского общества к информации о деятельности государственных органов в сфере безопасности может затруднять мониторинг и контроль.

В-третьих это ограниченные ресурсы гражданского общества могут препятствовать его эффективному участию в обеспечении безопасности и недостаток правовых механизмов.  Недостаток правовых механизмов, регулирующих участие гражданского общества в обеспечении безопасности, может создавать препятствия для его деятельности.

Для преодоления этих вызовов необходимо укреплять доверие между государством и гражданским обществом, создавать условия для открытого и конструктивного диалога между государством и гражданским обществом, обеспечивать прозрачность деятельности государственных органов и учитывать мнение гражданского общества при принятии решений. Необходимо обеспечивать гражданскому обществу доступ к информации о деятельности государственных органов в сфере безопасности, за исключением информации, составляющей государственную тайну, оказывать поддержку гражданскому обществу: финансовую и организационную поддержку гражданскому обществу, работающему в сфере безопасности [1].

Перспективы взаимодействия гражданского общества и государственных органов в сфере безопасности связаны с дальнейшим развитием демократических институтов, повышением уровня гражданской сознательности и ответственности, а также с использованием новых технологий для расширения участия граждан в управлении государством.  Эффективное взаимодействие гражданского общества и государственных органов в сфере безопасности является ключевым фактором обеспечения устойчивого развития и защиты прав и свобод граждан.

Таким образом, гражданское общество играет важную и все более возрастающую роль в обеспечении безопасности. Его участие в выявлении угроз, формировании политики, мониторинге реализации и непосредственном участии в программах безопасности является необходимым условием для эффективной защиты граждан и устойчивого развития государства. Разнообразие моделей взаимодействия и форм участия позволяет адаптировать подходы к конкретным условиям и задачам. Преодоление вызовов и дальнейшее укрепление сотрудничества между государственными органами и гражданским обществом станет залогом более безопасного и процветающего будущего.

Список литературы

  1. Актуальные вопросы правового обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: монография / под общ. ред. Т. В. Ефимцевой. М.: ИНФРА-М, 2022
  2. Бабурин С. Н., Дзлиев М. И., Урсул А. Д. Стратегия национальной безопасности России: теоретико-методологические аспекты: монография. М.: Магистр: ИНФРА-М, 2023
  3. Крысанов, А. В. Законодательное регулирование участия граждан в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации / А. В. Крысанов // Вестник Уральского юридического института МВД России. – 2024. – №4 (44). – С. 37-40
  4. Федотова, Ю. Г. Использование методов научных исследований участия граждан в обеспечении обороны и безопасности Российской Федерации / Ю. Г. Федотова // Современное право. – 2024. – №8. – С. 25-32
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее