МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ

Авторы публикации

Рубрика

Менеджмент и управление

Просмотры

78

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 7 (52), февраль ‘22

Дата публикации 13.02.2022

Поделиться

В статье раскрыта сущность муниципального управления как элемент системы государственного управления, рассматривается понятие муниципального управления, его субъект и объект, а также представлены основные функции и принципы муниципального управления и местного самоуправления.

В общей системе управления государством одним из наиболее важных элементов является муниципальное управление. Законодательное закрепление муниципального управления отражается в Конституции Российской Федерации 1993 года, где статьей 12 признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно.

Также правовой основой для осуществления органами местного самоуправления своей деятельности является Федеральный закон от 06.10.2003 №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

На международном уровне в 1985 году конгрессом местных и региональных властей Совета Европы была принята Европейская хартия местного самоуправления. Именно из Европейской хартии заимствованы большинство норм отечественного законодательства, регулирующих деятельность муниципального управления и местного самоуправления.

Муниципальное управление представляет собой деятельность органов местного самоуправления направленная на удовлетворение общественных интересов, повышение качества жизни населения и других аспектов социально-экономического развития муниципального образования.

В отличие от местного самоуправления, где местное население выступает и как субъект и как объект в одном лице, в муниципальном управлении субъектом являются органы местного самоуправления.

Субъект муниципального управления имеет сложную организационную структуру, представляет собой совокупность организационно-оформленных групп людей, соединенных соответствующими связями, управленческими отношениями, к которым относятся:

представительный орган (думы, муниципальные собрания, муниципальные комитеты, советы) является ведущим субъектом в системе органов муниципального управления;

исполнительный орган местного самоуправления (администрация муниципального образования) является неотъемлемой частью системы органов муниципального управления, выполняя функции оперативно-распорядительного характера по реализации решений представительных органов местного самоуправления, и наделен значительными полномочиями по решению вопросов местного значения и осуществлению части государственных функций;

высшее должностное лицо муниципального образования может избираться населением на основе равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, либо избираться представительным органом из своего состава, либо наниматься представительным органом на конкурсной основе для работы по контракту и осуществляет в дальнейшем свои полномочия на принципах единоначалия, ответственности и законности в статусе председателя представительного органа или руководителя администрации муниципального образования.

Объектом муниципального управления выступает муниципальное образование (городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией) со всеми его структурами, связями, отношениями, ресурсами.

Таким образом, муниципальное образование как объект муниципального управления представляет собой сложную социально-экономическую систему, состоящую из тесно взаимодействующих и взаимосвязанных элементов: населения, природно-географической среды, градообразующей базы и жизнеобеспечивающей системы, обслуживающей функционирование, сохранение и развитие всего муниципального образования.

Муниципальное управление представляет собой ряд функций для реалиции деятельности по основным направлениям. Функции муниципального управления делятся на общие и частные. Посредством реализации общих функций осуществляется управление объектом в целом, а с помощью частной функции выполняется управление каждой подсистемой объекта управления.

К общим функциям муниципального управления относятся:

планирование — это деятельность управления, которая направлена на разработку текущих (оперативных) планов и планов на будущее (стратегических), а также общее руководство реализацией планов и программ;

организация – это деятельность по выбору оптимальной модели местного самоуправления, его структуры, а также взаимодействия функциональных и территориальных подразделений и органов муниципального управления;

регулирование – это управление ходом различных процессов муниципального образования по выполнению намеченных планов, касающихся вопросов местного значения и социально-экономического развития, а также распределение ресурсов;

координация – это организация мероприятий (совещаний) для взаимодействия органов местного самоуправления, руководителей предприятий и организаций по вопросам социально-экономического развития муниципального образования;

мотивация – это стимулирование труда работника, муниципального служащего, направленное на пробуждение активной деятельности по развитию муниципального образования;

контроль – это надзорная деятельность за исполнением намеченных планов и программ социально-экономического развития, а также соблюдение исполнения нормативно-правовых актов органов местного самоуправления.

В качестве частных функций муниципального управления рассматриваются управление социальной защитой населения, здравоохранением, образованием и другими.

Следует отметить, что общие и частные функции муниципального управления реализуются соответствующими органами местного самоуправления. Кроме того, эти органы управления выполняют также вспомогательные функции, направленные на организационное, информационное, правовое, финансовое обеспечение деятельности органа управления.

Для полного раскрытия сущности муниципального управления необходимо рассмотреть его основные принципы. Муниципальное управление обладает общими принципами, присущие всей государственной власти, такие как законность, гласность, демократия и другие. Специальные же принципы местного самоуправления отражают объективные закономерности и тенденции развития местной власти. К специальным принципам относят:

Принцип самостоятельности в организации и осуществлении местного самоуправления означает, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, население решает вопросы местного значения путем местного референдума, муниципальных выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.

Организационная обособленность местного самоуправления. Основное содержание этого принципа говорит о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Государство не вправе вмешиваться в деятельность местного самоуправления, но устанавливает основы его воздействия.

Муниципальные образования должны обладать экономической и финансовой самостоятельностью. По данному принципу гарантируются экономическая и финансовая самостоятельность местного самоуправления, признает и защищает муниципальную собственность наравне с другими формами собственности.

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением. То есть выборные органы и должностные лица должны действовать в рамках интересов населения по решению вопросов местного значения. Успех зависит, прежде всего, от того, насколько эффективно организована работа органов местного самоуправления, сколько инициативы и предприимчивости они проявляют в своей деятельности.

Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления. Данный принцип гласит, чтоб российским законодательством закрепляются организационные основы и формы осуществления местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций.

Соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Реализация прав и свобод гражданина во многом зависит от деятельности органов местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина определяют смысл и содержание деятельности не только органов государственной власти, но и органов местного самоуправления;

Государственная гарантия местного самоуправления. На основании этого принципа признаются и гарантируются права местного самоуправления со стороны государства. Государство устанавливает правовые основы организации и деятельности местного самоуправления, законодательно гарантирует его финансовую, экономическую и организационную самостоятельность, утверждает принципы взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти и обеспечивает судебную защиту.

Таким образом, муниципальное управление представляет собой деятельность органов местного самоуправления направленную на реализацию своих полномочий в сфере удовлетворения общественных интересов, повышения качества жизни населения и других аспектов социально-экономического развития муниципального образования. В системе управления государством муниципальное управление является одним из наиболее важных элементов, так как именно оно напрямую связано с населением-носителем и источником власти, в том числе и по отношению к вышестоящим уровням власти. Ведь в первую очередь государственное и муниципальное управление  направлено на признание, соблюдение и защиту прав человека и гражданина.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации .
  2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // "Собрание законодательства РФ", 06.10.2003, № 40, ст. 3822.
  3. Федеральный закон «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления» от 11.04.15 г. № 55-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2016. — № 36.
  4. Ю.А. Дмитриева. Муниципальное право / Под общ. ред. М.: Изд-во "Эксмо", 2015. С. 120.
  5. Гончаренко, Г.С. Правовые акты органов государственного управления. Учебнометодический комплекс. — Ростов-на-Дону: РЮИ РПА Минюста России, 2012.
  6. Подсумкова А.А. Муниципальное управление: Словарь-справочник. Саратов: Изд-во ПАГС, 2018. С. 39.
  7. Васильев А.А. Муниципальное управление: Курс лекций. Изд. 5-е, испр. и доп.– Н.Новгород:, Издатель: Гладкова О.В., 2005.– 552 с.
  8. Глебов А. П. К теории функций государства // Правоведение. – 1971. – № 6. – С. 102–104.
  9. Демьяненко А.Н., Обушенков А.Л. Муниципальное управление: Учеб, пособие.Хабаровск ; Н. Новгород : ВВАГС. 1998.
  10. Васильев В.И. Местное самоуправление и Конституция Российской Федерации // Журнал российского права. 2019. № 6. С. 28 - 35.
  11. Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления.  М.: Юристъ, 2005. — 379 с.
  12. Малый А.Ф. Функции органов государственной власти: институционализация правовой категории // Ученые записки Казанского университета. – 2012. – № 4(154). – С. 55.
  13. Старцев, Я.Ю. Система государственного управления: политический анализ.Екатеринбург: УрАГС, 2010. — С. 31-59.
  14. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право РФ. М.: Юрист, 2017. С. 351.
  15. Александров О. Г. Система государственного и муниципального управления Учебно-методический комплекс Автор-составитель: кандидат юридических наук Екатеринбург, 2003 г.
  16. Симонова, Е.В. Инновации как основа экономического развития России / Е.В. Симонова // Теоретические и прикладные вопросы экономики и сферы услуг. — 2014. — №7. — С. 7-12.
  17. Шугрина Е.С. Муниципальное право. М.: Изд-во "Проспект", 2017. С. 349.
  18. Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления. Ростов-на Дону, 2000.
  19. Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и муниципальное управление. М.:Тандем : ЭКМОС, 2001.
  20. Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления. Ростовн/Д., 1997.
  21. Тимофеева О. Субъекты управления развитием города и их взаимоотношения // Гор. управление. 2001. №9.
  22. Вопленко Н. Н., Козлов А. В. К вопросу о структуре государственной функции // Вестник Волгоградского гос. ун-та. Сер. 5: Юриспруденция. – 2010. – № 2 (13) – С. 18-22.
  23. Щербакова Н.В. Местное самоуправление в России: Теория и практика. Ярославль, 1996.
  24. Машковцев П.В. Формирование системы управления инновационной деятельностью в рамках процессного управления предприятия // Вестник КГТУ. 2012 - №3 с. 176-179.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее