Правильное построение структуры управления налогами на предприятии поможет не только снизить налоги, но и более эффективно выстроить работу всех подсистем и взаимосвязи между ними. Это будет способствовать повышению точности расчетов налогов, оперативности их перечисления и совершенствовать форму взаимосвязи подсистемы корпоративного налогового менеджмента с другими подсистемами.
При создании подсистемы управления налогами необходимо выполнить:
- определить цели и задачи управления корпоративным налоговым менеджментом;
- установить статус налогового отдела и его взаимосвязь с другими отделами;
- выделить взаимосвязи данной подсистемы с другими подсистемами предприятия;
- разработать структуру подсистемы корпоративного налогового менеджмента;
- разработать технологии работы каждого отдела, входящего в систему корпоративного налогового менеджмента;
- установить взаимосвязи данной подсистемы с другими подсистемами предприятия;
- определить критерии оценки работы;
- разработать процедуры и правила работы, определить необходимые инструменты.
Система корпоративного налогового менеджмента — это форма организации возникающих с участием хозяйствующего субъекта экономических отношений по поводу оптимизации его налоговых платежей, представляющая собой процесс последовательного выполнения взаимосвязанных управленческих действий по планированию, анализу и регулированию, контролю и учету налогообложения фирмы.
Корпоративный налоговый менеджмент как система управления налогами на предприятии содержит в себе 4 основные функции, которые взаимосвязаны между собой посредством информации, которая переходит из одной подсистемы в другую:
1. Налоговое планирование – моделирование всех видов работ, которые предстоит подсистеме корпоративного налогового менеджмента выполнить, разработка технологии работы каждого подразделения. Составление плана работ, выявления взаимозависимости всех подсистем предприятия с подсистемами корпоративного налогового менеджмента, разрабатываются модели налоговых выплат. Формирование налогового плана, с целью разработки системы мероприятий оперативного, тактического и стратегических уровней, которая содержит в себе цели, объемы, методы, последовательность и сроки выполнения налоговых нововведений. Разработка базовой (рассчитывается без налоговой корректировки данных) и альтернативной (разрабатываются на основе предварительно скорректированных данных) модели налоговых выплат
2. Организация деятельности подсистемы корпоративный налоговый менеджмент – данная функция предопределяет внедрение на предприятии разработанной модели осуществления действий исследуемого отдела - отдел корпоративного налогового менеджмента, реализация созданных технологий работы подразделений. Создание налогового подразделения на предприятии, с входящими в него подразделениями, осуществляющими налоговый учет на предприятии (бухгалтерия), так и подразделениями, обеспечивающие контроль налогового учета (юридический отдел, плановая служба).
3. Налоговый учет и контроль - установление фактического состояния размеров налоговых проплат в стоимостном и временном выражении, соблюдение сроков оплаты и выявление отклонений. Отклонение – это разница между плановым и фактическим значением конкретного размера налоговых проплат. Проверки правильности начисления и уплаты налогов, движения входящих и исходящих налогов, заполнения финансовых документов, обеспечение достоверности бухгалтерского и налогового учета.
4. Налоговый анализ и регулирование – выявляется состав отклонений фактических значений уплаченных сумм налогов от плановых, а также отклонение фактических значений различных показателей от плановых, устанавливаются причины возникновения отклонений и разрабатываются решения по их устранению. Происходит реализация разработанных мероприятий в практической деятельности предприятия.
На основе данных функций корпоративного налогового менеджмента можно рассмотреть структуру построения корпоративного налогового менеджмента, с целью управления налоговыми ресурсами.
Схему построения структуры можно разделить на три этапа. Схема построения структуры корпоративного менеджмента представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Построение структуры корпоративного налогового менеджмента
На первом этапе построения структуры необходимо выделить подсистемы КНМ, выделить виды информации, которая будет интегрироваться между подсистемой корпоративного налогового менеджмента и важнейшими подсистемами предприятия: финансового отдела, планового отдела, отделом налогового производства и мониторинга и так далее,
На втором этапе разрабатывается технология связей и взаимосвязей между подсистемами корпоративного налогового менеджмента, обобщение и выделение средств информации, перетекание информации между подсистемами.
И на третьем этапе определяется размер увеличения прибыли за счет функционирования подсистемы, выявляются причины отклонений и разрабатываются методики по их устранению, определяется размер экономии за счет осуществляемых налоговых проплат:
- без нарушений установленных сроков;
- соответствие фактических сумм налоговых проплат плановым.
Существует множество методов и схем построения структуры, нет какого-то единого понимания, по ее построению. Формирование структуры управления налоговыми ресурсами играет очень важную роль на предприятии, так как без определения четких целей и организации налогов, эффективность работы предприятия снижается.
Список литературы
- Бодротова Т.В. Налоговый учет и налоговое планирование: учебник для бакалавров. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2020. – 320с.
- Павлова И.О. Основы менеджмента: учебное пособие. – Самара: Издательство Самарского университета, 2021. – 80с.
- Гуриев С.М. и др. Корпоративное управление в российской промышленности. - М.: ИЭПП, 2004. - 92 с.