СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННО–ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННО–ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

Авторы публикации

Рубрика

Менеджмент и управление

Просмотры

52

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 12 (110), Апрель ‘23

Дата публикации 28.03.2023

Поделиться

В данной статье рассматриваются формы, модели механизмы государственно–частного партнерства, а также эффективность проектов государственно–частного партнерства Российской Федерации и методика ее оценки.

Современные социально–экономические процессы, происходящие в жизни мирового сообщества (глобализация, переход к постиндустриальному обществу и «экономике знаний»), актуализировали проблемы ответственности государства и бизнеса в их совместном решении общественно значимых задач [3, с.55].

В современных реалиях в Российской Федерации наметилась необходимость перехода от экономики сырьевого типа к экономике инновации. Мировой опыт показывает, что важнейшим инструментом на пути такого перехода является государственно–частное партнерство.

Государственно–частное партнерство представляет собой взаимовыгодное средне- и долгосрочное сотрудничество между государством и бизнесом, реализуемое в различных формах (начиная от контрактов на выполнение работ, акционирования и заканчивая консультациями государства и бизнес–ассоциаций) и ставящее своей целью решение политических и общественно значимых задач на национальном, региональном и местном уровнях.

Формы государственно–частного партнерства, встречающиеся в мировой практике, с учетом их многообразия, можно разделить на две группы: институциональные формы, которые носят в большей степени организационный характер, и контрактные формы, которые включают в себя различные виды соглашения с инвестиционными обязательствами, концессионные соглашения, соглашения о разделе продукции и пр.[5, с.21].

Подходы к сценке эффективности проекта государственно–частного партнерства следует разграничивать исходя из целей его участников. Так, если для частного партнера приоритетной является финансовая эффективность  проекта, то для государственного партнера зачастую более важными показателями являются социальная, экологическая, инфраструктурная, инновационная, бюджетная эффективность проектов государственно–частного партнерства.

В международной практике сценка эффективности проектов государственно–частного партнерства традиционно производится на основе концепции «Value for Money» (основанных на ней методах СВА и РSС), которая характеризуется абстрагированием от «затратного» подхода и позволяет оценить совокупный полезный эффект от реализации проекта государственно–частного партнерства для государства с учетом социальной, инвестиционной, научно-технической и иных, имеющих общественную ценность, составляющих [7, с.218].

В Российской Федерации оценка эффективности проектов государственно–частного партнерства сегодня осуществляется в соответствии с «Методикой оценки эффективности проекта государственно-частного партнерства, муниципально–частного партнерства и определения их сравнительного преимущества». Методика содержит показатели финансовой и социально-экономической эффективности проектов государственно–частного партнерства, однако алгоритм оценки последней, на наш взгляд, недостаточно проработан, не содержит конкретных количественных показателей измерения социально–экономического эффекта.

На основании анализа эффективности реализации проектов государственно–частного партнерства в России и за рубежом, можно сделать вывод о целесообразности и возможности применения зарубежных методик оценки эффективности проектов государственно–частного партнерства в российской практике.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 13.07.2015 N224-ФЗ (ред. от 11.06.2022) «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. N 156. 17.07.2015.
  2. Барабашев А.Г. Государственное и муниципальное управление. Технологии научно-исследовательской работы / А.Г. Барабашев, А.В. Климова. – М.: Юрайт, 2021. – 194 с.
  3. Гимазова Ю.В. Государственное и муниципальное управление / Ю.В. Гимазова. под общей редакцией Н.А. Омельченко. – М.: Юрайт, 2021. – 453 с.
  4. Купряшин Г.Л. Основы государственного и муниципального управления / Г.Л. Купряшин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2021. – 574 с.
  5. Морозова О.А. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении / О.А. Морозова, В.В. Лосева, Л.И. Иванова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2021. – 142 с.
  6. Орешин В.П. Государственное и муниципальное управление / В.П. Орешин. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 178 с.
  7. Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами / Б.А. Райзберг. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 384 с.
  8. Чазова И.Ю. Оценка эффективности системы государственного управления / И.Ю. Чазова // Евразийский союз ученых. – 2020. – № 1-4(70). – С. 53-59.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее