В последние годы вопросы правового регулирования организации местного самоуправления в Российской Федерации находятся в зоне постоянного внимания не только законодателей, но и правоприменителей. При этом, далеко не все вышеуказанные субъекты находят взаимопонимание и приходят к компромиссу в рассматриваемом дискурсе. Данное обстоятельство отрицательно сказывается на эффективности и оптимальности поступательного развития муниципальной власти в современной России.
Несмотря на общую озадаченность законотворцев проблемами совершенствования правового регулирования местного самоуправления в Российской Федерации, вопросы правового статуса наукоградов и особенностей организации муниципальной власти на этих территориях остаются вне зоны пристального внимания.
Действующий Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) содержит нормы, устанавливающие особенности организации местного самоуправления на различных территориях.
Особенности организации местного самоуправления в наукоградах устанавливаются статьей 81 Закона № 131-ФЗ. Стоит отметить, что рассматриваемая статья устанавливает всего две части. Часть первая определяет наукоград как городской округ. Часть вторая закрепляет положение, согласно которому особенности осуществления местного самоуправления в наукоградах устанавливаются федеральным законом.
Таким образом, в настоящее время в Законе № 131-ФЗ для правового закрепления особенностей осуществления местного самоуправления в наукоградах используется бланкетный способ формирования правовой нормы.
Данное обстоятельство в отечественной правовой науке оценивается неоднозначно [3, с. 27]. Так, по мнению некоторых авторов, в сложившейся системе правового регулирования местного самоуправления в наукоградах данная норма становится проявлением неэффективного подхода федерального законодателя в использовании различных механизмов юридической техники [2, с. 12]. Данная позиция аргументируется необоснованностью использования бланкетного способа формирования статьи 81 Закона № 131-ФЗ, так как применение такого способа чревато правовой неопределенностью, возникновением пробелов в вопросах осуществления местного самоуправления в наукоградах.
Федеральный закон от 7 апреля 1999 года № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации» (далее – Закон № 70-ФЗ) по смыслу бланкетной нормы статьи 81 Закона № 131-ФЗ призван установить особенности осуществления местного самоуправления в наукограде как городском округе. Однако, рассматриваемый закон не содержит указанные нормы.
Так, в Законе № 70-ФЗ отсутствует предмет правового регулирования. На наш взгляд, это является значительным упущением законодателей, нарушением правил юридической техники, что отрицательно сказывается не только на качестве норм, но и на практике правоприменения.
Закон № 70-ФЗ не является объемным, практически большая часть его статей никаким образом не затрагивает вопросы осуществления местного самоуправления в наукоградах. Если и имеются такие нормы, то они только опосредованно касаются рассматриваемого вопроса. Фактически прямое отношение к особенностям осуществления местного самоуправления в наукоградах имеют только положения статьи 8.1 Закона № 70-ФЗ, в которых определяются права органов местного самоуправления по реализации стратегии социально-экономического развития наукограда как городского округа.
Для более подробного исследования вопросов правового регулирования наукоградов в России необходимо обратиться также к Федеральному закону от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», который упоминается в статье 2 Закона № 70-ФЗ как один из актов, определяющих правовую основу функционирования наукоградов. Однако, в рассматриваемом законе не содержится ни одного положения, определяющего осбенности организации местного самоуправления в наукоградах, даже в части полномочий по реализации государственной научно-технической или инновационной политики.
На сегодняшний день, положение наукограда имеет двойственную природа: с одной стороны, наукоград представляет собой муниципальное образование в статусе городского округа. Соответственно, наукоград обладает всеми характеристиками, присущими данному виду муниципальных образований. С другой стороны – наукоград является территорией, в пределах которой присутствует научно-производственный комплекс, отвечающий приоритетным направлениям развития науки и техники в России.
Несомненно, две указанные стороны слабо взаимосвязаны на уровне нормативного регулирования. Таким образом, восприятие наукограда должно иметь иной характер. По мнению некоторых авторов, законодателю необходимо установить цель подобных образований: сосредоточить в одном месте всю необходимую инфраструктуру для развития наукоемкого бизнеса и предоставить высокотехнологичным предприятиям возможность коллективно использовать эту инфраструктуру на максимально льготных условиях [2, с. 13].
Данная территория должна представлять собой симбиоз муниципальных, государственных, научных и бизнес-структур, опосредованный партнерскими отношениями, далеко выходящими за организационные экономические и территориальные основы местного самоуправления [4, с. 12].
На наш взгляд, представляется необходимым закрепление не только особенностей осуществления местного самоуправления в наукоградах, но и принципов взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти, представителями научного, технического, инновационного и бизнес-сектора. Особое внимание необходимо уделить также проблемам решения вопросов местного значения в интересах населения наукоградов, а также формам реализации научно-технической и инновационной политики самостоятельно органами муниципальной власти либо во взаимодействии с органами государственной власти. Таким образом, существующий подход законодательного регулирования особенностей осуществления местного самоуправления в наукоградах требует своего совершенствования.
Список литературы
- Гриценко Е.В. Наукограды России как инновационные территории: эволюции правового статуса / Е.В. Гриценко // Муниципальное имущество: экономика, право, управление. – 2022. – № 3. – С. 3-8
- Кожевников О.А. Правовое регулирование наукоградов в России: современное состояние и возможные перспективы / О.А. Кожевников // Муниципальное имущество: экономика, право, управление. – 2022. – № 3. – С. 11-13
- Лаппо, Г.М. Наукограды: вчерашние запретные и полузапретные города – сегодняшние точки роста / Г.М. Лаппо, П.М. Полян // Мир России. – 2008. – № 1. – С. 27-28
- Миронова, С.М. Финансово-правовой статус наукоградов и особенности его реализации / С.М. Миронова // Финансовое право. – 2021. – № 7. – С. 11-17
- Уткина, Е.В. Наукограды: современное состояние / Е.В. Уткина // Россия молодая: сборник материалов XIV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / отв. ред. К.С. Костиков. – Кемерово: Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева, 2022. – С. 77-78