КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОЛЖНОСТЕЙ И ИХ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС

КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОЛЖНОСТЕЙ И ИХ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС

Авторы публикации

Рубрика

Политология

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 28 (30), сентябрь ‘21

Дата публикации 10.09.2021

Поделиться

Статья посвящена существующей классификации государственных должностей. Исследуется значимость профессионализма государственных служащих для реализации задач и функций правового государства. Разбираются некоторые способы подбора кадров на государственную службу.

Современное понятие «государственная служба» возникло в нашем государстве в девяностые годы двадцатого века и связано со становлением государственной службы как нового правового института. В советское время к государственным служащим относились все те граждане, которые работали в органах государственной власти, организациях и учреждениях, которые финансировались из государственного бюджета.

До настоящего времени в специальной литературе нет единого подхода к определению сущности государственной службы. Существуют различные концепции определения сущности государственной службы: политическая, социальная, правовая, которые имею собственный предмет, метод исследования, понятийный аппарат.

Государственная служба РФ представляет собой государственную деятельность, назначение которой зависит от назначения государства и его функций. Государственный служащий при исполнении своих должностных обязанностей всегда действует от имени и в интересах государства.

Существенным признаком, характеризующим государственную службу, является профессиональная служебная деятельность, для осуществления которой необходимо наличии специальных квалификационных требований для решения государственных задач. Без наличия определенного образования и квалификации в той или иной сфере государственной службы, будет затруднительно осуществлять управление обществом и реализации функций органов государственной власти. Отсюда вытекает третий признак данного института, который заключается в обеспечении исполнения полномочий органов государственной власти посредством аналитических, организационных, интеллектуальных, прогностических и иных профессиональных умений лиц, замещающих должности государственной службы.

Профессионализм и компетентность государственных служащих является еще одним из условий государственной службы. Для осуществления государственных функций систему государственной службы необходимо укомплектовать специалистами высочайшей квалификации, способными анализировать происходящие процессы, видеть перспективу своей работы, принимать решения, обеспечивать организацию и приведение в жизнь принятых решений и создания политически и юридически благоприятных условий для реализации каждым человеком своих прав, свобод и интересов.

Основным признаком, характеризующим государственную службу, является профессиональная деятельность. Такая деятельность основывается на специальных знаниях, навыках, умениях, направлена на непрерывное и компетентное осуществление полномочий государственных органов по реализации Конституции РФ и иных нормативных правовых актов лицами, замещающими должности федеральной государственной службы и государственной службы субъектов РФ. Защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц охватывает права государственных служащих на разрешение индивидуальных споров, создание профсоюзов, обжалование неправомерных действий.

Классные чины гражданской службы присваиваются гражданским служащим в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы.

Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы без ограничения срока полномочий, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена.

Подбор персонала является основной и центральной важной функцией управления человеческими ресурсами. Эффективность работы зависит не только от создания необходимой правовой, экономической и материально-технической базы учреждения, но и от персонала, его профессионализма. Сложность и специфика государственной службы предъявляют высокие требования к государственным служащим и требуют наличия у них лучших человеческих качеств.

Поэтому необходимы новые научные знания и эффективные технологии в области управления человеческими ресурсами, отбора кадров, методов формирования и управления трудовым коллективом, освоения инновационных технологий работы с кадрами. Различные кризисы, глобализация и быстрые темпы технологических преобразований, заставили многие организации применять компетентностный подход в процессе отбора кадров. С помощью правильного подхода в процессе отбора персонала, эти нанимаемые сотрудники могут обеспечить удовлетворение ожиданий населения, тем самым улучшая качество оказываемых услуг. Применение компетентностного подхода в процессе отбора кадров на государственную службу позволит повысить эффективность кадрового обеспечения государственных органов, укомплектовать государственную службу эффективными и высококвалифицированными специалистами.

В современной научной литературе и службе управления персоналом представлено множество технологий, методов и средств оценки персонала. Наиболее часто используемая корпоративная модель UCF (Universal Competency Framework), особенностью которой является ее индивидуальная разработка для каждого учреждения[1].

Еще одним примером часто используемой модели компетенций является российская модель «20 граней», которая позволяет широко изучить и группировать компетенции сотрудников в соответствии с важностью. Она является самой оптимальной и сравнительно современной моделью. Также существует множество методик, определяющих различные компетенции, такие как методика Э. Шейн «Якоря карьер», вербальные и цифровые тесты SHL, тест для определения уровня эмоционального интеллекта Холла.

Следует отметить, что интервью по компетенциям является одним из наиболее эффективных, но дорогих методик отбора персонала с применением компетентностного подхода. В ходе интервью всем его участникам задаются одинаковые вопросы, которые касаются ключевых компетенций для учреждения, и отводится одинаковое время для формулировки ответа. При проведении интервью используется специальная технология, позволяющая определять привычные способы поведения человека в различных ситуациях, связанных с его работой. Это позволит в будущем прогнозировать его действия в аналогичном деловом состоянии.

В заключение можно сделать вывод о том, что государственная служба РФ представляет собой профессиональную деятельность граждан РФ по реализации функций государства, обеспечению благосостояния общества, удовлетворению публичных интересов, поддержанию политического руководства страны, основана на принципах и положениях, предусмотренных законодательством РФ.

[1] Тонян М.Н., Лоскутов Н.В. О сущности подготовки современных менеджеров // качество управленческих кадров и экономическая безопасность организации. Сборник материалов Национальной студенческой научно-практической конференции. – Курск, 2019. – С. 118.

Список литературы

  1. Бобров А.М., Телегин А.С. Государственная служба иных видов: понятие и ее особенности // Административное право и процесс. – 2018. – № 9. – С. 55-60.
  2. Государственная служба: учебник / Под ред. Оболонского А.В. – М.: ДЕЛО, 2015. – 440 с.
  3. Кабашов С.Ю. Государственная служба Российской Федерации: учебное пособие. – М.: Флинта, 2017. – 306 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary