СОВРЕМЕННОЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СОВРЕМЕННОЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Авторы публикации

Рубрика

Высшее образование

Просмотры

9

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 38 (40), ноябрь ‘21

Дата публикации 20.11.2021

Поделиться

В статье автор анализирует современное социально-экономическое состояние и существующие проблемы в развитии системе среднего профессионального образования. Актуальность темы обусловлена активным развитием государственной политики в отношении системы среднего профессионального образования, вызванного, в свою очередь, возросшей потребностью в квалифицированных рабочих и служащих, специалистах среднего звена в реальных секторах экономики страны в целом и в регионах.

По состоянию на 1 января 2020 года количество учреждений, предоставляющих среднее профессиональное образование (далее - СПО) составляет 4 599 образовательных организаций и филиалов по всей РФ. 

Из 4 599 заведений СПО:

− 3 252 профессиональных образовательных организаций; 

− 598 филиалов  профессиональных образовательных организаций;

− 327 образовательных организаций высшего образования; 

− 422 филиала образовательных организаций высшего образования.

В целом сеть государственных и коммунальных учреждений СПО является достаточно разветвленной. Однако тенденции последних десяти лет свидетельствуют об устойчивом тренде к сокращению количества таких заведений. Это связано с рядом объективных причин. В частности, постоянное сокращение выпускников учреждений общего среднего образования соответственно влияет и на количество желающих получать среднее профессиональное и профессионально-техническое образование. На сегодняшний день около 40% заведений СПО имеют контингент соискателей до 300 человек. Также на уменьшение количества заведений повлияло и нарушение прямых связей между производством и учебными заведениями. Там, где закрывались предприятия, фактически исчезала необходимость функционирования заведений СПО.

По состоянию на 1 января 2020 г. число образовательных организаций и филиалов, реализующих программы среднего профессионального образования, расположенных на территории Российской Федерации, в расчете на 100 тысяч населения в возрасте 15 – 19 лет составляет 64,2, в том числе профессиональных образовательных организаций и их филиалов – 53,8. 

В сельской местности расположены 482 организаций среднего профессионального образования (12,5% от общего числа).

Практически треть - 1 400 профессиональных образовательных организаций (36,4%) расположены в административных центрах субъектов Российской Федерации. Наименьшая их концентрация в административных центрах характерна для Ханты-Мансийского автономного округа (9,4%), Краснодарского края (16,2%) и Республики Коми (17,6%).

Регионы с широкой филиальной сетью профессиональных образовательных организаций (более 1/3 от общего числа): Республика Бурятия, Курганская, Курская и Астраханская области. Не имеют филиалов профессиональные образовательные организации Еврейской автономной области, Чукотского и Ненецкого автономного округа, Республик Ингушетии, Алтая, Адыгеи, Тывы, Калининградской, Владимирской областей, г. Севастополя и г. Санкт-Петербурга.

В последние годы, несмотря на ухудшение демографической ситуации (старение населения, снижения рождаемости, пандемия коронавирусной инфекции), увеличения до 80% доли молодежи, ориентированной на получение высшего образования, происходит постепенное увеличение контингента учащихся, слушателей заведений СПО. 

По состоянию на 1 января 2020 г. общий контингент учащихся составил 3 105 298 человек (увеличение относительно предыдущего отчетного периода на 3,6%).

Среди регионов РФ по количеству обучающихся по программам СПО стоит выделить: 

- Приволжский федеральный округ - 689 779 чел.;

- Центральный федеральный округ - 662 774 чел.;

- Сибирский федеральный округ - 407 612 чел.;

- Южный федеральный округ - 370 878 чел.;

- Уральский федеральный округ - 287 011 чел.;

- Северо-Западный федеральный округ - 274 767 чел.;

- Северо-Кавказский федеральный округ - 208 734 чел.;

- Дальневосточный федеральный округ - 203 743 чел.

В то же время, несмотря на увеличение контингента учащихся, слушателей заведений СПО, доля выпускников 9-х классов заведений общего среднего образования, продолжающих обучение для получения среднего профессионального образования в заведениях СПО.

Доля численности студентов, обучающихся за счет бюджетных средств бюджетной системы РФ в общей численности обучающихся снизилась и составляет 69,9%; в профессиональных образовательных организациях этот показатель несколько выше и равен 75,1%. Основная нагрузка приходится на бюджеты субъектов Российской Федерации, за счет средств которых обучается 62,1% студентов от их общей численности. 

Подготовка кадров осуществляется по 218 профессиям и 262 специальностям среднего профессионального образования.

Более 50% студентов программ среднего профессионального образования обучается по профессиям и специальностям, относящимся к области знаний «Инженерное дело, технологии и технические науки»; второй по численности обучающихся является группа «Науки об обществе» (21,7%). Самая малочисленная группа – «Математические и естественные науки». 

Группировка образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования по типу потенциального работодателя показывает, что 40,7% обучающихся получают образование по образовательным программам, ориентированным на малый бизнес и сферу услуг. Каждый четвертый студент (24,5%) обучается в образовательных организациях, деятельность которых ориентирована на подготовку кадров для крупного производства; 22,0% контингента сосредоточено в организациях, ориентированных на подготовку кадров для организаций, оказывающих социально значимые услуги (здравоохранение, образование, обеспечение безопасности и правопорядка) [1].

Наибольший процент обучающихся и слушателей, которые учились в заведениях СПО по состоянию на 1 января 2020 г., – это молодежь 15–18 лет с базовым и полным средним образованием, их доля составляет 43,4%, а обучающихся в профессиональных образовательных организациях – 35,6%. Также по состоянию на 1 января 2020 г. наблюдается увеличение на 24,0% количества взрослого населения, получавших рабочие квалификации.

Рост количества соискателей СПО из числа взрослого населения можно обосновать во-первых, внедрением учебных заведений краткосрочных программ подготовки, в том числе по частичным квалификациям, а также постепенным обновлением материально-технической базы заведений, что способствует приближению получаемых соискателями навыков к запросам работодателей.

В среднем профессиональном образовании РФ большое внимание уделяется вопросам заботы о детях-сиротах, детях, лишенных родительской опеки и лицах с инвалидностью. Количество детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, составляет в среднем 4,4–4,7 % от общего контингента. Незначительные колебания обычно связаны с изменениями общего контингента соискателей среднего профессионального  образования. Количество лиц с инвалидностью составляет в среднем 1,4–1,7% общего контингента. 

Развитие среднего профессионального образования предполагает приобретение учениками таких качеств, которые отвечают потребностям личности будущего студента, требованиям общества и обеспечивает интеграцию в мировое просвещение. В современных условиях рынка труда к ним предъявляются новые требования: высокий уровень теоретической подготовки, сложившийся уровень социальной зрелости, высокая эффективность в ситуациях неопределенности, быстрая адаптация к условиям рабочей среды. Поэтому, среднее профессиональное образование в РФ должно быть качественным; будущий специалист обязан уметь постоянно развиваться и самосовершенствоваться, чтобы работодатель был уверен в его компетентности и профессионализме, а высшие учебные заведения должны обращать внимание на аспекты профессиональной подготовки студентов с учетом условий окружающей среды, в частности требований рынка труда. Профессиональная подготовка будущего специалиста – это педагогический процесс профессионального образования, результатом которого является формирование готовности к трудовой деятельности. Она проявляется в формах активности и определяет способности ставить перед собой профессиональные цели, выбирать способы их достижения, осуществлять самоконтроль за выполнением своих действий и прогнозировать пути повышения производительности работы в профессиональном направлении. Все это формируется с помощью стандартов профессионального образования, освоения данной специальности и личных качеств студента [2].

Как показывает отечественный опыт, обучение в средней профессиональной школе характеризуется рядом существенных недостатков: наблюдается недостаточно полное его соответствие специфике профессиональной деятельности и требованиям, стоящим перед личностью современного специалиста; характерно однообразие форм, методов и приемов преподавания, что вызывает уменьшение заинтересованности в познавательной деятельности и будущей профессии. В связи с этим учебный процесс требует усовершенствования, что возможно только путем внедрения методов активизации обучения.

Большинство новых профессий требует квалификации, которыми промышленный рабочий никогда не обладал и к овладению которыми он очень плохо приспособлен. Они требуют соответствующего образования и способностей к овладению и применению теоретических и аналитических знаний. Они требуют иного подхода к работе и иному составу разума. Более того, они требуют наличия навыка постоянного обучения.

Кроме того, в условиях рыночной экономики человек является активным субъектом на рынке труда, дающим право свободно распоряжаться своим главным капиталом — полученной квалификацией. В настоящее время для значительной части трудоспособного населения РФ, особенно для молодежи, непросто преодолеть психологический барьер перехода с позиции наемного государственного работника в условия, когда самому следует искать на рынке труда высокооплачиваемую работу.

Решая проблемы среднего профессионального образования в условиях рыночной экономики, следует учитывать и то, что каждому человеку приходится часто менять не только место работы, но и профессию. 

Сегодня сфера отечественного среднего профессионального образования находится на переходном этапе, целью которого является децентрализация профессионального образования. Учитывая неготовность местных правительств самостоятельно финансировать среднее профессиональное образование, этот этап сопровождается крайне неблагоприятными последствиями, в частности – закрытием некоторых профтехучилищ в городах, где ресурсов не хватает. Однако в некоторых регионах уже существуют положительные сдвиги на пути преодоления образовательного кризиса.

Целесообразность скорейшего переформатирования среднего профессионального образования очевидна не только с учетом рынка труда, который уже долгое время испытывает значительную нехватку специалистов рабочих специальностей, но и учитывая контингент учащихся ПТУ, преимущественно происходящих из самых уязвимых слоев населения. Выпускать дипломированных специалистов без перспективы трудоустройства – значит создать прослойку деклассированного агрессивного населения, что может привести к худшим последствиям, как с экономической, так и социальной точки зрения.

Децентрализацию финансирования учебных заведений среднего профессионального образования предпочло большинство развитых стран. Таким образом, ответственность за внедрение тех или иных направлений подготовки кадров переведена не на центральные органы власти, а на местные правительства, которые должны регулярно проводить мониторинг потребностей локальных предприятий, находить возможности для сотрудничества с бизнесом в сфере предоставления образовательных услуг и рационально распределять деньги собственных бюджетов. Как результат, дипломы выпускников заграничных учреждений среднего профессионального образования соответствуют приобретенным навыкам и знаниям, которые высоко востребованы работодателями, а уровень привлечения европейской молодежи в профтехобразование намного выше российского.

Из опыта европейских стран можно заключить, что государственный бюджет – не единственный источник финансирования среднего профессионального образования. В странах с успешной реформой среднего профессионального образования представители соответствующих учебных заведений, местных властей, местного бизнеса и индустрии ведут активный диалог. Все стороны заинтересованы в развитии профессионально-технического образования, определяя какие профессии нужны и что нужно развивать. В целях более эффективного использования ресурсов применяется слияние заведений среднего профессионального образования для создания крупных учебных центров. В Дании осуществили объединение центров повышения квалификации при Министерстве труда и традиционных профессиональных колледжей, подчиненных Министерству образования, и на их базе образовали крупные учебные заведения под эгидой Министерства образования. Подобный подход был использован и в Эстонии. Там прошла реорганизация сети учреждений среднего профессионального образования и обучения с целью создания крупных центров профессиональной подготовки. В период с 1994 по 2003 гг. благодаря слиянию, количество государственных учреждений профессионального образования в Эстонии уменьшилось с 77 до 52. За рубежом предприятия сотрудничают с училищами с помощью программ учащихся и налоговых льгот, привлекая к производству необходимых специалистов [3].

Времена экономии вынуждают работодателей тщательно взвешивать производственные затраты и более тщательно рассматривать целесообразность и рентабельность переподготовки кадров. Они часто сетуют на неспособность отечественной системы среднего профессионального образования предоставить выпускникам необходимые для успешной трудовой деятельности базовые умения и навыки, отмечая несоответствие объемов и направлений среднего профессионального обучения потребностям экономики и рынка труда, указывая на недостаточный уровень качества среднего профессиональной подготовки. В таких условиях диалог между промышленностью и учреждениями профессионально-технического образования крайне важен. Следующие шаги позволят нивелировать проблемы в среднем профессиональном образовании и повысить эффективность взаимодействия профтехучилищ с бизнесом.

В условиях децентрализации финансирования местные органы власти уже не могут разбазаривать деньги на подготовку невостребованных кадров. Поэтому они должны тщательно анализировать состояние и современные тенденции развития региональной экономики. Это предполагает создание рабочих групп, в состав которых войдут члены городских советов, представители профессионально-технического образования и предприниматели. Все вместе они смогут узнать актуальные направления подготовки профессионалов. Ведь не целесообразно финансировать ненужные специальности, не ориентируясь на требования промышленности. Пользуясь зарубежным опытом и учитывая устаревшую материальную базу большинства учреждений среднего профессионального образования, ученичество может стать целесообразным вариантом взаимодействия студентов с потенциальными работодателями, особенно в профессиональных сферах, где ориентация в современном оборудовании и инструментах является определяющей. Ученик предусматривает получение необходимой теоретической базы по месту обучения в сочетании с практическими навыками на производстве. Работодатель платит ученику заработную плату согласно соответствующему трудовому договору на период обучения на предприятии [4].

Также альтернативным вариантом являются контрактные условия, когда затраты на обучение берет на себя предприятие, заинтересованное в отдельных рабочих специальностях. В этом случае работодатель должен быть уверен, что учреждение среднего профессионального образования является надежным партнером в подготовке кадров, поэтому его репутация при привлечении средств по такой схеме является определяющим критерием. По данным Министерства науки и высшего образования РФ, в 2019 г. и 2020 гг. на договорной основе с юридическими и физическими лицами обучалось только 3.1% и 2.9% учащихся соответственно

Определение приоритетных профессий для региональной промышленности поможет уменьшить количество невостребованных направлений подготовки и ослабить финансовую нагрузку на местные бюджеты, в частности, по статье содержания мелких училищ, объединяя их в крупные многопрофильные учреждения. Введение также предусматривает ограничение заведениями среднего профессионального образования количества своих учебных программ. Обучение должно проходить только по тем профессиям, которые могут поддерживать друг друга в смысле совместного использования мастерских, учебных материалов, оборудования и особенно учителей и мастеров.

Учреждения среднего профессионального образования определенного профиля могут использовать результаты своей учебной деятельности на местных рынках. Во-первых, такая практика – это дополнительный источник привлечения средств, во-вторых – эффективный механизм для приспособления к современным бизнес-колебаниям. Например, профессиональные училища, которые готовят рабочих пищевой отрасли, могут продавать свои услуги местной общине, а именно: продавать еду, предоставлять ресторанные услуги, обслуживать мероприятия (свадьбы, дни рождения) и т.д. Если для контроля за полным циклом производства учебному заведению не хватает производственных мощностей и материально-технической базы, можно ограничиться производством промежуточной продукции или услуг. К примеру, учреждение среднего профессионального образования может производить колеса для велосипедов, а не сами велосипеды. Такая ситуация потребует от руководства учебных заведений налаживать сотрудничество с предприятиями, которые будут покупать их продукцию или пытаться продавать продукцию на географически большем рынке [5].

Любое увеличение эффективности среднего профессионального образования в будущем будет связано с дальнейшим развитием системы в направлении децентрализации и ориентации на спрос. Следовательно, местным правительствам нужно не только жаловаться на недофинансирование из центра, но и делать выводы и решительные шаги в направлении оптимизации сети учреждений среднего профессионального образования и приводить их образовательные программы в соответствие с потребностями региональной промышленности.

Список литературы

  1. Информационный бюллетень о результатах мониторинга качества подготовки кадров в Российской Федерации в 2020 году. Министерство просвещения Российской Федерации, Российский Технологический университет, Главный информационно-вычислительный центр – 40 с.
  2. Деев, Е. Е. Развитие начального профессионального образования в России : учебное пособие для вузов / Е. Е. Деев. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 285 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14113-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. Бахтигулова, Л. Б. Методика профессионального обучения : учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. Б. Бахтигулова, П. Ф. Калашников. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 194 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11931-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].
  3. Кузнецов, В. В. Введение в профессионально-педагогическую специальность : учебник и практикум для вузов / В. В. Кузнецов. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 222 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07426-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].
  4. Формирование профессиональной компетентности педагога. Поликультурная и информационная компетентность : учебное пособие для вузов / Н. Р. Азизова, Н. А. Савотина, М. И. Бочаров, С. В. Зенкина. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 162 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06234-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].
  5. Пряжников, Н. С. Организация и методика производственного обучения: профориентология : учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. С. Пряжников. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 405 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11686-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/476369 (дата обращения: 20.11.2021).
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее