РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В МОНАСТЫРЯХ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА НА ПРИМЕРЕ ЖЕНСКОГО ЗНАМЕНСКОГО МОНАСТЫРЬ ГОРОДА ЕЛЬЦА

РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В МОНАСТЫРЯХ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА НА ПРИМЕРЕ ЖЕНСКОГО ЗНАМЕНСКОГО МОНАСТЫРЬ ГОРОДА ЕЛЬЦА

Авторы публикации

Рубрика

История

Просмотры

123

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 21 (171), Июнь ‘24

Дата публикации 01.06.2024

Поделиться

В тексте рассматривается значимость церковно-приходских школ при монастырях во второй половине XIX века в Российской империи. Монастыри не только служили центрами духовного развития и образования, но и выполняли важную социальную функцию, предоставляя бесплатное образование детям из различных слоев общества. Особое внимание уделяется истории монастыря Знаменского Исследование подчеркивает общественное значение церковно-приходских школ как фактора сохранения традиций и развития общества, а также важность их исторического наследия для понимания культуры России.

Во второй половине XIX века православная церковь играла важную роль в российском обществе. Она не только была опорой для веры и духовности, но и активно занималась благотворительностью, воспитанием и образованием.

Одним из ключевых направлений деятельности церкви было создание и развитие монастырей. Эти духовные центры не только собирали знания и культуру, но и выполняли важную социальную функцию.

Монастырские школы и училища предоставляли детям из сельских и городских семей возможность получить базовые навыки грамотности и счета, а также погрузиться в мир духовности. Воспитательная и образовательная работа монастырей была направлена на подготовку молодых людей к экзаменам, а также формирование религиозных работников и простых прихожан.

Монастыри Елецкой епархии, основанные в разные времена, имели свою уникальную историю, но всех их объединяло стремление помогать людям. Они не только обучали в школах, но и проводили благотворительные мероприятия, помогали нуждающимся и участвовали в благоустройстве окружающей среды.

Церковно-приходская школа при Знаменском монастыре начала свою работу 30 января 1890 года под руководством монахини Валерии. Школа предоставляла бесплатное образование для 100 девочек, где они учились грамоте и рукоделию. Учителями были монастырские священники – священник Николай Невский и диакон Василий Попов, а также местные монахини, которые преподавали рукоделия и грамоту.

Монахиня Рафаилa, ранее настоятельница Брянского Петропавловского монастыря, стала новой настоятельницей Знаменского девичьего монастыря. Она продолжила не только руководить монастырем, но и возглавлять важную школу, которая играла значимую роль в системе народного образования Российской Империи. Эти учебные заведения были не только местами духовного развития, но и центрами просвещения. Основной задачей школы было воспитание и обучение детей на основе православных ценностей, патриотизма и преданности государству.

Исторические данные свидетельствуют о том, что в церковно-приходских школах применялись гуманные методы воздействия на учеников, такие как выговор, замечание, задержание в классе после уроков, лишение места во время занятий в классе, а также сообщение о проступках родителям учащихся. Исключение из школы применялось лишь в крайних случаях. Учителя проходили предварительный отбор и экзаменационные испытания перед началом работы. Например, в Велецкой церковно-приходской школе при Знаменском монастыре бесплатно обучались грамоте дети в основном из небогатых семей горожан.

На школьных уроках девочки не только изучали Закон Божий, но также учились различным рукоделиям, включая шитье, вышивку, кружевное плетение, а также церковное пение, церковно-славянское чтение и письмо. Здесь передавались и развивались традиции знаменитого елецкого кружева. Школа располагалась слева от южных ворот Знаменской обители и представляла собой двухэтажное здание на каменном фундаменте. В монастыре было несколько монахинь, которые посвятили свою жизнь обучению детей.

В истории монастыря играли важную роль несколько монахинь, включая Филониду Криворотову, Варвару Стефанову, Раису Калинникову и Марию Панову, которая была известна своим умением обучать детей рукоделию. Ответственность за порядок в монастыре лежала на монахине Мелитоне. Жизненный путь этих женщин тесно связан с историей монастыря и нашей страны.

Игуменья Антония (Филонида Николаевна Криворотова) родилась 4 октября 1865 года в Ельце. Она была членом старинного купеческого рода Криворотовых, занимавшегося чугунным литьем. В 7 лет она поступила в женскую гимназию в Ельце, где трижды повторила курс по просьбе своих родителей. Однако после окончания пятого класса гимназии, 29 августа 1881 года, она решила покинуть школу.

В 1886 году Филонида Николаевна Криворотова вступила в Елецкий Знаменский монастырь в качестве послушницы. Спустя четыре года, 30 января 1890 года, она стала учительницей грамоты в школе при монастыре. В 1906 году Филонида приняла постриг и приняла имя Антония.

На протяжении 25 лет сестра Антония занималась преподавательской деятельностью не из-за необходимости заработка, а из-за своего преданного отношения к образованию детей. Она была одной из первых, кто начал работать в двухлетней средней школе [1].

К 1910 году благодаря усилиям старшей учительницы монахини Антонии (Криворотовой) и поддержке игуменьи Рафаилы был проведен капитальный ремонт школьного здания. Было добавлено больше классов и внедрены различные улучшения, чтобы удовлетворить растущие потребности школы.

В 1910 году учителя-духовные и монахини-воспитательницы были награждены медалью "Усердие", которую носили на Александровской ленте. В честь 25-летия основания школы в 1915 году им была вручена медаль "В ознаменование 25-летия церковно-приходской школы".

После революции школа, как и многие монастырские сооружения, была разрушена, и до наших дней сохранились лишь фрагменты здания.

До революции в России функционировала особая система образования – церковно-приходские школы, которые заботились о предоставлении основ грамотности детям, главным образом из крестьянских семей. В условиях быстро меняющегося общества ключевую роль играла начальная школа, формировавшая кадры образованных специалистов. Важной миссией было обеспечение страны образованными кадрами, включая тех, кто получил церковное образование, чтобы они могли успешно развивать свою карьеру.

Кроме того, одной из важных задач было трудовое воспитание, особенно в отношении женщин. Молодые девушки приобретали профессиональные навыки, которые помогали им в деле домашнего рукоделия и в обеспечении себя и своих детей [2].

Церковно-приходская школа, расположенная при Елецком Знаменском монастыре, отличалась особым вниманием к образованию девочек. Здесь они не только учились различным ремеслам, таким как плетение кружев, вышивка и шитье, но и ощущали искреннюю заботу и любовь со стороны монахинь, пребывающих в монастыре [3, с.35].

В заключение, можно с уверенностью сказать, что монастыри второй половины XIX века играли огромную роль в образовании и воспитании детей, особенно в сельских и городских районах. Деятельность церкви в области образования и благотворительности была неоценимой для развития общества и сохранения национальных традиций.

Усилия монахинь, таких как игуменья Антония и игуменя Рафаила, позволили создать и развивать церковно-приходские школы, где дети получали не только базовые знания, но и воспитание на основе православных ценностей. Важность образования с этих школ не только поддерживало государство, но и оценивали их ученики и их родители.

Хотя монастырские школы и монастыри в целом столкнулись с разрушением после революции, их вклад в развитие образования и благотворительности был неоценимым. История монастырей Елецкой епархии является ярким примером того, как церковь могла играть важную роль в обществе, помогая людям и воспитывая будущее поколение.

В настоящее время монастыри продолжают свою деятельность в новых условиях, однако их история и наследие остаются неизменно важными для понимания истории и культуры России. А имена монахинь и учителей, которые с таким теплом и преданностью относились к своей работе, останутся надолго в памяти истории образования и благотворительности.

Список литературы

  1. РГАДА. Ф. 1468. Оп. 3. Д. 72. Л. 1-2. / [Электронный ресурс] // Федеральное архивное агентство : [сайт]. — URL: http://rgada.info/poisk/index.php?fund_number=1354&fund_name=&list_name=&list_number=0&Sk=900&page=2 (дата обращения: 30.05.2024)
  2. Бубнов Н. Ю. Геронтий Соловецкий и его сочинения / Бубнов Н. Ю. [Электронный ресурс] // сочинения Геронтия Соловецкого: [сайт]. — URL: http://starajavera.narod.ru/Gerontiy.html (дата обращения: 9.05.2023)
  3. Ридингер Н.А. Материалы для истории и статистики г. Ельца. — Елец, 1993. С. 78
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее