Некоторые проблемы при осуществлении конституционного права граждан на равный доступ к государственной службе

Некоторые проблемы при осуществлении конституционного права граждан на равный доступ к государственной службе

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Просмотры

5

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 49 (147), декабрь ‘23

Дата публикации 18.12.2023

Поделиться

Статья посвящена раскрытию конституционного права граждан на равный доступ к государственной службе. Автор акцентирует внимание на основных проблемах, которые выступают препятствием при реализации указанного права. При этом особое внимание уделяется конкурсному отбору как обязательной процедуре доступа к государственной службе. Во внимание берется успешный опыт субъектов РФ, направленный на реализацию конституционного права граждан на равный доступ к государственной службе.

Права и свободы личности, включая равный доступ граждан к государственной службе, важны для развития демократического государства. Народовластие позволяет участвовать в управлении государством через своих представителей.

Конституционное право граждан на равный доступ к государственной службе не всегда соблюдается. Эта проблема требует исследования и выявления основных проблемных аспектов.

Так, право граждан на равный доступ к государственной службе закреплено в ч. 4 ст. 32 Конституции РФ [1].

Закрепление в Конституции РФ права на равный доступ граждан к государственной службе предотвращает бюрократизацию и обеспечивает сменяемость служащих. Граждане имеют право занимать должности без дискриминации.

Право граждан на равный доступ к государственной службе реализуется через конкурсный отбор. Проблема – неэффективный отбор кадров и необходимость обновления методов отбора.

В научной литературе достаточно много споров, связанных с целесообразностью проведения такого конкурсного отбора.

Как известно «характерной особенностью деятельности публичных служащих является то, что она осуществляется в рамках особого служебного режима» и соответственно «уже при поступлении на публичную службу граждане вступают в особые правовые отношения» [6, c. 321]. Поэтому поступление на государственную службу должно осуществляться в условиях жесткого конкурсного отбора по принципу «правильный человек на вакансию» [3, c. 72]. Несовершенство правового регулирования чревато созданием условий для коррупционных нарушений, связанных с назначением на должность как минимум «удобных» людей, а как максимум допускает манипуляции, позволяющие торговать должностями [4, c. 94].

Проблема отсутствия четких критериев и оценки в кадровых конкурсах может привести к неправильному выбору победителя, основанному на личных предпочтениях. Это может способствовать коррупции в государственной службе, где назначения происходят через знакомства, а не на основе квалификации.

Номенклатурная система отбора политической элиты основана на преданности и угодничестве. Нет места для талантливых и независимых людей.

Коррупция в подборе кадров госорганов связана с отсутствием разнообразия методов оценки и неэффективностью существующих. Рекомендации и личная проверка считаются более удобным способом назначения. Выбор на должность считается разумным для замещения и рекрутирования госслужащих.

Замещение должностей в России применимо только для высших политических должностей, не применимо на муниципальном и региональном уровне. [7, c. 47].

Существуют малооплачиваемые должности, на которые сложно найти желающих работать без конкурса. Конкурсная процедура создает дополнительные проблемы. Не всегда возможно найти достаточное количество участников на низкооплачиваемую должность. Необходимо найти альтернативный вариант, который бы привлекал кандидатов и давал перспективы для трудоустройства.

В конкурсах не всегда возникает необходимость, есть и другие способы привлечения специалистов.

Конкурс - способ борьбы с коррупцией и кумовством, а также возможность продвижения талантливых людей. Однако, важно, чтобы параметры и условия конкурса соответствовали требованиям для его успешного выполнения.

Механизм равного доступа граждан к государственной службе несовершенен. Нет четких гарантий равного доступа, но ищут возможности его обеспечения.

Актуально обратиться к опыту субъектов РФ, которые разрабатывают программы по соблюдению конституционного права. Интересным является опыт Правительства Москвы, которое проводит молодежные стажировки для привлечения мотивированных молодых граждан на государственную службу и в бюджетную сферу. Отбор проходит на Карьерном портале talent.mos.ru - оценка потенциала через тестирование, деловые игры, мозговой штурм. Кандидаты решают задачи по программам Правительства Москвы. Успешные кандидаты проходят курс подготовки к работе в государственных органах.

Проект предлагает стажерам работу в нескольких органах власти. Результаты показывают, что большинство стажеров находят работу в исполнительной власти Москвы, а половина получает повышение в первый год. В Москве также предусмотрены материальные стимулы для госслужащих, включая выплаты при достижении определенного возраста. (п. 10 ч. 1 ст. 42 Закона г. Москвы от 26.01.2005 № 3 «О государственной гражданской службе города Москвы»).

Интересным будет и опыт Ямало-Ненецкого автономного округа. В частности, на официальном интернет-сайте высшего должностного лица данного субъекта Федерации действует программный модуль «Примерь на себя госслужбу». Модуль был разработан в целях подготовки и тестирования претендентов на должности гражданской службы, то есть является своего рода методической помощью для граждан, стремящихся к замещению должностей гражданской службы. Данный информационный ресурс позволяет гражданам ознакомиться с действующими нормативно-правовыми актами в сфере гражданской службы и даже пройти тестирование на предмет оценки имеющихся знаний и степени готовности к замещению вакантной должности гражданской службы. Полученные при этом результаты являются «пробными» и, соответственно, не являются основанием для назначения на должность гражданской службы или отказа в участии в конкурсе на вакантную должность гражданской службы [5, c. 495].

В Удмуртской Республике проведены конкурсы «Команда Удмуртии» в 2018 и 2019 годах для формирования резерва управленческих кадров. Оценка проходила через написание эссе, решение кейсов и задач, чтобы выявить лидерские качества, способность работать в команде, принимать нестандартные решения и управлять проектами. Резерв позволяет быстро назначать кандидатов на управленческие должности в системе государственного и местного управления.

Такой опыт обнаружен не во всех субъектах РФ. Это редкое явление. Важно внедрять его дальше и стимулировать на федеральном уровне.

Нельзя не отметить также еще одну достаточно важную проблему, связанную с ответственностью.

Речь идет о том, что Конституция РФ закрепляет право на равный доступ к государственной службе, а Федеральный закон от 27 июля 2014 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [2] выступает в качестве воплощения данного права. Кроме того, он содержит значительный перечень случаев, когда гражданин может быть принят на государственную службу без проведения конкурса (ст. 16). Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в этот перечень включены должности, относящиеся к руководящему составу государственного органа. Например, должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)»; должности гражданской службы категории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ и др.

Перечень случаев может быть расширен представителем нанимателя. Вакансии на руководящие должности интересны. Они не относятся к должностям, замещаемым по конкурсному отбору.

Принятие гражданина на госслужбу зависит от усмотрения нанимателя и решение о назначении обычно формально соблюдается. Доказать неправомерность такого решения практически невозможно.

Законодательство нужно упростить и сделать более эффективным для привлечения к ответственности за нарушение права на равный доступ к государственной службе. Необходим конкурс при замещении вакантных должностей, за исключением младших должностей. Решение конкурсной комиссии должно быть обязательным для нанимателя, а нарушения правил конкурса должны влечь ответственность для должностных лиц.

Сложившаяся конкурсная система отбора на государственную службу имеет противоречия и ограничения. Это приводит к замещению должностей без проведения конкурса и подрывает принцип равного доступа к службе.

Коррупция влияет на равный доступ к государственной службе. Проблема актуальна.

Считаем, что нужно принять меры.

1) осуществлять назначение гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, на вакантную должность гражданской службы не по решению представителя нанимателя, а только путем проведения конкурсного отбора;

2) исключить все основания внеконкурсного назначения на должности государственной службы;

3) более четко регламентировать процедуру конкурсного отбора на должности государственной службы и, главное, создать обстановку реального экзамена, который сдают все кандидаты на равных условиях;

4) создать независимые органы конкурсного отбора на должности государственной службы, с преобладанием в них представителей общественности, с возможностью приглашения экспертов и специалистов с высоким уровнем профессиональной подготовки и большим опытом практической работы для объективной оценки знаний кандидатов, участвующих в конкурсе;

5) исключить коррупционную составляющую при замещении должностей государственной службы («по знакомству», через родственные связи, «землячество» и др.);

6) исключить влияние политических партий на государственных служащих, как при осуществлении служебных обязанностей, так и при замещении государственных должностей;

7) установить конституционный запрет на политический патронаж государственных должностей различными политическими партиями [7, c. 102]. Полагаем, что дальнейшее совершенствование правового регулирования реализации права на равный доступ к государственной службе позволит ускорить решение задач по обеспечению российским гражданам данного конституционного права.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] // URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 17.12.2023).
  2. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 24.03.2021) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.
  3. Езекян А. Р. Основные модели публичной службы (сравнительно-правовое исследование) // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 10. С. 72–74.
  4. Зайцева Л. В. Обеспечение реализации принципа равного доступа к государственной гражданской службе // Вестник Тюменского государственного университета. 2013. № 3. № С. 90–97.
  5. Крайнова А. И., Ларькина А. П. К вопросу о конституционном праве граждан на равный доступ к государственной службе // В сборнике: Материалы XXIII научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва. в 3 частях. 2019. С. 493–497.
  6. Ларькина А. П. «Публичная служба» как единое понятие для всех видов службы в России // Научное обозрение. 2015. № 10. С. 320–324.
  7. Николаева А. А., Минакова С. С. Эффективность конкурсного отбора на должность государственной гражданской службы // Научный журнал Дискурс. 2018. № 7 (21). С. 44–53.
  8. Плотников А. А., Титова Е. Н. Проблемы реализации конституционного права граждан на равный доступ к государственной службе // В сборнике: Актуальные вопросы административной деятельности органов государственной власти. Сборник научных трудов. Вологда, 2020. С. 95–103.2023).
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее