САНКТ-ПЕТЕРБУРГ В ЖИВОПИСИ КИТАЙСКИХ ХУДОЖНИКОВ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ В ЖИВОПИСИ КИТАЙСКИХ ХУДОЖНИКОВ

Авторы публикации

Рубрика

Искусствоведение

Просмотры

19

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 5 (7), март ‘21

Дата публикации 12.03.2021

Поделиться

В данной статье будут проанализированы особенности живописи китайских художников, которые предпочли выбрать именно Санкт-Петербург для показа своих картин. Кроме того, будет рассмотрено влияние этого великого города на художников Китая.

Начнем с того, что современный Санкт-Петербург поистине считается культурной столицей России, чем и привлекает большое количество художников и просто творческих людей.

Исследование выбранной темы – важная и актуальная задача, позволяющая проанализировать и осмыслить роль Санкт-Петербурга в формировании и развитии современной китайской живописи.

Так, для начала рассмотрим Санкт-Петербург в живописи китайских художников на примере Гу Цзуни его работ «На берегу от Невы» 1996 года и «Под впечатлением от Невы» 2000 года.

Пейзаж маслом «На берегу Невы» был создан Гу Цзуном в 1996 году. Анализируя это произведение, можно ощутить страсть русской реалистической живописи: в тот период художник соприкоснулся с настоящим художественным образованием советской школы, его произведение показывает сильные изобразительные навыки и тонкое чувство цвета художника. С помощью прямого художественного языка мастер отлично передал чарующие пейзажи невских берегов. Кисть Гу Цзуна развернула на холсте осенний пейзаж Санкт-Петербурга, благодаря личной страсти и острому зрению он свободно работает мастихином и кистью, естественные яркие цвета отражают его удовольствие от диалога с природой [1].

Рисунок 1. Гу Цзун, «На берегу Невы», 1996

 

Рисунок 2. Гу Цзун, «Под впечатлением от Невы», 2000

О картине «Под впечатлением от Невы» в первую очередь можно сказать, что в ней Гу Цзун воссоздал облик Невы из своих воспоминаний: работа была написана через два года после возвращения художника в Китай. Ее отличием является то, что душевное состояние и настроение Гу Цзуна определяют изменения в его художественном языке.

Три основных жанра, в которых работает Гу Цзун, это портрет, натюрморт и пейзаж. В период обучения в России пейзажные масляные работы художника подверглись влиянию советской традиционной реалистической живописи Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Российской Академии художеств, благодаря системе П.П. Чистякова был заложен прочный фундамент его изобразительных навыков в области контурного рисункаи цвета [1].

Лю Шао Кунь (родился в 1946 году в г. Тяньцзинь) является выдающимся мастером современного китайского искусства [2]. Портрет, бытовой сюжет, историческая картина – многие жанры доступны мастеру. Вместе с этим Лю Шао Кунь является автором примечательных ландшафтных картин, изображающих пейзажи города.

Китайские выпускники российских художественных институтов, в главной степени Санкт-Петербургского государственного института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина при Российской академии художеств, также стали заметными представителями современного художественного сообщества на родине. Одним из таких представителей является Чжэн Гуансюй (родился в 1970 г. в провинции Цзилинь) [3], мастер пейзажа, окончивший российский вуз в 2008 году и обучавшийся под началом выдающегося петербургского живописца О.А. Еремеева.

После окончания обучения в российском вузе Чжэн Гуансюй еще несколько раз приезжал в Россию. Городские виды Санкт-Петербурга, древних городов, таких как Новгород, Старая Ладога, Псков и другие, а также осенней и зимней русской природы вошли в творческое наследие художника. Глядя на работы, зритель ощущает, насколько глубокий след в душе художника оставили пейзажи России.

Далее, проанализируем творчество современных китайских художников, жизнь которых связана с Санкт-Петербургом прямо или косвенно.

Можно отметить такого молодого и перспективного художника как Ло Си, который родился в Хэбэе 26 марта 1994 года, а через несколько лет вместе с семьей переехал в Санкт-Петербург. В 2006 году поступил в Санкт-Петербургский государственный академический художественный лицей. В 2012 году Си был принят в Императорскую Академию художеств имени И.Е. Репина на отделение живописи без конкурса. В 2018 году Си окончил факультет станковой живописи под руководством Х.В. Савкуева.

Рисунок 3. Ло Си – молодой начинающий художник из Китая, живущий в Санкт-Петербурге [3]

Участие в выставках Ло Си:

2014 г. – Персональная выставка в Русском Культурном Центре при Консульстве России в Пекине.

2016 – Выставка в Шанхае.

2016 – Государственная выставка Китая «Выставка зарубежной китайской живописи и каллиграфии», где Ло Си был единственным представителем России и самым молодым из всех китайских художников со всего мира.

2017 – «Армия Китая. Выставка современных китайских художников». ЦВЗ« Манеж », Санкт-Петербург.

2017 – Мастерская 2017 «Где никто не мечтает о мечтах: от сакральной географии к не-месту». ММОМА, Москва.

2017 – Выставка «Angst». Галерея «Триумф», Москва.

2018 – Выставка «Аттракцион». ЦВЗ»

2018 – Международная выставка «Преодоление». Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт-Петербург.

2019 – Персональная выставка «Тургенев». Академия художеств. И.Е. Репина. Санкт-Петербург [3].

Рисунок 4. Выставка «Любовь», Чжан Хуань, 2020 [2]

Что же касается выставочной деятельности, то 9 сентября 2020 года в Санкт-Петербурге в Государственном Эрмитаже открылась выставка китайского художника Чжан Хуаня «В прахе истории», посвященная пандемии.

Выставка «В прахе истории» состоит из работ нескольких серий, выполненных в разных техниках. Всего в экспозиции будет представлено около 30 работ, многие из которых созданы для предстоящей выставки под впечатлением от посещения Эрмитажа и Санкт-Петербурга.

Готовясь к выставке в разгар пандемии, художник решил создать дополнительную серию работ под названием «Любовь» в ответ на личные истории людей, пострадавших от вируса. Название – отсылка к трагической истории беременной женщины, умершей от коронавируса. «Любовь» является частью «красной серии»,  которая представляет собой смену творческого курса Чжан Хуаня – обратно к технике живописи. Первые работы в этой серии  носят название «Реинкарнация», которые также представлены на выставке. Для них характерно активное использование красного цвета на стерильном белом фоне, перенесенного с работы на работу в виде «красного дождя». Все они разделяют глубокую эмоциональную напряженность.

Сам художник дает такое объяснение новых работ: «Любовь» вырастает из пылинки, свободно плавающей в лучах солнца. Людей, которые любили вас, и людей, которых вы когда-то любили; те, кого вы знали, и те, кого вы не знали; люди, о которых вы слышали, и те, кто когда-то только что жил в этом мире - каждый в конце концов проводит свою жизнь здесь, на этой земле. На просторах Вселенной наша планета - всего лишь частичка в потоке солнечного света. Но энергия Вселенной исходит от любви, от этой пятнышки в солнечных лучах» [2].

Таким образом, можно говорить о колоссальном влиянии Санкт-Петербурга на живопись китайских художников, которая является своеобразной Меккой для них.

Список литературы

  1. Гу Цзун. Автобиография впечатлений. – Искусство Китая, 2013. – 98 с.
  2. In the Ashes of History. The exhibition celebrates Zhang Huan as the first Chinese contemporary artist to open a solo exhibition at the State Hermitage Museum – URL: https://www.ktwong.org/films/in-the-ashes-of-history-the-exhibition-celebrates-zhang-huan-as-the-first-chinese-contemporary-artist-to-open-a-solo-exhibition-at-the-state-hermitage-museum/
  3. Lo Si. Bio – URL: https://www.emregallery.com/artkollektiv/bioz/lo-si/
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее