В переводе с латинского, композиция (лат. compositio) означает складывание, сочетание, составление, соединение различных частей в единое целое в соответствии с каким-либо замыслом. В изобразительном искусстве композиция – это, задуманное автором, определённое расположение взаимосвязанных изобразительных элементов таким образом, чтобы передать всю полноту выразительности задуманной идеи, которая была бы наиболее ясной и убедительной для зрителя. Главная цель в создании грамотно построенной композиции – это создание гармоничного художественного образа, передающего содержание, характер и назначение картины [2].
Композиция является одним из самых важных элементов в языке изобразительного искусства. Художник, работающий над созданием картины, в первую очередь должен определить главную идею, которая передавала бы его взгляды, ценности, мировоззрение и так далее. Для этого необходимо, чтобы композиция включала в себя явно выраженный смысловой центр, который был бы главной точкой фокуса. Добиться этого можно различными художественными средствами, такими как: рисунок, тон, цвет, свет, тень, линия, перспектива. Далее необходимо добиться подчинения других элементов картины композиционному центру, чтобы они не перетягивали на себя основное внимание, а наоборот подводили бы к главной точке фокуса. Важна иерархия в составлении композиции. Главному композиционному центру подчиняются второстепенные элементы картины, второстепенным элементам – третьестепенные. Если же хаотично нагромождать одни объекты на другие сложно будет выделить что-то, на чём можно было бы задержать взгляд. В таком случае картина или вызывает скуку своей однообразностью или наоборот дробится, перегружая взгляд зрителя большим количеством деталей, вызывающих усталость глаз [4].
Композиция – это своего рода конструкционная схема или структура построения формы на плоскости, все части которой поддерживают друг друга, связывая изображение в единое целое. Однако, искусством это является потому что данное изображение, художник наделяет духовным смыслом, наполняя его своими чувствами, эмоциями, волей, ощущениями, восприятием, мышлением, памятью, воображением, делая его тем самым по-настоящему живым.
На самом деле произведение любого вида искусства является композицией. Не важно, речь идёт о дизайнерской вывеске, предмете декоративно-прикладного искусства или о написанном маслом натюрморте. Все эти произведения строятся по законам, правилам и принципам композиции [5].
Основой любой композиции является объедение двух начал – внешнего и внутреннего. Под внешним началом подразумевается – практическое создание композиции изображения, то есть рисование. В это входит построение конструкции композиции с помощью различных художественных приёмов, таких как: выявление доминанты; сочетание главного, второстепенного и третьестепенного; выразительность силуэтов; точка зрения в перспективе, светотень; контраст; симметрия; асимметрия; тон; ритм; равновесие масс; гармония пропорций и так далее. Внутреннее же начало – это образ, наделённый психологическим смыслом (содержанием), способный убедительно передать идеи, мысли и взгляды художника зрителю [3].
Грамотно построенная композиция играет существенную или даже важнейшую роль в создании изображения. Композиция является своеобразным скелетом произведения, на который наращиваются все остальные художественные элементы. С помощью композиции произведение изобразительного искусства приобретает цельный и законченный характер, при котором все элементы и части изображения подчиняются основной задумке картины. Без качественной композиции, совершенно не важно насколько художник хорошо может нарисовать те или иные элементы. Смотря на картину, зритель будет ощущать, что что-то не так, возможно даже не понимая, конкретной причины. Без композиции картина будет ощущаться пустой и даже бессмысленной. И чтобы избежать всего этого, необходимо уделить достаточное количество сил и внимания созданию проработанной композиции [1].
Список литературы
- Алпатов М. В. Композиция в живописи. В сб. научных трудов. Под общей редакцией В.В. Ванслова. / М. : НИИ Российской академии художеств, 1999. С. 233 - 282.
- Волков Н. Н. Композиция в живописи / Н. Н. Волков. – М. : Искусство, 1977. – 263 с.
- Гаймалова К. И. Основы композиции в живописи [Электронный ресурс]: международный студенческий научный вестник / К. И. Гаймалова, А. В. Черокова. – 2015. - № 4-4. – URL: //eduherald.ru/ru/article/view?id=13595 (дата обращения 6.11.2023).
- Голубева О. Л. Основы композиции : учеб. пособие / О. Л. Голубева. – 2-е изд. – М. : Искусство, 2004. – 119 с.
- Кибрик Е. А. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве / сост. Н.Н. Ростовцев. – М. : Просвещение, 1989. - 207 с.