ОСОБЕННОСТИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА РОССИИ

ОСОБЕННОСТИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА РОССИИ

Авторы публикации

Рубрика

Искусствоведение

Просмотры

129

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 31 (76), август ‘22

Дата публикации 31.07.2022

Поделиться

В статье рассмотрено понятие «декоративно-прикладное искусство" и перечислены основные особенности данного вида искусства в России, каждая особенность проиллюстрирована примером.

История России очень богата и обширна, к искусству России можно отнести даже период, когда ее самой еще не существовало, но на ее территории обитали скифы и родственные им племена.

Что же такое декоративно-прикладное искусство? Большая Энциклопедия определяет его как многогранный вид искусства, продукты которого наделены и художественными, и утилитарными функциями. Особенности декоративно-прикладного искусства России связаны с ее общественным устройством, историей и территорией.

К основным особенностям можно отнести анонимность. В древности определенные памятники искусства принадлежали племенам, их создавшим, а не отдельному автору, после долгие столетия предметы декоративно-прикладного искусства создавались и назывались по имени уделов, губерний. К концу 19-го века и началу 20-го предметы декоративно-прикладного искусства начинают обретать авторство. К примеру: керамическая мастерская Саввы Мамонтова в усадьбе «Абрамцево». В ней возрождают русскую керамику и майолику такие именитые деятели искусства, как Михаил Александрович Врубель и Петр Кузьмич Ваулин. Однако многие предметы декоративно-прикладного искусства остаются относительно безымянными – принадлежат не отдельному мастеру, а хозяину фабрики, на котором они создаются. К примеру: мебельная мастерская Гамбса и его сыновей, которая производила элитную мебель с индивидуальным декором под заказчика.

Вторая особенность – региональность. Россия всегда была крупным растянувшимся на многие километры государством. В 1000-ом году территория составляла около 1,1 млн км, в 1795-ом году – 16,6 млн км (без Польши и Финляндии), в 1926-ом году – 20,7 млн км. Также нужно отметить, что территория России захватывает четыре разных климатических пояса: арктический, субарктический, умеренный и субтропический. Так было не всегда, однако можно сказать, что практически с момента основания государства, тогда еще Русь начала сразу же расширять свои территории. В разных уголках государства люди по-разному адаптировались к климатическим условиям и социальным, последние в свою очередь находились в сильной зависимости от территориального расположения. К примеру: разница между скифским звериным тератологическим стилем кузнечного и ювелирного дела скифов, проживающих на территориях от Черного моря до Черноземья и даже самой Сибири и Северных славян, которые благодаря постоянным контактам со скандинавскими и балтийскими племенами, сформировали свой звериный стиль, орнамент которого состоял из причудливо объединенных человеческих тел и зверей. Урал и Зауралье награждали свои амулеты и предметы быта изображениями медведей, волков, оленей, лосей и уток.

Третья особенность – преемственность и обмен опытом. Сначала декоративно-прикладное искусство черпало идеи в язычестве и опыте племен- и государств-соседей. После крещения Руси начался плодотворный обмен знаниями и опытом с Византией, однако стоит отметить, что русское искусство средних веков развивалось благодаря дуальности уклада жизни русского человека: языческого и христианского, - хоть новая религия и была принята, большая протяженность территорий государства, а также вековой опыт племен не давали христианству молниеносно распространиться по всему государству. После начинается активное сотрудничество со всей Европой. При этом русское декоративно-прикладное искусство остается самобытным, не превращаясь в точную копию того, у кого перенимает знания.

Четвертая особенность – сохранность большого количества технологий изготовления и восстановление утерянных. К сожалению, с 13-го по 15-й век было утеряно множество произведений декоративно-прикладного искусства России, а также канули в лету носители знаний о технологиях и методиках работы. Многие технологии так и не были восстановлены, однако русские художники смогли разработать замену многим технологиям, а также восстановили некоторые зарубежные способы работы. К примеру, Михаилу Александровичу Врубелю и Петру Кузьмичу Ваулину удалось заново открыть миру забытый со временем способ восстановительного обжига керамики, который применялся в мавританской Испании. Также можно отметить, что Врубель одним из первых в России начал применять в майолике фигурные фрагменты плитки, которые придавали его произведениям сходство с мозаикой. В такой же технике работал испанский архитектор Антонио Гауди, живший с Врубелем в одно время.

Еще одной неявной особенностью русского искусства (не только декоративно-прикладного) является монументальность. Монументально искусство домонгольской Руси: десятинная церковь (989-996) – первый известный истории каменный храм Киевской Руси. Она была построена на возвышении таким образом, чтобы казаться огромной для каждого, кто на нее посмотрит. По найденным обломкам колонн и фресок десятинной церкви археологи заключили, что она была богата украшена. Византия не могла похвастаться такими размахами своих построек. В 14-е – 15-е века расцветает новгородская монументальная живопись (период масштабных икон). Искусство советского периода масштабно, оно богато сильной композицией, линейным и ритмическим строем, символикой, пропагандистской «громкостью» и силой.

Все эти особенности создают самобытное богатое постоянно развивающееся русское декоративно-прикладное искусство. Все это создает наш культурный код, являясь не только его источником, но и продуктом.

Список литературы

  1. Балакина Т. И. История русской культуры.- М.:1996 г.
  2. Декоративно - прикладное искусство. Иркутск. ХХ век / сост. С. Шемякина. - Иркутск, Артиздат, 2003. - 119 с.
  3. Константинова, С.С. История декоративно-прикладного искусства: конспект лекций / С.С. Константинова. - Ростов -на -Дону: Феникс, 2004. - 192 с.
  4. Фокина, Л.В. История декоративно-прикладного искусства: учебное пособие / Л.В. Фокина. - Ростов на/ Д: Феникс, 2009. - 241 с.
  5. Шейко, И.В. Теория и история народного декоративно-прикладного творчества: учебное пособие для специальностей «Народное художественное творчество» / И.В.Шейко; Новосиб. гос. Пед. ун-т, Фак. - Новосибирск: Агро-Сибирь, 2007. - 103 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее