Психология цвета в одежде

Авторы публикации

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 38 (136), Сентябрь ‘23

Дата публикации 01.10.2023

Поделиться

Статья посвящена психологии цвета – науке, изучающей влияние цвета на человека. Цель данного исследования - изучить влияние цвета одежды на потребительский спрос и определить цветовые критерии, которыми покупатель руководствуется при выборе одежды. В статье представлены характеристики различных цветов. Сточки зрения их коммуникативных свойств, обсуждаются вопросы психологии потребителей и маркетинговых стратегий, основанные на признании того, что цвет является мощным средством коммуникации и влияет на потребительский спрос. 

Лондонский стилист и автор книги "Цвет вашего стиля" Дэвид Зила (David Zyla) говорит: «Даже если ваш шкаф заполнен одеждой самых разных цветов и оттенков, всегда есть тот цвет, которому вы отдаете большее предпочтение, в котором чувствуете себя комфортно и уверенно. Именно этот цвет отражает ваш характер».

Индивидуальные предпочтения могут рассказать о личности, о характере человека. Существуют подробные теории цветовосприятия, о которых упоминают часто авторы книг о моде, в интернетных статьях о стиле.

Давно известно, что цвета могут влиять на наше настроение и психику. Каждый человек предпочитает одни цвета другим.

На выбор влияет и навязываемая информация о тренде сезона. Но все ли могут быть Barbie?

Индивидуальные предпочтения могут рассказать о личности, о характере человека. Существуют подробные теории цветовосприятия, о которых упоминают часто авторы книг о моде, в интернетных статьях о стиле.

Цветовую палитру мы изучаем, когда работаем с цветотипом внешности или когда делаем разбор по методике Кибби.

Цветовой круг Иттена.

Все характеристики накладываются по порядку — одна на другую, формируя определённый пласт/пирамиду. Мы начинаем видеть результат. Анализируем и используем цвет именно как важный инструмент в стильных образах. Понимая роль цвета, мы выходим ещё на один уровень, который облегчает выбор вещей, аксессуаров. Многих шокируют новые открытия. Кто-то соглашается, а кто-то игнорирует и остаётся при своём мнении.

Неумелое использование "красок" иногда шокирует больше.

Какое же влияние может оказать цвет одежды на нас и окружающих?

Возьмём, к примеру, бежевый.

Наши глаза спокойно воспринимают пастельные тона, не устают.

А вот от кричащих и ядовитых миксов мы моментально раздражаемся и чувствуем напряжение. От общения с человеком, который одет в такой наряд, мы устаём, не понимая причины.

Часто неподходящий цветной, кричащий образ собеседника не даёт сосредоточиться (это индивидуально). Например, у меня начинает болеть голова от рисунка, который рябит в глазах.

Тяжело поддаётся восприятию образ женщины с неконтрастной внешностью (Натурал или Классик), которая одела яркий костюм, составленный из острых и прямых линий, с контрастным принтом. 

Каждый цвет является сигналом. С детства человек учится ее воспринимать, расшифровывать, передавать. Уже в первые годы ребенок любит определенный цвет и понимает важность его проявления. Он требует одежду своего любимого цвета, потому что чувствует его значение и влияние. Спокойные, предпочитают нежные, пастельные тона, жизнерадостные непоседы – их тянет к вещам такого же насыщенного цвета.

Есть цвета, которые успокаивают. Вспомните хотя бы синюю одежду для новорожденных мальчиков; или наоборот, красный стимулирует активность. Есть цвета, которые привлекают внимание окружающих, притягивают себя и не позволяют отвести взгляд. Есть и такие, которые отталкивают и вызывают менее приятные ассоциации. Сочетание цветов одежды – очень тонкая и требующая знаний работа, но результат не заставит себя долго ждать. Если все грамотно проработано, ваш личный имидж, как и общий стиль, будет безупречен.

Помимо внешнего вида, на наше настроение отражается психология цвета одежды. Как правило, нежные и ранимые натуры выбирают нежные оттенки нейтральной гаммы, а активные и уверенные в себе – яркие, насыщенные. Возможны исключения, но в большинстве случаев, выбирая «чужой» цвет, человек чувствует себя некомфортно, а удачно подобранная одежда способна поднять настроение и сгладить усталость.

С возрастом понимание того, насколько важен цвет одежды, только укрепляется. Как уверяют психологи, правильный выбор цвета создает правильное настроение, оказывает определенное эмоциональное воздействие на окружающих, является тем самым сигналом, который рассказывает о характере человека, его склонностях и стремлениях. Поэтому при выборе повседневного костюма важно учитывать цветовой фактор.

Исследования психологии цвета в маркетинге и брендингесосредоточены на вопросе, какое впечатление цвет производит на потребителя при совершении покупок и может ли он убедить покупателя выбрать конкретную марку. Практики маркетинга полагают, что до 90% спонтанных решений основаны только на восприятии цвета продукта [4] . 

Исследования показали, что прогнозирование и определение реакции потребителей на подбор цвета даже более важно, чем цвет продукта. Психологи выделяют 11 цветов одежды, раскрывающих личность человека, и на основе этих цветов человек часто, даже неосознанно, выбирает себе одежду, формируя свой имидж и внешний вид. По словам стилиста и автора книги «Цвет вашего стиля» Дэвида Сили: «Даже если ваш гардероб наполнен разными цветами и оттенками одежды, всегда есть цвет, который вы предпочитаете, потому что он заставляет вас чувствовать себя более комфортно и уверенно, потому что «это цвет, который отражает вашу индивидуальность» [2].

Несколько раз в год поисковая платформа lyst анализирует выбор более 5 миллионов онлайн-покупателей на предмет предпочтения определенных брендов одежды и выбора наиболее влиятельных среди них. Выводы аналитиков свидетельствуют о том, что пол не играет такой важной роли. Цвет становится важным фактором определения привлекательности или непривлекательности одежды, причем оба пола могут улучшить свой зрительный и эстетический образ с помощью цвета, причем для молодежи цвет часто является определенным сексуальный сигнал [3] . Таким образом, в современном обществе цвет все больше становится важным инструментом коммуникации. Поэтому успешный маркетинг сегодня должен строить свои стратегии, в том числе ориентируясь преимущественно на цвет одежды. Чтобы полностью понять влияние цвета на создание образа, который хочет воплотить покупатель при выборе предмета одежды, маркетологам необходимо обладать более глубокими знаниями в области цветоведенияи инфографики. Поэтому мы приводим характеристики нескольких цветов как иллюстрацию психологической расшифровки цветов специалистами.

Цвет одежды придает уверенности в себе или наоборот создает ощущение дискомфорта. Поэтому выбор цветового стиля коммуникации чрезвычайно важен. Он работает в одежде, интерьере, рекламе и многих других сферах нашей жизни.

Многие думают, что выбирают тот или иной оттенок одежды потому, что он им подходит визуально. Однако если сравнить разные состояния человека в разное время, основной цвет одежды тоже будет разным. Изучая мнения различных экспертов, мы выяснили, как доминирующий цвет гардероба отражает наш характер. 

В заключение можно сказать, что цвет играет важную роль в передаче информации, создании определенного настроения и даже может влиять на решения, принимаемые людьми. Цветовые предпочтения также влияют на выбор одежды, которую носят люди. Люди часто выбирают предметы, цвета которых вызывают определенное настроение или эмоции. Каждый выбирает цвет, соответствующий его статусу, настроению, образу жизни и эмоциональному состоянию. Глядя на цвет одежды человека, можно многое узнать о его личности. Чтобы определить критерии, влияющие на потребительский спрос, маркетологи должны не только знать психологию спроса, но и понимать, что выбор во многом базируется на эмоциональной стороне принятия решений – с одной стороны, и на формировании собственной идентичности – с другой. Поэтому этот критерий должен основываться на том, как люди принимают решения и как они принимают решения. Данное исследование может послужить предварительным шагом в изучении интересной современной междисциплинарной проблемы связи психологии цвета и психологии одежды, а также в более широком плане при изучении психологии потребления в современном обществе.

Список литературы

  1. Кузьмина Д.И., Грошева Н.Б. Влияние коммуникативных особенностей продавца на эффективность продажи // Бизнес-образование в экономике знаний - 2020г. №3.
  2. Ладыгина-Котс Н.Н. Игры человека и шимпанзе: игры экспериментирования и ознакомительные игры с новыми предметами (продолжение) // Развитие личности - 2020г. №1.
  3. Латышева М.А. О подходах к разработке авторской коллекции «BLOSSOM» // Бюллетень науки и практики - 2018г. №12.
  4. Осколков И.А., Дубовицкая Т.Д. Формирование культуры одежды у подростков в образовательном процессе // Педагогический журнал Башкортостана - 2018г. №4(77).
  5. Мосолкина Т.В. Чосер Повседневная реальность Англии в художественной литературе и исторических источниках XIV-XV веков // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения - 2020г. №1.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary