ФОРМЫ И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ СУБЪЕКТИВНЫХ ПРАВ СТОРОН В ДОГОВОРАХ С УЧАСТИЕМ ПОТРЕБИТЕЛЯ

ФОРМЫ И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ СУБЪЕКТИВНЫХ ПРАВ СТОРОН В ДОГОВОРАХ С УЧАСТИЕМ ПОТРЕБИТЕЛЯ

Авторы публикации

Рубрика

Право

Просмотры

67

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 25 (175), Июль ‘24

Дата публикации 26.06.2024

Поделиться

В статье автор изучает основные формы и способы защиты, направленные на восстановление нарушенных прав участников потребительских правоотношений.

В современном обществе защита прав потребителей играет важную роль, поскольку потребители являются наиболее уязвимой стороной в договорных отношениях. Поэтому потребитель имеет право использовать все не запрещенные законом способы для восстановления нарушенных прав, а также для предотвращения и недопущения их нарушения. В данной статье рассматриваются формы и способы защиты субъективных прав сторон в договорах с участием потребителей.

Формы защиты субъективных прав можно в теории разделяют на судебные и внесудебные.

Судебные включают в себя, то, что они являются основной формой защиты субъективных прав сторон в договорах с участием потребителя. Она осуществляется через систему судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Судебная защита позволяет сторонам договора обжаловать действия другой стороны, требовать возмещения убытков и компенсации морального вреда.

А внесудебная защита осуществляется через органы государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства о защите прав потребителей. К таким органам относятся Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и другие. Внесудебная защита позволяет потребителям обращаться с жалобами на нарушение их прав и получать помощь в восстановлении нарушенных прав.

Данные формы защиты субъективных прав, которые используются сторонами потребительских правоотношений достаточно разнообразны и могут применяться как в совокупности, так и по отдельности. Судебная практика показывает, что такой большой выбор способов защиты субъективных прав может поставить одну из сторон в неблагоприятное положение, а именно, например, выбрав неэффективный способ защиты своих прав, в следствии проигрывают судебный процесс, таким образом, выбранный способ не защитит субъективные права стороны.

Так в научной статье К.Р. Моисеева говорит, о том, что несмотря на то, что чаще всего потребитель рассматривается как более слабая стороны, но на практике может быть все иначе. Рассматривая проблемы правового регулирования в данной сфере и вопросы защиты прав потребителей, как в национальном, так и в международном праве особое внимание уделяется проблеме злоупотребления со стороны потребителей своими правами это явление получило название «потребительского экстремизма», который определяется как недобросовестное манипулирование нормами Закона со стороны клиента (потребителя), основная цель которого — не защита своих прав, а получение материальной выгоды [1].

Также восстановление субъективных прав может осуществляться с помощью применения различных способов защиты, например, устранение недостатков товара продавцом или изготовителем, также, например, замена товара ненадлежащего качества, пропорциональное снижение покупной цены, отказ от исполнения договора и другие. Данные способы перечислены в Законе «О защите прав потребителей» и не являются исчерпывающими [2].

В данной категории на основании судебной практики также проявляется «потребительский экстремизм», но в сиу того, что другая сторона гражданских правоотношений является более просвещенной в данном вопросе, то не позволит потребителю пользоваться таким злоупотреблением.

Таким образом, защита субъективных прав сторон в договорах с участием потребителей осуществляется через различные формы и способы. Это позволяет потребителям восстановить свои нарушенные права и интересы, а также компенсировать убытки и моральный вред. Формы и способы защиты субъективных прав сторон в договорах с участием потребителя играют важную роль в обеспечении соблюдения законодательства о защите прав потребителей и восстановлении нарушенных прав. Судебная и внесудебная защита позволяют потребителям и производителям товаров и услуг защищать свои права и интересы в рамках правового поля.

Список литературы

  1. Моисеева К.Р. Проблемы злоупотребления правом гражданами-потребителями // СПС «КонсультантПлюс»
  2. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 03.07.2016) «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. 1996. № 3
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее