В периоды значительных социальных и экономических изменений, таких как эпоха индустриализации, роль медиа становилась особенно важной. Газеты были не просто источниками новостей; они стали инструментами государственной пропаганды, направленными на поддержку и продвижение индустриальных и социальных преобразований. Эти издания оказывали значительное влияние на массовое сознание, формируя идеологические установки и мобилизуя общество на поддержку государственной политики.
Эпоха индустриализации характеризовалась не только экономическим ростом и технологическим прогрессом, но и глубокими изменениями в социальной структуре общества. В этот период происходил активный переход от аграрной экономики к индустриальной, что сопровождалось урбанизацией, ростом промышленного производства и изменениями в образе жизни людей. В такой ситуации медиа играли важную роль в адаптации населения к новым реалиям и формировании положительного отношения к индустриализации.
С образованием нового государства, в ходе решения насущных экономических и политических задач, в том числе пятилеток - менялось и содержание газетных статей. Для анализа будут представленные материалы газеты "За индустриализацию" содержащие номера за март 1932 и 1937 гг. данный период был выбран не случайно, ведь он завершает экономический план, а именно первую и вторую пятилетку.
Газета «За индустриализацию» издавалась с периодичностью в пять дней, за которыми следовал один выходной, когда газета не издавалась. За март 1932 года, так же, как и за март 1937 года, вышло всего 25 номеров[1] Каждый выпуск насчитывал 4 страницы, на которых помимо статей была представлены – фотографии, карикатуры, рисунки, диаграммы и географические карты. За пять лет, которые разделяют март 1932 и март 1937 года, изменились верстка номеров, убрали некоторые рубрики и появились новые: к примеру, если в номерах 1932-го года на первой странице зачастую была представлена рубрика «На важнейших участках индустриализации», то в номерах за 1937-й год её переместили на последней странице изданий, а на ее месте публиковалась рубрика «Стахановские рекорды».
В ходе анализа газеты «За индустриализацию» стоит учитывать её двойственную природу: с одной стороны, она характеризуют реальный ход процессов индустриализации, с другой стороны, эти материалы отражают направленность информационной и пропагандистской работы газеты.
На примере первой страницы газеты «За индустриализацию» №51 [2] датированной 1 марта 1932 годом можно увидеть, как формировалась газетная полоса этого издания в целом, из каких элементов она состояла и что предлагала читателям того времени. В левом верхнем углу представлено само название газеты с вводными данными, содержащими все регалии издательства, а под ними располагается заголовок с подзаголовком, которые характеризуют направленность данного номера в целом.
Спецификой любой газеты того периода является немногочисленное количество разного рода иллюстраций, но нельзя утверждать, что газета ими обделена, в самом низу первой страницы по середине полосы есть искусно нарисованная карикатура, которая передает злободневный характер внешнеполитической информационной повестки, о которой и сообщается в газете. Также на второй и третей странице можно увидеть реалистичные зарисовки о труде рабочих, выполненные в стиле художественной графики. Все это немного разбавляет перегруженные текстом страницы и издание выглядит соответствующим духу времени. Нельзя не заметить неудобное расположение оглавления. Оно находится справа в маленьком окошке по краю и не сразу бросается в глаза тк ничем не выделено и похоже скорее на небольшую заметку. Узнать, о чем будет весь номер, можно если невольно дойти до оглавления после прочтения половины первой полосы, что в сравнении с современными газетами вызывает недоумение, но тем не менее наличие оглавления для четырехстраничной периодики уже небольшой приятный элемент, отсылающий к труду авторов.
Однако самое важно, что показывает оглавление так это официальное сокращение названия газеты для его использования в неофициальных материалах, тем самым «За индустриализацию» превратилась в простое «З.И.».
И так пятьдесят первый номер газеты начинается с заголовка: «Хозяйственный договор - база успешной борьбы за план 1932 года.» Тем самым предлагая читателю заострить внимание на важности оформления различных трудовых договоров, этот тезис подкрепляет подзаголовок: «Выполнить приказ НКТП - в ближайшие дни закончить договорную компанию», который прямым текстом говорит под каким мотивом будет передана информация этого номера. Материалы с первой полосы можно четко разделить на статьи о применении метода хозяйственного договора, заметки о работе промышленности по всему СССР, акцентируя внимания на самых крупных участках страны, таких как Ленинградская область и статьи о внешнеполитических проблемах дружественных коммунистических стран, например Китая, о котором и идет речь в выбранном номере газеты.
Однако сложно начинать рассматривать материалы о хозяйственном договоре, без понимания, что это вообще такое и, что он из себя представлял. Чтобы это понять необходимо сместить взгляд со статей и обратится на трактовку данного экономического явления, которое подробно расписано в верхней части газетной полосы в качестве заметки. Оттуда рядовой читатель может понять, что: «Договорная компания — это основа дальнейшего укрепления хозрасчета и, следовательно, успешного исхода борьбы за плод промышленности последнего, завершающего года пятилетки». Отталкиваясь от этой трактовки, можно приступить к рассмотрению статей на смежную тематику. «Локальные договора во востокостали завязли. РОСАО продолжает гнуть свою линию.» так названа первая статья, которая бросается в глаза из-за своего расположения по центру полосы. Исходя из заголовка, она должна рассказывать о нездоровой упёртости объединения РОСАО, которая единственная портит статистику успешных сделок компании Востокосталь, заключенных с другими предприятиями. Но если план содержания классический, состоящий из бэкграунда о предшествующих достижениях, перетекающий в новость о том, как как представители объединения РОСАО «ультимативно потребовали» подписать договор с их правками, то в самом содержании прослеживается характерная манера освещения новости. Первое что выделяется так это тон, будто вставленный из отчетов той самый компании без обработки его литературным языком, это очень перегружает текст, делая его сложным для восприятия, особенно тяжело прочитываются куски с неоправданными повторами: «Заключив только два договора со Стальсбытом и Метизобъединением, Востокосталь уже тем самым реализует продукции на 185,5 млн. руб. На остальную сумму сейчас на местах заключаются прямые договоры. Идет заключение локальных договоров. По снабжению материалами план предусматривал заключение генеральных договоров…». Однако советские журналисты пытались упросить понимание утвержденного текста, выделяя курсивом важные основные моменты статьи, тем самым помогая читателю невольно читать между строк. Что касается характера написанного, то он слишком официальный и в определенных местах является назидательным, чтобы показать правоту решений действующей партии и неуместность обхождения намеченного курса: «… в приказе Наркомтяжпрома как раз на руководителя объединения РОСАО за подобное одностороннее требование было наложено административное взыскание». Похожий стиль характерен и для заметок о ходе сельскохозяйственных работ. «О ходе с.-х. ремонтной кампании в средней Азии и сев.-кавказском крае» одна из таких. Расположившись на первой полосе в неких специальных рамках, с подзаголовком: «Постановление комиссии исполнения при СНК СССР» уже позиционируется как монументальное и неоспоримое решение, которые необходимо зафиксировать на всеобщее обозрение и донести до вышестоящей инстанции, решить насущный вопрос и в данном случае проблему «…неудовлетворительно ведутся работы по строительству водоподъемной станции…». Через столь жесткое обозревание реальных проблем на производстве авторы показывают читателям как важно следовать курсу индустриализации, дабы не попасть под всесоюзное осуждение и уж тем более не подставлять себя и все предприятие под репрессивные методы избавления от неэффективного труда. Самым необычным является наличие на главной странице газеты, статьи об осаждении Японской армией, Китайских городов. Наличие такого материала нехарактерно, поскольку данная хроника военного конфликта не вписывается в тематику самой газеты. Однако она представлена двумя заметками: «Энергичные контратаки китайских войск» и вытекающей, и этой: «Почему китайцы оставили Цзянван». Представленная хроника хоть и несёт исключительно ознакомительный характер, имеет под собой также идею переживания за другую соседнюю коммунистическую страну и придерживается нарастающей в те годы антияпонской направленности. Также мотивом является продвижение концепции наличия внешнеполитических идеологических врагов, одним из которых является Япония, представляющая из себя на тот момент пара-фашистское государство, нацеленное на ревизию Версальско-Вашингтонской системы международных отношений, заложенных еще после Первой Мировой войны. Используемые автором такие методы манипуляции как «нужны труппы» и «многократные повторы» он данными строчками: «… огромное количество разлагающихся трупов отравляла воздух. На улицах Цзянвана валяется более 1.600 трупов. Многие сотни трупов, кроме того, находятся под развалинами бывшего города. Погребение трупов было невозможно в виду беспрерывной стрельбы японской артиллерии и сбрасываемых с японским самолетов бомб.» наталкивает потенциального читателя на мысли о том, что необходимо поднимать военную и экономическую готовность, чтобы в случае нападения возможного врага, Советский союз смог дать отпор.
Для того чтобы понять, как изменилось информирование за 5 лет, необходимо проследить это на примере преобразования газеты «За индустриализацию». В связи с этим стоит обратиться к содержанию №50 [3] за 1 марта 1937 года. Уже на первой полосе видны явные серьезные изменения, которые претерпела газета со времён первой пятилетки. Главная страница лишилась оглавления и отказалась от вставок с карикатурами, заместо них, теперь возле названия газеты располагается цитата известного партийного деятеля, направленная на мотивацию читателей, дабы поднять их патриотический дух. А вот уже под ней появилась новая рубрика, которую можно охарактеризовать как: «Герои в лицах». Она внедрена для того, чтобы уже на примере реальных людей показывать героев социалистического труда, дабы читатели знали, что слова о важности перевыполнения плана — это не просто желаемое, а реальность, на которую необходимо ровняться всем. Ведь рассказывать о каких-то людях это одно, а показывать лица таких же простых граждан, которые несмотря ни на что смогли стать «стахановцами-рекордистами». В таких приближенных к народу образах, люди могут увидеть себя и начать работать на благо страны с новой силой. Так в плане поверхностной структуры в газете ничего не изменилось, разве что она стала выглядеть более официальной и улучшилось качество иллюстраций. Что касается наполнения то тут произошли изменения связанные с развитием СМИ и влиянием исторического процесса на печать в целом. Газета стала концентрировать политику продвижения идей индустриализации через концепцию новой трудовой идеологии. А именно появившегося в 1935 году Стахановского движения, принципы которого строились на основе многократного превышения установленных норм производства за счёт рационализации технологий или собственных возможностей. Такая форма мотивации как стать «стахановцем» гармонично вписывалась в коммунистические идеи, тк также была построена на сравнении и стремлении к достижению идеального образа пусть то члена партии или советского рабочего. Поэтому в материалах многих газет в том числе «За индустриализацию» после 1935 года, прослеживается обильное обращение к образам «рабочего-стахановца». Так в газете помимо статей, отдающих дань памяти почившего на тот момент Серго Орджоникидзе, можно встретить ряд заметок, которых объединяет общая тема: «Стахановская работа угольщиков», «Рекорд станочницы Фаломеевой», «Стахановские сутки- начало вахты». Все они по сути являются преобразованными заметками с сухими цифрами о достижениях советской промышленности только через призму личности человека, который этих показателей достиг. Такой подход делает более простым для понимания принцип, который хочет донести автор до читателя, он сводится к простой схеме работы в командно-административной системе, а именно: «от каждого по его способностям, каждому по ему потребностям». Другими словами, чем больше человек работает, тем больше он получит, и тем больше выгоды будет у государства. Ещё мотивацию к труду в данном номере агитируют через воздаяние памяти упомянутому ранее Серго Орджоникидзе, «В память о любимом Серго бригада обязалась резко поднять свою производительность». Похожими словами начинается или заканчивается практически каждый абзац, рассказывающий о труде «ударников» и «стахановцев». Самым важным для анализа материалом стоит обозначить статью: «Ликвидируйте потери минерального сырья» на примере которой можно выявить ряд особенностей информирования периода индустриализации, которые не изменились в газе «За индустриализацию» за 5 лет. Статья расположилась на второй странице 50 номера и занимает практически половину полосы, что уже наталкивает читателя на мысли о важности написанного. По смысловой нагрузке описанные методы сохранения минерального сырья безусловно являются полезными для специалистов смежных к профессии горянка тем. «Молотый технический тальк годится для применения в бумажной промышленности вместо украинского каолина». Однако возвращаясь к специфике самого издания, которая хоть и является промышленной, но все-таки несёт массовый характер, тем самым она должна быть адаптирована для понимания обычному рядовому читателю. И с этим советские журналисты справлялись в свойственной для того времени манере.
Данная статья, как и многие другие в этом, последующем и предыдущих номерах изобилуют профессиональной терминологий и сухими цифрами с промышленных производств по всей стране. Такой подход к составлению информационной повестки издания «За индустриализации» на период той самой индустриализации в рассматриваемых исторических рамках является одним из самых успешных. Поскольку информация о промышленном росте и развитие в наглядных показателя постоянно циркулировала в обществе, это морально поднимало рабочих если не на поддержание установленных ранее результатах, то на их повышение. Журналисты этими методами создавали видимость важности информирования населения о любых малейших событиях, связанных в основной на тот момент экономической сфере, что помогало держать своего читателя, который искренне интересовался проблемами или достижениями своего государства. Но, с другой стороны, стиль и форма изложения такой информации в газете очень сложна для восприятия и запоминания. Человеку совершенно не знакомого с промышленностью будет трудно вникнуть и заинтересоваться изданием в целом, однако популярность массовой промышленной периодики говорит о потребности советских граждан в новостях о техническом подъёме всего хозяйства Советского Союза.
Список литературы
- Баканов, С. А. Отраслевая периодическая печать эпохи сталинской индустриализации сквозь призму контент-анализа. Рецензия на монографию Н.В. Раздиной / С. А. Баканов // Magistra Vitae: электронный журнал по историческим наукам и археологии. – 2017. – № 1. – С. 197-200
- О материалах газеты «За индустриализацию» [Электронный ресурс].URL: http://www.hist.msu.ru/Labour/3a_ind/index.html
- Газета «За индустриализацию» №51 (1 марта 1932) [Электронный ресурс]. URL:http://www.hist.msu.ru/Labour/3a_ind/1932_51_1a.jpg
- Газета «За индустриализацию» №50 (1 марта 1937) [Электронный ресурс]. URL: http://www.hist.msu.ru/Labour/3a_ind/1937_50_1.jpg
- Раздина, Н. В. Проблемы индустриализации 1930-х гг. в отражении прессы: контент-анализ материалов газеты "За индустриализацию" / Н. В. Раздина // Экономическая история. – 2016. – № 3(34). – С. 63-72
- Раздина, Н. В. Газета "За индустриализацию" (1930-1937): характер рубрикации и содержания материалов издания / Н. В. Раздина // Вестник Челябинского государственного университета. – 2015. – № 14(369). – С. 78-82
- Резаненко, О. О. Американская пресса о советской индустриализации в 1920-1930-е годы / О. О. Резаненко // Самарский научный вестник. – 2016. – № 2(15). – С. 115-120