Логика чудесного в древнегреческих мифах.

Логика чудесного в древнегреческих мифах.

Авторы публикации

Рубрика

История

Просмотры

12

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 12 (57), март ‘22

Дата публикации 20.03.2022

Поделиться

Древнегреческие мифы достаточно популярная и изученная тема, но я в своей работе проанализировал мифы, которые ранее не были объяснены с точки зрения рациональности.

В обыденном понимании миф рассматривают как сказку, вымысел фантазию. Современные ученые рассматривают мифы с точки зрения «реально происходивших событий». В своей работе я продолжил анализ мифов с точки зрения рациональности.

Тема моего исследования появилась в следствии большого интереса к мифам Древней Греции. Я, прочитал множнство мифов. В процессе изучения греческих мифов у меня возник вопрос: Миф — это только божественно-героический эпос, созданный древним народам, либо в нем можно найти рациональную основу?

Ответ на данный вопрос имеет как оказалось имеет давнюю историю. Многие историки говорят, что уже «в V веке до н. э. миф стали противопоставлять логосу – то есть разуму, способности мыслить». [2]

Сами эллины подвергали сомнению мифологические сюжеты, пытались определить, что в них рационально, что вымысел.

Легенды переосмысливали один из первых историков Гекатей, Геродор Гераклейский, Геродот. В IV веке до н. э. свой вклад в переосмысление мифов внес автор «Всеобщей истории» Эфор. Критике подвергались Зевс в облике быка, превращении Ио в корову, рассказ о каменной статуе Ниобы и еще многие сюжеты. Мифы подвергались анализу с точки зрения исторической достоверности, сопоставлялись события и факты, скепсису подвергались сверхъестественные способности.

То есть около 2500 назад появились мифы и попытки их рационального объяснения. В статье я собрал мифы которые подверглись анализу  с точки зрения рациональности и проанализировал мифы которые не подвергались анализу до меня.

 

Название мифа

 

Содержание мифа.

 

Рациональное объяснение мифа.

 

 

Источник

 

Дедал и Икар.

Талантливый скульптор Дедал бежит за преступления из Афин на остров Крит, к царю Миносу. Там строит лабиринт, в котором заключили Минотавра.

Чтобы сбежать от Миноса Дедал сделал крылья из перьев и скрепил их воском. Сына Икара предупредил что тот не должен подниматься слишком высоко, чтобы солнце не растопило воск. Но Икар, не послушал отца, воск растаял, и мальчик погибает, упав в море.  

 

 

Греки рассматривали Дедала как реально существовавшего ремесленника. Полет на крыльях объясняли, как полет на парусе, с помощью которого он покинул Крит. 

Античный географ и писатель Павсаний объяснял этот миф: «Когда он бежал из Крита, устроив себе и сыну своему Икару маленькие суда и приделав к ним, что до тех пор было неизвестно, паруса, то, пользуясь попутным ветром, он намного обогнал флот Миноса, шедший на веслах. Таким образом, сам Дедал спасся, а у Икара, который менее искусно управлял своим судном, оно у него, говорят, перевернулось. Икар утонул».

 

https://knife.media/antique-myths/

Медея. 

Дочь царя Колхида-Медея помогала Ясону добыть золотое руно. Они долго живут вместе, пока Ясон не решает жениться на дочери коринфского царя. Медея мстит и, отправляет сопернице подарок: головной убор и платье. Когда соперница одела наряд, он начинает гореть. 

От огня погибает, и она и ее отец.

в силах устоять перед подарками, девушка их надевает. Внезапно наряд вспыхивает огнем, невеста гибнет, и отец ее вместе с ней.

Плутарх, описывая путешествие Александра Македонского по Вавилонии предполагал: что Медея пропитала воспламеняющейся жидкостью свои подарки.

Если учесть, что в античности люди использовали нефть и, что открытый огонь окружал людей того времени: алтарь, очаг, факел. То данная ситуацию с воспламенением могла реально произойти.

 

https://knife.media/antique-myths/

Беллерофонт и Химера.

 

Сын царя Коринфа - Беллерофонт случайно убил человека и вынужден был отправиться в изгнание.

Царь Ликии – Иобат велел ему убить Химеру. Химера- чудовище с головой льва, телом козы и хвостом дракона, разорявшее ликийские поля. Герой, поймав Пегаса выполнил задание. Но, за свои подвиги вознаграждения не получил. Тогда, - Беллерофонт попросил Посейдона наказать ликийцев. Тогда огромная волна затопила их землю.

 

 

 

Плутарх, так объясняет это миф:

 «Иные, пытаясь устранить сказочность этого предания, перетолковывают его так, что Беллерофонт не заклятием навел море на поля, а прорвал каменистую гряду, отделявшую море от низменной плодородной равнины… Говорят также, что так называемая Химера — это устремленный к солнцу утес, который летом вызывает вредоносное преломление солнечных лучей и тяжелые испарения, губящие посевы. Беллерофонт же понял причину бедствия и устранил его, обрубив гладкую поверхность утеса».

https://knife.media/antique-myths/

Авторское объяснение мифов

Ахиллес

Ахиллес обладал неуязвимостью, так как после его рождения мать окунула его в воды реки Стикс, держа его за пятку. Тело Ахиллеса стало неуязвимым, кроме пятки.

Суть мифа в том, что греки создавали свое вооружение и доспехи из бронзы. Если предположить, что доспехи Ахиллеса были железными, то действительно бронзовые мечи и наконечники стрел не могли его пробить. Уязвимость пятки объясняется тем, что броня закрывала тело воина только спереди.

https://knife.media/antique-myths/

Легенда о минотавре

На острове Крит в лабиринте жило чудовище с телом человека и головой быка - Минотавр, которому приносили жертвы. 

Критская цивилизация была высокоразвитой, поэтому они захватывали ближайшие земли, и они действительно платили на остров Крит дань. Лабиринт из легенды – дворец царя Крита, в котором можно было легко заблудиться без помощи слуг покинуть его было нельзя. 

На Крите бык был символом власти и силы, поэтому можно предположить, что царь Крита мог носить маску быка подчеркивая свою власть и для ужаса у покоренных племен.

https://knife.media/antique-myths/

Аид и Персефона

Аид похитил Персефоны, дочери Деметры – богини плодородия, в подземное царство, понимая, что она не станет его женой добровольно. После похищения Персефоны на земле начался голод. Люди перестали приносить богам жертвы. Боги Олимпа попросили Аида отпустить Персефону на Землю. Он разрешил ей покидать свое царство. 

Похищение Персефоны и ее возвращение на землю описывает смену времен горда. Когда Персефона возвращается в царство Аида – на земле – зима. А когда приходит на землю – начинается весна и лето.

https://knife.media/antique-myths/

 

Список литературы

  1. Гринцер, Н.П. Первые поэмы Европы // Гомер. Илиада. Одиссея.— М.: Пушкинская библиотека, Аст, 2003.
  2. Гомер. Илиада. Одиссея. — М.: Пушкинская библиотека, Аст, 2003.
  3. Геродот. История / Пер. и прим. Г.А. Стратановского.— М.: Ладомир, Аст, 1999.
  4. Борухович, В.Г. Научное и литературное значение труда Геродота // Геродот. История. — М.: Ладомир, Аст, 1999.
  5. Г.А. Стратановский. Фукидид и его «История» // Фукидид. История.— М.: Ладомир, Аст, 1999.
  6. Фукидид. История. — М.: Ладомир, Аст, 1999.
  7. Плутарх. Перикл // Избранные биографии
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее