АНТИЧНАЯ ТРАДИЦИЯ ВОЗВЕЛИЧИВАНИЯ ГЕРОИЧЕСКИХ ПОСТУПКОВ ДРЕВНЕГО МИРА И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В УВЕКОВЕЧИВАНИИ ПАВШИХ ГЕРОЕВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ НА ПРИМЕРЕ ПАМЯТНИКА «СЛАВА ГЕРОЯМ» В Г. БЕЛГОРОДЕ

АНТИЧНАЯ ТРАДИЦИЯ ВОЗВЕЛИЧИВАНИЯ ГЕРОИЧЕСКИХ ПОСТУПКОВ ДРЕВНЕГО МИРА И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В УВЕКОВЕЧИВАНИИ ПАВШИХ ГЕРОЕВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ НА ПРИМЕРЕ ПАМЯТНИКА «СЛАВА ГЕРОЯМ» В Г. БЕЛГОРОДЕ

Авторы публикации

Рубрика

История

Просмотры

8

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 13 (163), Апрель ‘24

Дата публикации 07.04.2024

Поделиться

В данной статье рассматривается античная традиция возвеличивания героев древнего мира и ее влияние на создание памятников павшим воинам Великой Отечественной войны. Автор исследует исторические связи между двумя эпохами, анализирует символику памятника «Слава героям», отмечая его значение как свидетельство продолжения древних традиций в современном мире и сохранения памяти о героическом прошлом.

Изучение предметов возвеличивания выдающихся людей и их поступков является целесообразным на материале античности, поскольку современный западный мир уходит своими корнями в прошлое. Как известно, именно в Древней Греции со времени проведения Олимпийских игр нашли свое отражение лавровые венки, которыми награждались победители данных спортивных состязаний, и впоследствии ставшие символом признания и почета. Именно период античности установил традицию награждения выдающихся людей, которая существует и в наше время[1].

В русской энциклопедической литературе содержится информация об этимологии таких понятий, как «традиция», «символ», «награда» и «венок». В этимологии существует следующее определение понятия «традиция» - это  исторически сформировавшиеся, устоявшиеся, передаваемые из поколения в поколение знания, обычаи, воззрения, нормы поведения, способы и приемы осуществления творческой, трудовой, образовательной деятельности[2]. В свою очередь, такое понятие, как «символ» пришло в латинский язык из древнегреческого «sumbolon», переводимое как «бросать вместе». Изначально данное слово обозначало часть какого-либо предмета, а в настоящее время слово «символ» означает следующее: во-первых, изображение, которое выступает от имени того или иного предмета, во-вторых, знак письменности, описывающий какое-либо качество, величину или процесс[3].

Вышеназванные понятия имеют непосредственное отношение к слову «награда». Данное слово происходит от древнегреческого «награда», что означает «денежное вознаграждение» либо «подарок». Этимология дает следующее определение данному понятию: это форма почестей, присваивающаяся человеку либо организации за определенные достижения[4]. Стоит упомянуть, что награды, ордена и медали – престижный знак отличия, высшая форма поощрения за выдающиеся заслуги в государстве, науке, культуре[5].

Слову «венок» этимология дает следующее определение: древнейший символ победы, эмблема бессмертия и величия[6]. Исследователи акцентируют внимание на следующих причинах появления античных лавровых венков: во-первых, это символ победы, признания и почета: венки из лавра вручались воинам или спортсменам в знак их выдающихся определенных достижений и заслуг[7]; во-вторых, связь с божественным, со сверхъестественными силами: в Древнем мире античный лавр был связан с богиней Аполлоном, богом искусств и музыки, использовавшийся в различных культах и обрядах, и в этой связи лавровые венки носились в честь славы богов и для признания их благосклонности[8]; в-третьих, символ вечности и бессмертия: античный лавр считался вечнозеленым деревом и олицетворял бессмертие, поэтому лавровые венки использовались в погребальных обрядах и украшении могил[9].

Традиция награждения победителей венком за спортивные состязания имела большое значение и в военном искусстве древних греков. Стоит отметить, что существовали различные виды лавровых венков, среди которых следует выделить «Венок civica» - за спасение гражданина, «Венок muralis» - первому, взошедшему на неприятельскую стену, «Венок vallaris» - первому, взошедшему на вал неприятельского укрепления и «Венок vanalis» - первому, взошедшему на неприятельский корабль[10].

Римская империя, очень многое перенявшая у древней Эллады, также  позаимствовала в качестве наград различные греческие венки. Важно указать, что лавровый венок носил на голове Гай Юлий Цезарь, его статуя установлена в саду Версальского дворца с изображением данного полководца с античным венком на голове[11].

Стоит упомянуть, что римская традиция награждения победителей перешла и в отечественную фалеристику, в частности, в деятельность российских императоров. Примером может служить Петр I, который изображен на памятнике с венком на голове[12].

Античная традиция возвеличивания героических поступков нашла свое отражение также в различных мемориалах, посвященных Великой Отечественной войне. Важно отметить, что, по мнению большинства исследователей, русскому народу пришлось воевать без конца: уже с 1055 по 1462 г. Историки насчитывают 245 известий о нашествии на Русь и внешних столкновениях. С 1240 по 1462-й почти ни единого года без войны. Из 537 лет, прошедших со времени Куликовской битвы до момента окончания Первой мировой войны, Россия провела в боях 334 года. За это время ей пришлось воевать 134 года против различных анти-русских союзов и коалиций, причем одну войну она вела с девятью врагами сразу, двадцать пять раз пришлось воевать против трёх и тридцать семь-против двух противников[13]. На наш взгляд, данная статистика, безусловно, свидетельствует о том, что страшные военные потрясения вызывали у людей память о героях и простых людей, отдавших жизнь за Великую Победу, что, естественно, проявилось в установлении многочисленных памятниках, напоминающих об этой Победе. Одним из значимых таких памятников является памятник «Слава героям», располагающийся в г. Белгороде и символизирующий увековечивание и почитание павших героев Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). В начале аллеи, которая осенена листвой деревьев, возвышается скульптурная композиция – скорбящая мать и ребенок. В руках у мальчика – венок со словами «Слава героям», который является символом бессмертия души и славы тех, кто отдал свою жизнь за Родину[14].

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы: во-первых, античная традиция возвеличивания героических поступков древнего мира оказала значительное влияние на предметы награждения выдающихся людей и символику воинских народных мемориалов вплоть до нашего времени; во-вторых, данная традиция также имела свое отражение и в скульптурных композициях, посвященных героическим поступкам людей в различные исторические периоды, в том числе и в военные; в-третьих, памятник «Слава героям» в г. Белгороде представляет собой отражение этой традиции, где лавровый венок, являющийся символом победы и бессмертия, стал неотъемлемой частью увековечивания павших героев Великой Отечественной войны.


[1] Трескин А. В. История Олимпийских игр. Медали. Значки. Плакаты. – М.: АСТ, 2011. – С. 8.

[2] Полонская И.Н. Понятие традиции: проблема определения // Общественные науки. – 2006. – № 2. – С. 6. 

[3] Символ // Энциклопедия знаков и символов / сост. Д. Фоли. – М.: Вече, 1997. – С. 10.

[4] Награды // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона / сост. Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон. – СПб.: АО «Ф. А. Брокгауз и И.А. Ефрон», 1890. – С. 250.

[5] Там же. – С. 251.

[6] Венок // Словарь международной символики и эмблематики / сост. В.В. Похлебкин. – М.: Междунар. Отношения, 1995. – С. 75.

[7] Янзина Э.В., Корнеев О.В. Чествование победителей главных общегреческих состязаний: реалии и терминология // Индоевропейское языкознание и классическая филология. – № 3. – 2017. – С. 10.

[8] Скржинская М.В. Древнегреческие праздники в Элладе и Северном Причерноморье. – СПб.: Алетейя, 2010. – С. 67.

[9] Ривкин Б.И. В долине Алфея. Олимпийские игры в искусстве Древней Греции. – М.: Искусство, 1969. – С. 15.

[10] Римские древности: Краткий очерк / сост. Н. Санчурский. – Смоленск: Русич, 2001. – С. 220.

[11] Там же. – С. 221.

[12] Буганов В.И. Пётр Великий и его время. – М.: Наука, 1989. – С. 53.

[13] Грачева Т. Память русской души. – Рязань, 2011. – С. 12.

[14] Мемориальный комплекс «Слава героям» г. Белгород. – [Электронный ресурс]. – URL: https://school31memory.narod.ru/pages/slava_geroyam.htm (дата обращения: 25.03.2024)

Список литературы

  1. Трескин А.В. История Олимпийских игр. Медали. Значки. Плакаты. – М.: АСТ, 2011. – 223 с.
  2. Полонская И.Н. Понятие традиции: проблема определения // Общественные науки. – 2006. – № 2. – С. 6-9
  3. Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов / сост. Д. Фоли. – М.: Вече, 1997. – 509 с.
  4. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона / сост. Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон. – СПб.: АО «Ф. А. Брокгауз и И.А. Ефрон», 1890. – 472 с.
  5. Похлебкин В.В. Словарь международной символики и эмблематики / сост. В.В. Похлебкин. – М.: Междунар. Отношения, 1995. – 558 с.
  6. Янзина Э.В., Корнеев О.В. Чествование победителей главных общегреческих состязаний: реалии и терминология // Индоевропейское языкознание и классическая филология. – № 3. – 2017. – С. 1-25
  7. Скржинская М.В. Древнегреческие праздники в Элладе и Северном Причерноморье. – СПб.: Алетейя, 2010. – 464 с.
  8. Ривкин Б.И. В долине Алфея. Олимпийские игры в искусстве Древней Греции. – М.: Искусство, 1969. – 79 с.
  9. Санчурский Н. Римские древности: Краткий очерк / сост. Н. Санчурский. – Смоленск: Русич, 2001. – 256 с.
  10. Буганов В.И. Пётр Великий и его время. – М.: Наука, 1989. – 187 с.
  11. Грачева Т. Память русской души. – Рязань, 2011. – 383 с.
  12. Мемориальный комплекс «Слава героям» г. Белгород. – [Электронный ресурс]. – URL: https://school31memory.narod.ru/pages/slava_geroyam.htm (дата обращения: 25.03.2024)
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее