Современный, быстро меняющийся мир диктует необходимость формирования всесторонне развитой личности. Важнейшая роль в этом принадлежит школе: из поколения в поколение передаются знания, накопленные человечеством и необходимые для жизни, развиваются умения и навыки, формируются ценностных ориентаций, то есть происходит процесс воспитания нового человека.
Большую роль в этом играет культурно-исторический материал, который содержится в курсах разных предметов и каждый из которых имеет свои особенности, которые мы используем. На уроках по предметам естественно-научного цикла: физики, химии, биологии и других школьники узнают об основных вехах развития соответствующей науки. Предметы эстетического цикла – музыкальная культура, изобразительное искусство – знакомят учащихся с художественно-образным осмыслением мира разных видах искусства.
Особую роль играют уроки истории. Историю культуры очень трудно изучать, потому что необходимо соединять разнородный и обширный материал — науку, архитектуру, литературу и т. д. Если рассматривать развитие общественного мышления, то оно показывает тесную связь с политической и социально-экономической жизнью общества, отражая отношения между людьми и различными социальными группами. И эта связь иногда вызывает затруднения как у учителей, так и у учеников. Сложность для учителя заключается в том, чтобы отобрать и представить материал, а для учеников — в его восприятии и обработке. Поэтому необходимо найти эффективные методы для обсуждения и преподавания вопросов культуры.
Особая роль и место в обучении истории принадлежит произведениям литературы и искусства. Они функционируют по-разному: как источник знаний эти памятники говорят о материальной и духовной жизни общества, особенно о человеческой идеологии и психологии.
На уроках истории произведения искусства выступают средством воспитания у учащихся эстетических идеалов и оценок, что является сильным фактором культурного образования.
Именно поэтому вопросы культуры играют важную роль на школьных уроках истории, так как культура как средство эстетического воспитания способствует развитию личности.
Своеобразие, роль и значение культурно-исторического материала в преподавании истории, значение решаемых им воспитательных задач определяют место культурологического образования в истории и специфику самого этого преподавания. Понять культуру страны, народа, эпохи можно, только зная особенности породившего эту культуру периода истории, а потому изучение культуры завершает соответствующий раздел курса.
Одной из важнейших задач изучения истории является воспитание интереса и уважения к культуре своего народа, что дает возможность формирования знаний и понимания исторических событий, переработки исторического опыта и развития ценностных ориентаций.
«Методика обучения истории в средней школе» [5], а именно Древнего мира и Средних веков под редакцией Ф. П. Коровкина, компонент культуры рассматривает как не основной, по отношению к непосредственно образовательным программам.
Последующие публикации по методике преподавания истории содержат отсылки к культуре России и других стран в разное время. Одним из таких изданий является учебник К. Линденберга «Уроки истории» [7].
Первое поколение Федерального государственного образовательного стандарта было направлено на усиление роли культуры в образовательном процессе. В соответствии с требованиями стандарта учебники истории дополнены вопросами культуры и религии, позволяющими развивать эмоциональную, умственную и нравственную составляющие личности учащегося.
А с принятием в 2010 году Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [8] в педагогической и методической литературе по многим предметам, в том числе и по истории, ярко освещаются вопросы культуры.
Е. Е. Вяземский и О. Ю. Стрелова в своей работе «История образования в современной России» [1] обращаются к вопросу о единстве конкретного и абстрактного в процессе обучения и прослеживают формирование исторических знаний у учащихся путем перехода от конкретных представлений к обобщающим понятиям и осмыслению учениками исторического процесса в целом.
В своей статье «Проблема изучения культуры в школьном курсе: взгляд методиста» [6] М. В. Короткова разъясняет логические и психологические основы преподавания истории, разбирает различные методические средства и методы обучения в процессе преподавания истории.
В пособии «Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе» [4] под редакцией А. Г. Колоскова определены методические требования к каждому источнику знаний и описано, как они используются в школе.
Понятие «культура» сегодня имеет очень широкое значение. Оно используется в различных областях человеческой жизни, творчества и познания. Так, применительно к историческим эпохам выделяется первобытная культура, античная культура, средневековая культура, культура Возрождения, культура эпохи Просвещения, культура Нового времени и новейшего времени. При установлении специфических форм культурного проявления в разных сферах жизни человека различают политическую, правовую, экономическую, физическую, религиозную, производственную, бытовую культуру и т. д.
Культура — это триединый процесс, который подразумевает [2, c.36]:
1) совокупность человеческих достижений, материальных и духовных ценностей (предметный культурный мир);
2) сама деятельность человека по созданию (опредмечиванию), распространению и сохранению культурных, материальных и духовных ценностей;
3) освоение культурного наследия, потребление культурных ценностей (распредмечивание).
Результатом такого триединого процесса является общее развитие сущностных сил человека, превращение богатства человеческой истории (культуры) во внутреннее богатство личности, то есть формирование и развитие самого человека, не только творца, но и культурного продукта .
Невозможно подобрать точное определение культуры, у каждого свой смысл, свое значение. Каждое определение содержит важные аспекты, такие как: исторически обусловленный уровень развития общества и человека, выражающийся в типах и формах организации жизни и деятельности, подразделяющийся на материальную и духовную культуру.
Через изучение культуры мы показываем, как развивался мир, как развивалось общество.
На уроках истории мы формируем и углубляем понятие «культура» как целостное и системное единство ее компонентов – - реальность духовной жизни человека и общества, прослеживаем развитие культуры как одной из сторон общественно-экономической формации.
Список литературы
- Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. История образования в современной России / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. – М., 1997. – 376 с.
- Гончаров, И. Ф. Эстетическое воспитание средствами искусства и действительности / И. Ф Гончаров. – М.: Педагогика, 1986. – 128 с.
- Горелов, А. А. История русской культуры: учебник для бакалавров / А. А. Горелов. – М.: Юрайт, 2013. – 387 c.
- Колосков, А. Г. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.portalus.ru. Дата обращения 20 сентября 2021
- Коровкин, Ф. П. Методика обучения истории в средней школе / Ф. П. Коровкин. – М., 1978. – 234 с.
- Короткова, М. В. Проблема изучения культуры в школьном курсе истории: взгляд методиста // Преподавание истории в школе / М. В. Короткова. – 2010. – № 5. – С. 17–28.
- Линденберг, К. Обучение истории / К. Линденберг. – М., 1997. – 115 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – [Электрон. Ресурс.]. Режим доступа http://standart.edu.ru/. Дата обращения 20 сентября 2021