В последнее время в отечественной историографии повседневная жизнь различных слоёв населения является одним из наиболее популярных направлений. Целый пласт работ отечественных историков посвящен данной тематике. Исследователи описывают повседневную жизнь крестьянства, врачей, военных и др. Научный интерес различных исследователей привлекает тематика региональной повседневной жизни, а именно, повседневная жизнь учителей из различных регионов России [13, с. 27], [14, с. 30], [15, с. 89].
Профессия «учитель» в период 1982 – 1991 гг. была одной из уважаемых профессий в обществе, учителей считали примером для подражания. Но, как и любой другой человек, каждый день учитель сталкивался с рядом проблем, с определёнными трудностями. В данном исследовании, на основании проведенного опроса, будет освещена часть проблем повседневной жизни учителей, работающих в этот период времени в различных районах Ленинграда «учителями-предметниками». В ходе опроса педагогам предлагалось ответить на ряд вопросов, связанных с их повседневной жизнью [13, с. 6].
В опросе участвовали мужчины и женщины, которым на данный момент времени от 60 до 74 лет. В описываемый период времени их возраст составлял от 22-х до 33-х лет. Процентное соотношение опрошенных мужчин и женщин составляет 13 и 87 процентов соответственно. Воспоминания некоторых участниц опрос описывают ситуацию, когда в школе коллектив был только женским, и лишь должность директора мог занимать мужчина. Уровень образования всех опрошенных на данный момент – высшее, в описываемый период времени – 98% имели высшее педагогическое образование, оставшаяся часть – среднее профессиональное педагогическое образование. 56% получили высшее образование в педагогических университетах Ленинграда [12, с. 12].
Социальное положение у всех участников опроса разное – кто-то из среды интеллигенции, кто-то из семьи рабочих. 54% опрошенных приехали в Ленинград из других регионов СССР по распределению. Анализ состава семьи опрошенных показал, что в указанный временной промежуток 16% не имели семьи, кроме родителей, братьев и сестёр; 79% были женаты/замужем, имели несовершеннолетних детей, их количество составляло примерно 1-2 ребёнка на семью; 5% на тот момент времени уже были разведены и воспитывали детей самостоятельно [12, с. 13].
Большинство педагогов, характеризовали материально-техническое оснащение школы и кабинетов как недостаточное. 3% опрошенных были полностью удовлетворены своим рабочим кабинетом. В основном, педагогам не хватало дополнительных учебных пособий и т.д. В воспоминаниях некоторых учителей отмечается тот факт, что зачастую их вечернее времяпровождение было занято рисованием карт, придумыванием подручных средств для проведения опытов и т.д. [5, с. 7].
На вопрос о заработной плате и стимулирующих выплатах педагоги ответили следующим образом - 39% опрошенных считали, что уровень оплаты труда был достойным. Достойной заработную плату считали те педагоги, которые уже имели стаж педагогической деятельности, а также высшее образование. 61% опрошенных лиц считали заработную плату низкой, не соответствующей выполняемому объему работ. [11, с. 6].
Учителя, у которых в указанный период времени были семьи, отмечали, что некоторым из них общего бюджета семьи хватало, чтобы «сводить концы с концами», т.к. значительное количество денежных средств уходило на транспорт, оплату коммунальных услуг и прочие расходы первой необходимости. Те же учителя, которые по каким-либо причинам проживали одни, отмечали, что заработной платы хватало даже для того, чтобы откладывать на отпуск летом или путешествия по союзным республикам [12, с. 8].
Распорядок дня учителя зависел от удаленности работы, от количества учебной нагрузки и наличия семьи. Можно составить примерный распорядок всех опрошенных: 06:00 – подъём, утренние процедуры (меньше половины опрошенных занимались зарядкой или каким-либо видом спорта по утрам); 07:00 – 07:15 – выход на работу; 08:30 – 16:00 – рабочий день или же 09:00 – 16:30. При этом никто из опрошенных не смог отметить точное время отбытия из школы домой, т.к. оставались для занятий с неуспевающими учениками, или проверять тетради, или готовится к работе на следующий день. Во второй половине дня был обед с коллегами, совещания, планёрки и т.п. Дальнейший распорядок дня учителя был примерно таким: 18:00-19:00 – занятия так называемыми «домашними» делами, в ряды которых входили приготовление пищи, уборка, занятия с детьми. 19:00-19:40 – ужин, 19:40-20:00 – отдых; 20:00 и далее – подготовка к следующему рабочему дню и отход ко сну. Такой распорядок дня не мог не сказываться на эмоциональном и физическом здоровье учителя, на взаимоотношения в семье. 13% опрошенных отмечают, что вследствие работы и отсутствии свободного времени многие из них развелись [12, с. 8].
Посильную помощь с такими бытовыми делами, как приготовление пищи, поддержание чистоты в доме, занятия с детьми и т.п., опрошенным учителям оказывали родственники – родители, братья, сёстры. Связана такая помощь была ещё и с тем, что 65% опрошенных проживали совместно с родителями, либо же их близкие родственники жили поблизости. Конечно, это облегчало жизнь учителям, но также можно сделать вывод о том, что финансовое положение данной социальной группы не позволяло им купить собственное жилье или нанять няню для детей [7, с. 11], [12, с. 16].
Жилищные условиях учителей не были идеальными. Многие из опрошенных проживали совместно с родителями в благоустроенных квартирах, 7% снимали квартиры, также благоустроенные, 13% снимали комнаты в коммуналках или же комнаты в двух или трёх комнатных квартирах и лишь 15% опрошенных имели собственное жилье. Учителя, снимающие жилье, отмечают, что очень часто их времяпровождения зависело от соседей, особенно в коммунальных квартирах, где основным контингентом являлись лица с девиантным поведением [2, с. 5], [9, с. 3], [10, с. 12].
Время «перестройки» с одной стороны кардинальное изменило общественную жизнь, соответственно, и трудовую деятельность, а с другой стороны, произошло ухудшение экономического положения, т.к. все опрошенные помнили исчезновение к концу 80-х гг. некоторых продуктов, введение карточек и прочие продовольственные и экономические проблемы. Конечно, это не могло не отразиться на повседневной жизни не только педагогов, но и вообще всех слоёв населения [1, с. 12].
96% опрошенных вспоминали опыт работы в лагерях труда и отдыха. Временной промежуток работы в таком лагере составлял 4 недели, оплата в разных районах области колебалась в промежутке от 100 до 170 рублей. Зачастую такие лагеря посещал весь коллектив школы. Идея лагеря заключалась в том, что старшеклассники под руководством учителей должны были помочь совхозному хозяйству. Но, т.к. учитель является для ученика примером, то перед учителем стояла задача на собственном примере показать, как необходимо работать. И такой «отпуск», по сути, являлся еще одним рабочим месяцем. Несмотря на трудности в работе, абсолютно все опрошенные отмечают, что для каждого из них это был опыт максимального понимания и слияния с воспитанниками, с другими коллегами. Днём все занимались сельскохозяйственными работами, а вечером играли в игры, пели песни под гитару, устраивали литературные вечера. Все опрошенные вспоминают данный аспект в положительном контексте [12, с. 14].
Таким образом, повседневная жизнь учителей Ленинграда в 1982 – 1991 гг. напрямую зависела от их трудовой деятельности. Учителя, несмотря на трудности быта и жизни, изо дня в день с полной отдачей и ответственностью подходили к своей работе, трудились на благо Советского государства, воспитывая будущих патриотов. Материальный уровень жизни был скоромным, а еще большие трудности приносили неудовлетворенность жилищными и повседневно-бытовыми условиями.
Список литературы
- Воспоминания учителя Брянцевой З.Е. СПб., 2021.
- Воспоминания учителя Волок В.И. СПб., 2021.
- Воспоминания учителя Егоровой А.Г. СПб., 2021.
- Воспоминания учителя Игнатьева А.Е. СПб., 2021.
- Воспоминания учителя Колодина С.А. СПб., 2021.
- Воспоминания учителя Филипповой Л.Н. СПб., 2021.
- Воспоминания учителя Шматовой И.И. СПб., 2021.
- Личный архив Павленко Ю.М. Результаты опрос учителей Ленинграда, работающих в период с 1982 – 1991 гг.
- Головина, Г.В. Культура досуга как условие адекватного развития личности. – М.: МГУКИ, 2002. – 301 с.
- Пушкарева, Н. Л. «История повседневности и «история частной жизни»: содержание и соотношение понятий // Социальная история. 2004. М., С. 93 – 113.
- Утехин, И. В. Быт больших коммунальных квартир г. Ленинграда в 1970 – 90-е гг.: стереотипы повседневного поведения: Дисс. на соиск. уч. степ. канд. ист. наук / И. В. Утехин. – СПб., 2001. – 430 с.