ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ЕГИПТА В ПРАВЛЕНИЕ АНВАРА САДАТА

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ЕГИПТА В ПРАВЛЕНИЕ АНВАРА САДАТА

Авторы публикации

Рубрика

История

Просмотры

10

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 4 (49), январь ‘22

Дата публикации 20.01.2022

Поделиться

В рамках настоящей статьи представлен анализ внутриполитических, социально-экономических процессов в Египте во второй половине XX столетия. Автор характеризует процесс принятия решений, личностные особенности Анвара Садата. В статье излагаются взгляды некоторых ученых и политических деятелей на личность египетского лидера. Целью статьи является анализ изучения внутренней политики Египта в правление Анвара Садата. Особое внимание уделено политическому портрету А. Садата. В работе выявлены особенности политике «открытых дверей», в статье выявлены особенности нового внутриполитического курса египетского президента, направленного на  монополизацию политики и консолидацию политических решений.

Введение

Актуальность темы настоящего исследования обусловлена тем, что египетское общество в период правления Анвара Садата безусловно совершило исторический переход от авторитарного к демократическому режиму, и в настоящее время Египет находится в процессе демократического транзита, то есть перехода к построению современного демократического государства.

По мнению автора, Анвара Садата можно смело назвать Египетским Шарлем де-Голлем. Президент Египта мечтал видеть свое государство великой державой как на Ближнем Востоке, так и во всем Арабском Мире. Он был истинным патриотом своего государства.

Предметом настоящего исследования выступает внутренняя политика Египта в правление Анвара Садата.

В ходе исследования были решены следующие задачи:

- представлен политический портрет президента Египта Анвара Садата;

- рассмотрен политический курс Анвара Садата;

- изучена либерализация власти в Египте в правление Анвара Садата.

 

1 Политический портрет президента Египта Анвара Садата

После смерти Г. А. Насера  28 сентября 1970 года пост президента Египта перешел в руки Анвара Садата, которого до того момента расценивали исключительно как весьма слабого политического деятеля. А. Садат предпринял сразу несколько решительных и хорошо обдуманных действий, направленных на концентрацию политической власти страны в своих руках. Прежде всего, Анвар Садат отстранил сподвижников Гамаля Насера, руководимых Али Сабри, от значимых государственных постов в мае 1971 года. Реконструкция состава элит египетского государства, среди которых после вышеназванного события оставалось крайне малое число сподвижников политического курса Г. А. Несера, не могло не повлечь за собой пересмотра как внутриполитического, так и внешнеполитического курса Египта [3, с. 9].

С целью представления всей полноты оценки внутриполитического курса Анвара Садата необходимо, прежде всего, дать определенную характеристику его руководящего стиля. Проводя указанный анализ, автор, прежде всего, основывается на свидетельствах приближенных к Г. А. Насеру политических деятелей и дипломатов. Например, В. Е. Титоренко считал, что в привычку президента Египта входили достаточно резкие трансформации позиции и взлеты действий, многие из которых, как правило, были вызваны действиями его жены [6, с. 130].

Довольно подробные и достоверные сведения приводит глава Министерства иностранных дел с 1973 по 1977 гг., И. Фахми, относящийся к преданным сторонникам Анвара Садата и отметивший, что египетский президент имел такое обыкновение, как ограничение кабинета министров в получении соответствующей информации. Наряду с этим, неожиданное для сподвижников решение о высылке из страны советских военных специалистов Анвар Садат принял уже после нескольких дней, которые политический деятель провел в полном  одиночестве. Данному событию предшествовали определенные разногласия между советским государством и египетской стороной. В настоящее время нет какого-либо однозначного мнения ученых и политиков по отношению к тому, являлся ли данный шаг частью ранее продуманной проамериканской политики египетского президента Анвара Садата, или же скорее инстинктивным решением политического лидера Египта, которое было вызвано готовностью ввести ограничения влияния одной из сверхдержав на Египет. Однако, в результате, рассчитывая получить определенные политические и экономические выгоды, Анвар Садат все же решился на весьма рискованную и оказавшуюся губительной политическую игру с США.

Знаменитый советский дипломат В. М. Виноградов, отработавший долгое время послом в Египте, также отмечал: «Садат одинок в человеческом смысле» [2, с. 89]. Советники называли египетского президента «одиноким фараоном». Он не любил знакомится с докладами и аналитикой, был весьма склонен принимать непредвиденные распоряжения, что, в свою очередь, по мнению автора, делало его внутриполитическое поведение неожиданным.

Таким образом, фигура Анвара Садата представляется довольно неоднозначной, поскольку египетский президент стремился действовать продуктивно, исходя из складывающейся обстановки, тем не менее, по факту оказывался ведомым политиком, который только встраивается в существующую действительность, вместо попыток сформировать ее самостоятельно.

 

2 Внутриполитический курс Анвара Садата

Уход Г. А. Насера поставил перед новым президентом много вопросов по поводу прочности режима, а также последовательности внутриполитического курса египетского государства. Являясь сподвижником Гамаль Аблель Насера, Анвар Садат радикально отстранил от политической власти наиболее влиятельных насеристов, претендовавших на неприемлемое для нового президента коллективное руководство государством. Собственно как и его предшественник, Анвар Садат продолжил схожую линию, направленную на монополизацию политики и консолидацию политических решений, однако при этом сменил многие политические ориентиры Египта.

Новыми приоритетами страны были заявлены, прежде всего, патриотизм, а также стремление обеспечить наиболее благоприятные условия экономической либерализации ради дальнейшего привлечения иностранного капитала и улучшения социально-экономической положения позиции в Египте [1, с. 210].

Консолидировав всю полноту власти, Анвар Садат зачастую единолично принимал наиболее важные и значимые решения, при этом не только не советуясь со своими сподвижниками, но даже и не ставя их в известность о своих намерениях. При решении какой-либо серьезной проблемы новый президент уединялся у себя в резиденции и находился там некоторое время.

Анвар Садат весьма редко обменивался мнениями со своими приближенными и министрами, поскольку о многом им приходилось узнавать исключительно из официальных обращений египетского президента на заседаниях либо же по радио.

Если во времена Г. А. Насера националисты всячески стремились доказать, что культуру в египетское государство принесли арабы, а при Анваре Садате доказывали, что пришельцы арабы восприняли богатейшую культуру Египта. Это нашло отражение и в перемене названия государства, которое после принятия в 1971 году новой конституции стала называться Арабской Республикой Египет.

 

3 Либерализация власти в Египте в правление Анвара Садата

Придя к государственной власти в Египте в 1970 году, Анвар Садат смог модифицировать политическую, а следом и социальную сторону устройства египетского общества той эпохи. Введенная многопартийная система и Консультативный совет были отмечены определенной слабостью и бессилием выполнять свои функции в полной мере. Поводами к этому способствовали безграничные полномочия египетского президента, рост значимости и влияния правящей элиты страны, а также неподготовленность новых политических партий и движений Египта. В декабре 1970 года Анвар Садат вынес постановление об осуществлении мероприятий, направленных на отмену наложения секвестра на имущество и аннулирование законов о политической изоляции [5, с. 71].

А процессе «неправительственной революции» Садат смог ликвидировать все оппозиционные звенья, обеспечив при этом себе стержневую позицию, в качестве президента государства и лидера политической элиты. По мнению автора, Анвар Садат проводил политику прозападной ориентации, тем самым он определенно ослабил значение и влияние социалистического блока, усматривая в нем непосредственно источник вероятной угрозы. Во времена правления А. Садата централизм смог принять еще более твердые формы, так как был полностью ликвидирован высший коллегиальный орган – Совет революционного командования.

Необходимо отметить, что процесс перехода египетского государства к многопартийной системе имеет целый ряд особенностей. Такое преобразование произошло непосредственно по инициативе политического руководства Египта, однако все же правильным будет то, что политический плюрализм появился как естественный выбор, поскольку был полезен для каждой из политических сторон. Так, для левых многопартийная политическая система смогла дать превосходную возможность для развития массового движения, которое способно было оказать поддержку их партию. При этом представители либералов рассматривали подобную политическую систему в качестве идеального способа избавления от наследия периода правления Г. А. Насера [6, с. 136].

Для представителей центристов (а именно А. Садат и его окружение) подобный шаг был своеобразным продолжением подготовки к усилению ориентации на западные государства. Анвар  Садат считал, что он сам непосредственно должен был предстать перед Западом в обличии либерального президента, а его режим соответственно носить тон демократизма. Для этого Анвар Садат проводил курс либерализации экономики, а также политику «открытых дверей» [4, с. 19].

По мнению автора, развитие в указанном направлении предоставило очевидные преимущества как бюрократам, так и технократам, сосредоточившимся на преумножении своего собственного благосостояния, а вовсе не на продвижении процессов демократического развития. Таким образом, политика либерализации способствовала переменам социальной реальности, а именно выросли цены, были введены стандарты, вовсе непривычные для египетских граждан, выросла коррупция. Все названное привело к «хлебному восстанию», произошедшему в январе 1977 года, после которого начался этап конфронтации. Указанный период Садат представил как следствие опыта демократии и плюрализма. При этом, был издан целый ряд законов об ограничениях свобод, среди которых закон «О защите национального единства и общественной безопасности», «О политических партиях», который ограничивал возможности создания новых партий, а также регулировал всю деятельность партий [5, с. 71].

Одной из значимых  внутренних инициатив Анвара Садата безусловно была политика открытых дверей, более известная как «infitāḥ» (на арабском «открытие»), программа наиболее драматических экономических перемен, которая включала в себя децентрализацию и диверсификацию экономики, кроме того, усилия, направленные на привлечение торговли и иностранных инвестиций. В процессе реализации внутренней политики «открытых дверей», прежде всего, были либерализованы банковская и валютная направления экономики. При этом, темпы экономического роста государства ускорились, а состояние государственного платежного баланса существенно улучшилось [1, с. 230].

 

Заключение

В заключении автор отмечает, что внутриполитический курс, взятый Анваром Садатом, привел к довольно быстрому обогащению лишь единиц населения, ухудшив при этом положение основной части населения страны. Экономика государства оказывалась все больше привязанной к Западу. Усилия А. Садата, направленные на либерализацию экономики, были, как правило, сопряжены со значительными издержками, также включая довольно высокий уровень инфляции и неравномерное распределение богатства, кроме того, усугубление неравенства и недовольство египетского общества, что в дальнейшем привело к серьезным продовольственным беспорядкам, произошедшим  в январе 1977 года.

Автор отмечает, что подлинная историческая значимость внутриполитических преобразований Анвара Садата будет понятна несколько позже, когда окончательно станет понятно, что избавление от  социализма Г. А. насера позволило Египту трансформироваться во вполне благополучное государство со стабильной экономикой.

Таким образом, подводя итог, автор отмечает, что Анвар Садат является один из наиболее сильных политиков прошлого столетия. Его любили и ненавидели: этому человеку все же удалось нажить себе врагов как в арабском мире, так и за его пределами.

Список литературы

  1. Ближний Восток: Политика и идентичность. Коллективная монография под ред. И.Д. Звягельской. ИМЭМО РАН. Москва: Издательство «Аспект Пресс». - 2020, 336 с.
  2. Виноградов В.М. Египет: От Насера к Октябрьской войне. Из архива посла. Москва: ИВ РАН. - 2012, 216 с.
  3. Дробот Г.А. Понятие лидерства и иных форм власти и влияния в мировой политике. Экономика и управление: проблемы, решения. 3(3) - 2018. С. 9-13.
  4. Зубок М. П., Беляев М. А. Перспективы либеральной демократии на Ближнем Востоке на примере Арабской Республики Египет // Материалы 54-й Международной научной студенческой конференции МНСК-2016. – 2016. – С. 19-20.
  5. Новиков С. С., Новиков Д. С. Радикализация ислама в Египте в конце ХХ столетия //ВЕСТНИК. – 2016. – С. 71.
  6. Титоренко В. Е. Формирование внешней политики Египта после Г. А. Насера (1970-1993 гг.) / В. Е. Титоренко; Под общ. ред. Е. П. Бажанова и др.; Ин-т актуал. междунар. пробл. и др. - М. : Ин-т «Информэлектро», 1994. - 320 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее