Мы считаем, что образование является важной частью общественной жизни. Данная сфера влияет на общий уровень развития, как человеческого общества, так и государства. В нашей работе уделено внимание школьному образованию в период с последней трети XIX - 1917гг на территории Енисейской губернии. В современном мире растет интерес к локальной истории так, как на частном примере небольшого объекта, мы можем проследить процессы, имеющие собственные особенности. Предмет нашего исследования: школьное образование на территории Енисейской губернии. Хронологический период включает период с последней трети XIX - 1917гг.
В ходе исследования, мы выяснили, что народное образование в первую очередь получило развитие как бы вширь, охватив сельское население по волостям и станичное казачество. С 1822 г. новоучреждённая Енисейская губерния была отнесена к Восточно-Сибирскому генерал-губернаторству, поэтому в учебно-церковном отношении она стала подчиняться Иркутской епархии.
В связи с принятием закона о местном самоуправлении в 1864 году,школьное образование начало изменяться, но Сибирь не смогла добиться распространения на нее этого закона, и лишь города Сибири наравне с российскими получили в 1870 году право на создание городского самоуправления. Естественно, в силу этих причин основную роль в 60–70-e годы в Енисейской губернии в развитии народного образования играли бюрократические органы.
Сибиряки задумывались и понимали, что время ставило перед обществом и властью задачу о необходимости поднятия уровня преподавания и обучения, изменения ее методов и приемов.Оценка ими характера преподавания и личности учителя старого типа перед реформой 1861 г. дошла до нашего времени в рукописной сатирической поэме неизвестного автора «Недовольные», ходившая по рукам в Сибири.
Наиболее передовые руководители губернского уровня осознавали свою ответственность за перемены в сфере просвещения. К их числу нужно отнести военного губернатора г. Красноярска Павла Николаевича Замятнина, который 21 мая 1862 года обратился к городу с предложением открыть одну или две школы. Замятин П.Н писал: «Я встретил в городе многих из обывателей, уже взрослых, не умеющих даже читать и писать по-русски по неимению средств к обучению их. Таковое отсутствие грамотности в губернском городе поставило меня, по названию начальника губернии, в обязательное положение учредить здесь народную школу (или даже две, смотря по надобности и удобству местности) для обучения преимущественно круглых сирот и детей самобеднейших родителей из обывателей города Красноярска: Закону Божию, русской грамоте, читать и писать, и арифметике». Инициатива губернатора была поддержана общественностью города.
К 1862 году Енисейская губерния располагала 25 начальными училищами, которые руководствовались в своей работе школьным Уставом 1828 года. Преобразования Александра II, приведшие к школьной реформе 1864 года, слабо отразились на положении школьных дел Енисейской губернии. Несмотря на увеличение в количестве учреждений образования (в 1867 году в губернии было 117 приходских училищ), на них не распространялось действие введенного в центральных губерниях России «Положения о начальных народных училищах 1864 года», да и распоряжением директора народных училищ число их уменьшилось до 61. Обучалось в них 793 ученика.
К 1863 году в Красноярске насчитывалось 8776 жителей, и на весь город было всего четыре училища:
1. Красноярское уездное училище;
2. Красноярский приходский класс;
3. Красноярское духовное училище;
4. Владимирский детский приют.
Церковно-приходские школы были ведущими в сельской местности. Они были как одно — так и двухклассные. Двухклассных приходских школ (училищ) во второй половине XIX в. в Енисейской губернии было 2 - в Минусинске и Канске. В Минусинском училище обучалось 137, в Канском — 57 учащихся. Наряду с предметами начального цикла учащиеся учили географию, историю.
В Положении об одноклассных церковно-приходских училищах говорилось: «Школы сии имеют целью утверждать в народе православное учение веры и нравственности христианской и сообщать первоначальные полезные сведения». Программа обучения предусматривала следующие учебные предметы: молитвы, Ветхий и Новый Завет, историю церкви, церковно-славянский язык, духовное пение, чтение, письмо, счисление (арифметика).Таким образом, учащихся обучали письму, чтению, счёту, пению молитвы, начальным знаниям Закона Божьего. Данные школы частично содержались за счет местных обществ.
В книге Весселя Н. «Очерки об общем образовании и системе народного образования в России» мы нашли, что разновидностью церковно-приходских одноклассных школ были школы грамотности. Обучение в них было краткосрочным, не более пяти или десяти учебных месяцев.
Исключительную роль в развитии народного просвещения в Сибири сыграли декабристы. И каждый из них почитал своим долгом содействовать распространению знаний среди населения. Так появились школы братьев Беляевых в Минусинске, школа Ф. П. Шаховского в Туруханске. Декабрист В.Л. Давыдов, отбывавший после каторги ссылку в Красноярске, открыл домашний класс для своих детей. На уроки приходили и обычные, соседские и «городские» дети.
Одним из нескольких и все больше превалирующим к началу XX в, типом школ считались училища Министерства народного просвещения. Начальных училищ в Енисейской губернии с 1894 по 1910 гг. стало больше. Содержание их было государственное с небольшими отчислениями из районных обществ. Дети обучались выразительно читать, ясно пересказывать прочтенное, считать устно и решать задачи. В данных учебных заведениях учили также Закону Божьему, чистописанию, пению, а при условии открытия четвертого отделения вводились география и история. В двухклассных училищах детям дополнительно преподавали естествознание, география и история России, геометрия, физика.
Были в губернии средние учебные заведения, в которых обучали ремеслам, столярному, кузнечному, слесарному. Преобладающими являлись школы с трехлетним обучением. Таких училищ Министерства народного просвещения было 80%, другие были с четырех-, пяти- и шестигодичным курсом обучения.
В училищах Министерства просвещения обучались как мальчики, так и девочки. Большинство школ такого типа открывались в старожильческих селениях. В отличие от них, в переселенческих селениях школ практически не было. Вот выдержки из документов: «В Шалинской волости 7 переселенческих поселков. Ни в одном из таких поселков школ нет», «В Сухобузимской волости 24 переселенческих поселка; школы в них нет».
Учителями в церковно-приходских школах и училищах Министерства просвещения работали в основном окончившие учительские и духовные семинарии. В 70-е годы XIX века в Восточной Сибири появились учительские семинарии, к концу века их насчитывалось 17. К 1911 г. в Восточной Сибири трудилось около 2 565 учителей. Материальное положение учителя было следующим: средним годичный оклад учителя в Енисейской губернии составлял вначале XX в 536 рублей, учительницы — 509 рублей.
Мы обратились к книге Бибикововой В.В. "Роль частной и общественной инициативы в развитии образования Енисейской губернии в XIX - начале XX века" и узнали, что важную роль попечительских советов в ходе развития школьного образования и пожертвования народа, благодаря которым развивалось строительство и функционирование средних учебных заведений.
Подводя итог, мы узнали, что до 60-х годов ХIХ века в городах Енисейской губернии не были открыты гимназии. А также то, что инициативу в открытии средних учебных заведений в губернии проявил губернатор П.Н. Замятнин, в обязанности которого входило попечительство над учебными заведениями. Организованный сбор средств на открытие мужской и женской гимназий в г. Красноярске объясняется тем, что этот процесс происходил под контролем и при участии губернатора, которого поддерживала часть купцов, желавших дать образование своим детям.
Мы сделали вывод, что важную роль играло общественное настроение, которое на протяжении ряда лет формировалось в пользу открытия гимназий. Большую организаторскую роль в сборе средств, строительстве и функционировании средних учебных заведений играли попечительские советы.
Список литературы
- Бибикова В.В. "Роль частной и общественной инициативы в развитии образования Енисейской губернии в XIX - начале XX века" Красноярск, ПИК "Офсет", 2004 г.
- «История Сибири и Дальнего Востока: текущий указ. лит. Вып. 3 : библиографический указатель / составители И. А. Быкова [и др.]. — Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 2018. — 264 с. —
- Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование. – М.: «Народное образование», 2004. – 208 с.
- Иллюстрированная история Красноярья (XVI — начало XX в.) / Г. Ф. Быконя, В. И. Федорова, В. А. Безруких. — Красноярск: РАСТР, 2012. — 240 с.: ил.
- Андюсев Б.Е. Сибирское краеведение. Хозяйство, быт, традиции, культура старожилов Енисейской губернии XIX — начала XX вв.: учебное пособие для учащихся и студентов / Б.Е. Андюсев ;Краснояр. гос. пед. ун-т. — 3-е изд., испр. — Красноярск, 2006. — 336 с.
- "Енисейские епархиальные ведомости",1895г.
- Н.А. Константинов, В. Я. Струминский "Очерки по истории начального образования в России", М.,1953г.
- Н.Н. Бакай "Страничка из истории народного образования Восточной Сибири в конце 19 века. Сибирский сборник", 1894г.
- И. П. Белоконский " Народное образование в Сибири. Русская школа", 1891г.
- Вессель Н. Х. Очерки об общем образовании и системе народного образования в России. - 1959
- Двадцатый век у школьного порога : сборник материалов красноярских педагогов об истории народного образования в Енисейской губернии (1860-1922 годы) / Краснояр. центр. гор. б-ка им. А. М. Горького, Благотворительный фонд "Вера и Надежда" ; [сост.: Л. П. Бердников, С. Л. Лонина]. - Красноярск
- Жолудев Д.Г. Краткая история школ Красноярского края (до Великой Октябрьской социалистической революции) / М-во просвещения РСФСР. Енисейский гос. пед. ин-т. - Енисейск : Б. и., 1961. - 155 с. : ил. ; 19 см. - Список статей по истории нар. образования в Краснояр. крае, опублик. автором в различных изданиях: с. 153-154 (28 назв.). - Библиогр. в примеч.: с. 143-152 (231 назв.)
- Благотворительное общество Красноярской женской гимназии. Красноярск, 1917. - 20с.
- Статья «Женская гимназия»
- Потапов И.Ф. Енисейская губерния. История в документах и фотографиях. — Красноярск: ОАО ПИК “Офсет”, 2008. — 416 с.
- Отчет Совета Общества попечения о начальном образовании в г. Енисейске за 1895-й г. — Енисейскъ: Тип. С.Н. Штеблера, 1896.
- Ганелин Ш. И. Очерки по истории средней школы в России второй половины XIXb. М.,1954. - 354с.
- Давыдов П. Народное образование в Енисейской губернии//Сибирские вопросы. 1908.№2.С.24-28., №11. - С.18-20
- Доклад о введении всеобщего образования в Красноярске. Красноярск, 1909. -29с.
- Юрцовский Н. С. Очерки по истории просвещения в Сибири / Н. С. Юрцовский. - Ново-Николаевск : тип. Центросоюза в Омске . - 1923. Вып.1 : Общий ход развития школьного дела в Сибири.1703-1917 гг. - 246, IV, [2] с.