РЕКЛАМА В ТЮРКСКОЙ ПЕЧАТИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ ЖУРНАЛА “ШУРА”)

РЕКЛАМА В ТЮРКСКОЙ ПЕЧАТИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ ЖУРНАЛА “ШУРА”)

Авторы публикации

Рубрика

История

Просмотры

5

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 52 (97), Декабрь ‘22

Дата публикации 22.12.2022

Поделиться

В данном исследовании мы обратились к особенностям рекламы в языке тюрки в начале ХХ века. В ходе исследования мы изучили статье тексты рекламы в журнале “Шура,его роль в развитии печати и книгоиздания в мусульманском крае. Авторами также выделены перспективы изучения рекламной деятельности в истории тюркской печати в начале ХХ века с целью обозначения его традиций в современных национальных изданиях. Ключевые слова: тюркская печать, реклама, история рекламы, журнал “Шура”

Изучение истории рекламы позволяет познать интересы и потребности народа в ректроспективе. В нашем случае, обращаясь к газетам и журналам начала ХХ века, мы многое узнаем о национальной печати, особенностях его развития и традициях рекламной деятельности, которые соблюдаются по сей день.

Истории рекламы – это целые эпохи формирования огромной сферы общественной деятельности. Она неразрывно связана с развитием печатной продукции. Можно сказать, что реклама появилась еще во времена, когда печатной продукции не было, потому как переводится слово с латинского как «кричать, выкрикивать». Исторические сведения о рекламе сохранились в египетских папирусах, в государствах Древней Греции и Древнего Рима.

Печатная реклама появляется в современном виде уже с изобретением И. Гутенбергом первого печатного станка в середине XV века. В середине XVIII века в европейских газетах мы видим существование целых рекламных разделов, в последующие периоды данная сфера продолжает развиваться и к началу ХХ столетия, с установлением капиталистического общества и в России рекламная деятельность в сфере печати стала массовым явлением.

Развитие рекламы в области массовых коммуникаций не могло не повлиять на становление печати в среде мусульманского населения Российской империи. Обзор печатной продукции начала века в Оренбургском и Уфимском губерниях показывает существование целого рынка печатной рекламы на письменном старотюркском языке.

В Уфе (Башкортостан) сохранились немало материалов изданий начала ХХ века. Тем не менее, изучение книг и журналов, в частности, печатной продукции представляет немало трудностей для исследователей. Дело в том, что старотюркский язык отличается от современного башкирского и других тюркских языков своей грамматикой и большим количеством арабизмов, затрудняющих понимание текста.

Учитывая актуальность изучения книг и журналов на старотюркском языке, мы провели научное исследование тиража журнала «Шура» 1908-1910 годов.

Журнал «Шуро» был основан татарским поэтом Закиром Рамеевым. Свидетельство на издание журнала на татарском языке было выдано 13 декабря 1907 года оренбургским губернатором Первый номер журнала вышел в январе 1908 года. Его редактором стал учёный и писатель Ризаитдин Фахретдинов. Он так отзывался об основании журнала: «Наконец наступили хоть сколько-нибудь светлые дни для российского народа. Немного стало свободнее дышать. Появилась возможность издавать печатные и литературные вещи на своем языке» [1, 12].

В журнале печатались многие известные татарские и башкирские писатели и поэты. В издании поднимались различные социальные вопросы, связанные с национальной политикой, религией, образованием. Журнал сыграл большую роль в становлении и развитии литературного языка. Журнал выходил раз в две недели, был литературным, научным и историческим журналом, популярным среди мусульманских народов России.

Это первый башкирский и татарский литературный журнал, где рекламная деятельность приобретает масштабный характер. Издатель журнала З. Рамиев свои инвестиции в журнал стремился окупить, в том числе, созданием разделов печатной рекламы. С 1908 года в журнале «Шура» печатались рекламные тексты и обьявления. В издании публиковались рекламы различной продукции: книг, лекарств, газет, журналов, швейных машин, нитей к ним, бритвенные инструменты и др.

В журнале имелись следующие разделы рекламы:

1) рекламные объявления о технических новинках;

2) реклама лекарств и предметов гигиены;

3) реклама интеллектуальной продукции (книг).

Например, в рекламе технических новинок – бытовой продукции широко печатались объявления о продаже швейной машинки. Реклама лекарства всегда была востребована в начале 20 века. Большую популярность в России приобрела трава эфедра, именуемый в справочниках как «кузьмичова трава». Растение, распространенное в Сибири и в горных склонах, широко использовалось для лечения различных болезней и обусловило ее популярность. Его активно его использовал в медицинских целях и получал хорошие результаты при лечении ревматизма, падагры, болезней суставов.

К рекламе гигиенических средств необходимо отнести продажу бритвенных инструментов. В начале ХХ века рекламодатель предлагает иметь собственный бритвенный инструмент, чтобы не подхватить болезнь кожи. Также в Журнале «Шура» есть объявления о продаже хозяйственных мыл для бани и для стирки. Отметим, что существовали и косметические мыла, применение которых обещала вернуть их хозяйкам молодость и красоту.

Начало ХХ века характеризуется подъемом интересов к образованию и просвещению, потому реклама книг и журналов в журнале получило широкое распространение. «Шура» в основном печатает обьявления о продаже арабоязычных книг, например, издания “Асмә-аль-китаб” и “Тарихи ислам” указаны, как продукция печати Египта, Истанбула (Османская империя), Индии.

Самое большое количество рекламы связано с продажей. Самая частотная реклама из этого ряда – любявления о продаже собрания сочинений “Куттуб ситта”. Этот сборник включает книги самых известных толкователей хадисов – шести ученых-богословов.

Есть и обьявления о книгах, привезенных с зарубежных стран. Например, книги “Асмә-аль-китаб” и “Тарихи ислам” указаны как продукция пчати Египта, Истанбула (Османская империя), Индии.

В журнале публикуются и тексты о продаже различных учебников. Например, в нижеследующем объявлении речь идет о учебнике географии:

«Гимназия үә реальный мәктәбләрдә дәрес ителеб уҡытыла торған дәрес китабларындан истифәдә илә Фәтих Кәримов үә Нуритдин Ағайыф тарафындан тәртиб ителгән был джүғрафийә китабы үз телебездә беренче мәртәбә булараҡ басылмыштыр, теле ачыҡ, мәктәбләрдә дәрес китабы булараҡ ҡабул ителергә бик мунасыбтыр, мөғәлимләр бер мәртәбә был китаб илә танышсалар, алып үҙ шәкертләренә тәдрис итәчәкләре үә файдасы күп күреләчәге шөбһәсездер, нәфис рәүештә басылған үә йөҙ биттән артыҡ булған был китабның баһасы берәмләп 30 тин, почта масраф илә 32 тин». Русск.: “Этот учебник для гимназий, школ под редакцией Фатиха Каримова и Нуритдина Агая издан в первый раз, язык понятен, может использоваться как учебник для школ, если учителя будут обращатсья к пособию, будет много пользы для шакирдов. Цена этой стостраничной книги по рознице 30 копеек, через почту – 32 копейки”.

Опубликованы и тексты с рекламой книг главного редактора журнала, просветителя Р. Фахретдинова: «Ридаитдин бин Фәхретдин иң мөхтабәр әсәрләрдән алынып язылмыш бер әҫәр булдиғы джәһәтендән һәр кем өчөн, хосусан мәктәбдә балаларға уҡытыр өчөн ғәйәт муафиҡ бер әҫәрдер. Һәр кем аңларлыҡ сүрәттә пәйғәмбәребездең хайәте ... үә эшләре бәйән ҡылынмыштыр. Нәфис сүрәттә, буяулы рамкада басылған ғайәт яҡшы ҡағыдта, хаҡы 20 тин почта илә 24 тин». Русск.: Собрание сочинений из лучших произведений Р. Фахретдинова послужит полезной книгой для каждого человека, учеников общих школ. В нем в доступной форме излагаютс яжизнедеятельность и лучшие дела пророка Мухаммада. Изданный в яркой художественной форме и в хорошей бумаге книга стоит 20 копеек, через почту – 24 копейки.

В этом обьявлении рекламируется учебник о жизни мусульманского пророка Мухаммада, в тот период во всех школах преподавались богословские дисциплины.

Этот период можно считать расцветом тюркских газет и журналов, периодической печати. В мусульманских центрах – в Истанбуле, Астрхани, Казани, Самаре издавались различные журналы и газеты. Сведения о подписке на эти издания – рекламные тексты публикуются на страницах журнала “Шура”: “Әстрәхән шәһәрендә айда ике мәртәбә чыға торған «Мәғариф” журналына абуна ҡабул итүләдер. Сәнәлеге 3 үә ярым сәнәлекге 2 сум. Адресы: Әстрәхән, “Мәғариф” идарасы”Руск.: “Принимаются предзаказы на журнал “Магариф”, издаваемый в городе Астрхани. Стоимость за квартал – 2 рубля”.

Подписка на этот журнал осуществляется системой бонусов, поэтому, предзаказ на год обходится дешевле – всего три рубля, а два раза за полугодие – 4 рубля. При подписке на определенные журналы для лиц определенных сословий есть система скидок, например, на журнал “Воспитание”, издавамый в Казани, подписка для шакирдов – 3 рубля за год, для остальных стоимость 3,18 рублей.

Издание в Самаре журнала “Экономика”, в городе Тбилиси – альманаха “Мулла Насредтин” (рекламны етксты о кторых публикуются в журнале “Шура”) свидетельствует о широком распространении образования и просветительства в среде тюркских народов Российской империи.

В журнале также есть рекламные объявления о лекарственных растениях: «Кузьмич нәбәте. Ҡоро сызлау, аш батмау, ҡан азлыҡтан файҙа бирә торған бер шифалы үлән булғаны өчөн безнең Русийәдә һәм сит мәмләкәтләрдә истиғмалдар. Бур урмандан тамыр, чәчәк һәм ауырлыҡлары менән бергә джийылмыш, иң яхшы сүрәте ҡарубҡада булныб ҡаҙағы биш сумдыр. Икенче сүрәте өчсум, өчөнчө сүрәте бер сумдыр. 1896-чы йылдан бирле әфийдәрен биреп торабыҙ. Иң күп биргәнбез беренче сурәттер». Русск.: “Цветок Кузьмича. Это растение пмогает от болей, недостатков пищеварения, малокровия и поэтому широко распространено в Россиии и в заребежных странах . Оно собрано нами с корнями, цветами и продается в коробках по 5 рублей. Вторая упаковка (рисунок) 3 рубля, третья упаковка (рисунок) – 1 рубль. С 1896 года продаем данные растения, больше всего покупают первую коробку”.

В этому обьявении речь идет о цветке эфидара. Этот вид растений распространен в Сибири и в горных склонах, широко использовался для лечения различных болезней. Название “растение Кульмича” связано с именем врача из Самарской губернии Федора Кузьмича Муховникова. Этот народный врач в 1870-1880 гг. активно использовал эфидар в медицинских целях.

В этот период пользовались спросом и специальные бритвенные инструменты против экземы, обьявления о продаже которых можно найти на страницах журнала: “Саҡланығыз экземадан. Ҡачығыз ауырыу йөрөүдән, сурағыз аптека һәм аптекарский магазиндардан муҡтағына түкләренә китерүчын “Нуши” тигән иң яҡшы дауалы... Бритва үҙе дарарсыз...”. Русск.: “Остерегайтесь экземы. Бегите с болезненных мест и пользуйтесь эффективным бритьем “Нуши”.

Итак, журнал «Шура» отражает различные области общества: историю, религию, философию, психологию, на страницах издания публиковались статьи о тенденциях в этих сферах общественной жизни. В том числе, в издании важное место занимали стихотворения известных поэтов. Другую часть журнала составляют ребусы и кроссворды.

Специфическим материалом изжания выступают рекламные публикации и объявления. Анализируя их, мы можем составить картину жизни общества, стреотипы и материальные ценности поколения. Эти материалы очень важны, так как представляют полезную информацию о исторической жизни Урало-Поволжских мусульман.

Итак, изучение старотюркских изданий начала ХХ века позволяет отметить богатство традиций печатной рекламы в регионе Урало-Поволжья. В частности, в башкиро-татарском журнале «Шура» уже в начале ХХ столетия сформировались такие формы рекламы в печатных изданиях, как объявления, анонсы, акции, которые продолжают оставаться основой для современных изданий.

Список литературы

  1. Фахретдинов, Р.Ф. Маслак ва максад / Р.Ф. Фахретдинов // Шура. – 1908. –№1. – 1 с.
  2. Антипов К. В. Основы рекламы. – М.: Дашков и К, 2009. – 328 с.
  3. Панкратов Ф.Г., Баженов Ю.К.: Основы рекламы. М.: Издательство: Дашков и К, 2011.
  4. Щепилова Г.Г., Щепилов К.В., Краснюк В.М. Введение в рекламоведение. М.: Элит 200, 2012.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее