На данный момент отсутствует сомнение в том, что люди являются самым ценным ресурсом любого предприятия, так как именно их возможности и усилия - определяющий фактор интенсивности работы организации.
Значение мотивации в рамках современных систем управления неоспоримо велико, ведь именно мотивация заставляет работника трудиться с максимальной отдачей, что гарантирует эффективность деятельности организации.
В любом деле нужен мотив, поэтому мотивацию можно рассматривать как инструмент, позволяющий стимулировать трудовую деятельность работника.
Мотивация основана на вовлечении в процесс заинтересованности желаний и интересов, поэтому она может в целом рассматриваться с двух сторон.
С одной стороны, выступают личные потребности, заставляющие находить источники для их удовлетворения. Источник обеспечит доход, то есть человек должен трудоустраиваться, чтобы получать возможность материального удовлетворения собственных желаний и потребностей.
С другой стороны, мотив может быть рассмотрен как благо, которое может предложить организация работнику, его размер и степень соотношения с желаниями и потребностями.
Актуальность данной темы заключена в том, что достижение продуктивной профессиональной работы человека идет посредством осознания его мотивации. Только увидев то, что мотивирует сотрудника, что заставляет его работать, что движет его действие, можно создать высокоэффективную систему методов и форм руководства им. Для этих целей нужно знать, как возникают или можно вызвать определенные мотивы, какими методиками они активизируются, как мотивируются люди.
По мнению В.М.Бугакова, мотивация является процессом мотивообразующих воздействий на побуждающие факторы сотрудника, под влиянием которых у него возникает потребность в такой работе, чтобы оказывать помощь достижению целей субъекта хозяйствования [1, с. 156].
Сущность мотивации персонала заключается в эффективной реализации намеченных задач, согласно решениям руководства субъекта хозяйствования, исходя из собственных обязанностей и прав.
Если руководящий состав способен к планированию и координированию работы команды специалистов и в целом всего субъекта хозяйствования, то решения его в любом случае будут направлены на то, чтобы максимально реализовать человеческий потенциал.
Эффективное функционирование систем стимулирования возможно только при соблюдении руководителем ряда принципов [2, с. 43]:
а) установление четких целей и задач (сотрудник должен знать, что он должен достичь и какие задачи выполнить);
б) увязка целей и вознаграждения (работники должны знать, какое вознаграждение они получат при определенных результатах работы);
в) гласность и наличие обратной связи;
г) обеспечение мониторинга применения инструментов стимулирования в других компаниях;
д) выявление ожиданий работающих сотрудников (например, путем проведения анкетирования);
е) единство моральных и материальных методов стимулирования, их оптимальное сочетание;
ж) учет личных качеств работников и индивидуальных потребностей при стимулировании (что хорошо одному, будет неинтересно и ненужно другому);
з) использование преимущественно положительных стимулов, так как преобладание стимулов отрицательного воздействия могут привести к напряженной обстановке в коллективе.
Основными функциями мотивации являются [3, с. 85]:
1) побуждение к действию;
2) направление деятельности;
3) контроль и поддержание поведения.
1) Побуждение к действию. Мотивы - это то, что заставляет человека действовать или является стимулом к действию. В этом смысле человек, активно действующий для достижения определенной цели, которая позволит ему удовлетворить какую-либо потребность.
2) Направление деятельности. Люди постоянно принимают решения о том, как они будут достигать своих целей. Например, голодный человек может сделать выбор между тем, чтобы пообедать дома, на работе или перекусить на улице.
3) Контроль и поддержание поведения, направленного на достижение цели, выражается в определенной настойчивости в достижении этой цели. Мотивация делает человека пристрастным, заинтересованным.
Таким образом, для того, чтобы повышать эффективность производства, нужно учитывать именно человеческий фактор, искать пути и мотивы его активизации, так как в хозяйственной деятельности человек не всегда рационален, он склонен к риску, непредсказуем, его поведение определяется множеством мотивов.
Список литературы
- Бугаков В.М. Управление персоналом [Текст] : учебное пособие / В.П. Бычков, В.М. Бугаков, В.Н. Гончаров; Под ред. В.П. Бычкова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 237 c.
- Коробков В.И. Теория управления [Текст] / В.И.Коробков. – М.: Юнити-Дана, 2017. – 384 с.
- Коротков Э. М. Менеджмент [Текст] : учебник для бакалавров / Э. М. Коротков. – М. : Юрайт, 2017. – 640 с.