Одним из значимых факторов, влияющих на формирование личности в юношеском возрасте, выделяют межличностное общение, особенно со сверстниками. Большое количество исследователей и ученых посвятили этому вопросу свои труды, например, такие как: Б. Г. Ананьева, Н. В. Кузьминой, А. А. Реан, В. И. Слободчикова, В. А. Сластенина, Е. И. Степановой и др.
Одной из проблем, которая возникает при установлении межличностного контакта, является принятие решение о том, стоит ли включаться и быть вовлеченным в это взаимоотношение. Для того чтобы наиболее полно раскрыть этот вопрос, мы выбрали в качестве показателей, определяющих особенности формирования межличностных отношений юношей и девушек: потребность включения, потребность контроля и потребность в аффекте.
Потребность включение подразумевает отношения с другими людьми, признание, взаимопонимание, одобрение, появление индивидуальности, взаимный интерес. Потребность в контроле подразумевает под собой властвующее поведение над другими людьми, доминирование и некое превосходство. Потребность в аффекте включает в себя желание в установлении близких эмоциональных отношений среди участников общения.
Если рассмотреть эти потребности подробнее и их влияние на межличностные взаимоотношения, то потребность включение играет роль в создании и поддерживании на определенном уровне отношения, на базе которых выстраивается сотрудничество и дружеские отношения с другими людьми.
Потребность контроля напрямую влияет на создание и удержание удовлетворительных отношений, с опорой на контроль, но при этом сохраняя чувство взаимной поддержки и уважения, ответственность каждой стороны, а также стремление в поддержании взаимного интереса друг другом.
Межличностная потребность в аффекте – это стремление создавать и удерживать отношения с другими людьми с помощью таких чувств, как любовь и эмоциональная привязанность, а также сохранять эмоциональную теплоту в межличностных взаимоотношениях.
В проведенном нами исследовании приняли участие 60 человек в возрасте от 16 до 22 лет, мужского и женского пола.
По шкале включение, из 60 испытуемых высокий результат показали – 52 респондента, что говорит о том, чувствуют себя среди людей хорошо, ищут контактов с ними, имеют потребность быть принятым остальными людьми и принадлежать к определенной группе. Еще 8 респондентов показали низкий результат, что говорит о том, данные испытуемые склонны избегать контактов и предпочитают общение с небольшим количеством людей.
По шкале контроль, из 60 испытуемых – 34 респондента показали высокий результат, что говорит о том, что эти испытуемые контролируют себя и пытаются контролировать других и влиять на них. Берут руководство в свои руки и любят решать все сами, стремятся к этому. Другая же часть испытуемых 26 респондентов – ждет, когда им будут говорить, что и как необходимо делать. Интересным был тот факт, что результаты по потребности в контроле во взаимоотношениях и его отсутствие почти равны.
По шкале аффект, из 60 испытуемых – 41 респондент показал высокий результат, это говорит о том, что большая часть испытуемых стремиться быть в близких, теплых отношениях с остальными, проявляет дружелюбие. Делятся с другими своими эмоциями и чувствами. А 19 респондентов – проявляют осторожность при выборе контактов, более детально подходят к вопросу установления близких межличностных взаимоотношений.
Таким образом мы выяснили, какие потребности влияют на формирование межличностных взаимоотношений у юношей и девушек в подростковом и юношеском возрасте и способствуют или препятствуют установление контакта.
Список литературы
- Андреева Г.М., Белинская Е.П., Донцов А.И., Стефаненко Т.Г. и др. Социальная психология в современном мире. Учебное пособие для вузов / Под ред. Г.М. Андреевой и А.И. Донцова. — М.: Аспект Пресс, 2002. — 335 с.
- Белявцева А.Е., Крутых Е.В. Дружба в жизни современной молодежи // Успехи современного естествознания. 2013. №10. - С. 152
- Келина М. Ю. Неудовлетворенность телом как риск-фактор возникновения нарушений пищевого поведения у девушек подросткового и юношеского возраста [Текст] / М. Ю. Келина, Е. В. Маренова // Молодые ученые - нашей новой школе. Материалы X юбилейной научно-практической межвузовской конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. - М.: МГППУ. - 2011. - С. 211-212.
- Леванова Е.А. Подросток: родителям о психопластике личности /Под.ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. - 79 с.