На сегодняшний день образование выполняет значимую роль как для государства, так и для всего общества в целом. Индивид через обучение обретает преимущества, которые обосновывают пользу его получения. Так, субъект образования приобретает знания и формируется как специалист [1, с. 5].
Высшее образование оказывает существенное влияние как на судьбу самого человека, получающего его, так и на судьбу общества и государства в целом. Также образование модернизирует культуру и общество. Необходимым условием формирования государства в качестве информационного и конкурентоспособного является наличие квалифицированных специалистов.
Система высшего образования образует среду, в рамках которой происходит подготовка этих самых квалифицированных специалистов, проводятся научные исследования, вследствие которых определяется направление и темп социального и технологического развития. Россия под натиском нарастающих глобальных изменений модернизирует систему высшего образования, чтобы соответствовать современным вызовам и требованиям [2, с. 2589].
Значимой мировой тенденцией, сформировавшей новую модель высшего образования, является глобализация, из-за которой происходят изменения в функционировании образовательных учреждений высшего образования и в их развитии. Технологические и социальные изменения в мире несут за собой трансформацию рынка труда, пересмотр подходов к образованию и подготовке кадров [3, с. 94].
Существует взаимосвязь между эффективным, качественным высшим образованием и прогрессом во всех сферах общества. Вследствие этого происходят изменения в функциях образования. Технологический прогресс влечет за собой сокращение рабочих мест в промышленном производстве. И в обществе возрастает потребность в большом количестве высококвалифицированных кадров, особенно в сфере услуг [4, с. 26].
В высшие учебные заведения поступает более 80% выпускников школ, что свидетельствует о стремлении к получению диплома о высшем образовании.
ЦСП «Платформа» и компания онлайн-исследований «ОнИн» провели исследования, в результате которых выяснилось, что 50% респондентов одним из векторов развития после школы считают получение высшего образования на очной форме обучения. Они не ставят себе в приоритет онлайн-образование, а хотят как физически присутствовать на занятиях, так и комбинировать с другими моделями обучения, которые позволят расширить сеть контактов и полноценно обмениваться информацией. Это означает то, что тенденция на очный формат системы высшего образования все еще актуальна, но требуются изменения для поддержания запросов обучающейся молодежи [5].
В регионах не так сильно молодежь заинтересована в получении очного высшего образования. Так, на Дальнем Востоке лишь 20% респондентов, опрошенных в этом регионе заинтересованы в очном обучении, на Урале – 26%, на Северном Кавказе – 29%.
Хочется отметить, что в этих же регионах молодежь дает наиболее высокую оценку качеству высшего образования, так как из-за учебной миграции они оценивают не только свои регионы, но и вузы Центрального округа [6].
Молодые люди Центрального федерального округа дают наименьшую оценку качеству высшего образования в стране, у них более высокий запрос к знаниям.
Уровень высшего образования в России девушки в возрасте 18–25 лет (68%) оценивают как средний, в то время также считают 55% юношей того же возраста. Более 20% респондентов среди девушек и 31% юношей высоко оценили уровень образования в вузах страны, в то время как 11% опрошенных обоих полов определили этот уровень как низкий.
Среди молодежи усиливается вектор на реальные навыки, в то время как уменьшается значимость получения формального образования (38%) Вузам необходимо делать упор на увеличение практики во время обучения.
Сегодня вузы еще активнее конкурируют со ссузами, так как у них стали появляться образовательные модули высшей школы, что является привлекательным для 37% респондентов.
Системе высшего образования необходимо задуматься об образах профессий будущего и дифференциацией выбора, так как на данный момент 21% респондентов заинтересованы в ИТ-специальностях, что может в перспективе привести к перенасыщению рынка, как это было ранее в РФ с такими специальностями как экономист и юрист [7].
Мы можем так же это заметить, проанализировав результаты социологических исследований мнения молодежи относительно системы высшего образования в России проведенных ВЦИОМом, в которых четко прослеживается тенденция на то, что молодые люди ориентированы на обучении в вузе, так как уверены в благах, которые они получат от взаимодействия с этой системой [8].
Согласно этим исследованиям позитивную оценку высшему образованию дает молодежь в возрасте от 18-24 лет (33%), в то время, как нейтральную оценку дают респонденты в возрасте от 25-34 лет (44%) [9].
По мнению 84% опрошенной молодежи в 2023 году, наука и образование считаются эффективным социальным лифтом в нашей стране, что больше на 7%, чем в 2020 году. В то же время 11% респондентов отказываются верить в их эффективность, что меньше на 8% показателей за 2020 год. 5% – затруднились ответить. Основываясь на положительной динамике, мы можем сказать, что происходит повышение ценности высшего образования в представлениях молодежи.
51% опрошенных молодых людей уверены, что невозможность построить удачную карьеру и устроить свою жизнь без высшего образования. Почти половина опрошенных (47%) верят в то, что высшее образование надежнее гарантирует выпускнику хорошо оплачиваемую работу в будущем. Таким образом, функционирующая система высшего образования действительно дает обучающемуся залог успеха в будущем, что означает ее стабильность, надежность и перспективу на долгое существование и развитие для последующего обучения новых поколений.
Среди студенческих приоритетов, самым важным при обучении в вузе респонденты назвали хорошую учебу, получение знаний (58%) в 2023 году, хотя это меньше показателей за 2019 год (62%) [10].
Подводя итог, отметим, что сохраняется тенденция на получение очного высшего образования, но требуется трансформация формата обучения под запросы молодежи. Уровень системы высшего образования оценивается в основном нейтрально или высоко. Идет активная конкуренция вузов с ссузами. Система высшего образования выполняет свою главную функцию и готовит для государства квалифицированных специалистов, которые могут трудоустроиться. Молодые люди продолжают считать высшее образование важным социальным лифтом, с помощью которого можно построить карьеру. Появилась тенденция на приобретения реальных навыков в вузе. Также актуальна тенденция молодых людей обучаться на ИТ-специальностях, в связи с чем необходимо контролировать поток обучающихся, чтобы не произошло перенасыщения этими специальностями рынка труда.
Список литературы
- Кожуханов, М. Е. Современные тенденции развития в сфере высшего образования в России [Электронный ресурс] / М. Е. Кожуханов // - М.; Вестник евразийской науки. - 2021. - Т. 13. - № 6. – 168 с. - URL: https://esj.today/PDF/48ECVN621.pdf (дата обращения: 10.04.2024)
- Новиков С. В. Современное состояние и тенденции развития российской системы высшего образования [Электронный ресурс] / С.В. Новиков // - М.; Экономика, предпринимательство и право. - 2023. - Т. 13. - 6682 с. - URL: http://doi.org/10.18334/epp.13.9.118723 (дата обращения: 10.04.2024)
- Давлетшин, Р. Р. Тенденции развития высшего образования в России [Электронный ресурс] / Р. Р. Давлетшин // - К.; Молодой ученый. 2023. - № 42 (489). - 330 с. - URL: https://moluch.ru/archive/489/106903/ (дата обращения: 12.04.2024)
- Клячко Т. Л. Образование в России и мире. Основные тенденции [Электронный ресурс] / Т. Л. Клячко // - М.: Образовательная политика. - 2020. - №1. - 330 с. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-v-rossii-i-mire-osnovnye-tendentsii (дата обращения: 11.04.2024)
- Социология высшего образования в России: приоритеты, барьеры, бренды [Электронный ресурс] // Платформа: сайт. - URL: https://pltf.ru/2023/09/06/socziologiya-vysshego-obrazovaniya-v-rossii-prioritety-barery-brendy/?ysclid=lw3kiz7bw652431617 (дата обращения: 11.04.2024)
- Прохорчук С. Высшее на вырост / С. Прохорчук // РБК. – 2023. – 28 сен. – С. 1–2
- Спрос на навыки: почему в России наблюдается переизбыток юристов и экономистов [Электронный ресурс] // РТ на русском: сайт. - URL: https://russian.rt.com/russia/article/918943-rossiya-yuristy-ekonomisty-pereizbytok?ysclid=lw3rgxxo3f816484262 (дата обращения: 10.04.2024)
- Высшее образование - сегодня в России. Через призму опросов общественного мнения [Электронный ресурс] // - М.: ВЦИОМ. Новости: сайт. – URL: https://wciom.ru/fileadmin/user_upload/2024-02-21_Sorokinskie_chtenija_V_V_Fedorov__.pdf (дата обращения: 14.04.2024)
- Высшее образование: в России или за рубежом? [Электронный ресурс] // - М.: ВЦИОМ. Новости: сайт. - URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/vysshee-obrazovanie-v-rossii-ili-za-rubezhom?ysclid=lw3jdcgm8d171614411 (дата обращения: 15.04.2024)
- День студента: зачем идти учиться? [Электронный ресурс] // - М.: ВЦИОМ. Новости: сайт. - URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/den-studenta-zachem-idti-uchitsya (дата обращения: 15.04.2024)