Основная задача школы – воспитать всесторонне развитую личность. Поступая в первый класс, ребенок начинает заниматься огромным количеством новых вещей, и все они направлены на его развитие. Он начинает учиться правильно писать, считать, взаимодействовать с классом и педагогом, познавать окружающий мир под надзором педагога, а также развиваться творчески.
В общей психологии под творчеством понимают процесс создания качественно нового, а под воображением – способность человека реконструировать действительность, создавать образы, активируя свою эмоциональную сферу. И первое никогда не идет без второго, так как невозможно создать что-либо, прежде не задумав это.
Для развития творческих способностей и воображения в школах с начальных классов введен такой предмет, как ИЗО. Однако многие педагоги придерживаются традиционной направленности обучения, которая проявляется в изучении с учениками традиционных техник рисования.
Традиционные техники рисования – это ничто иное, как комплекс приемов рисования, которые передают предметы или явления окружающей среды по законам реалистического изобразительного искусства.
Изучая традиционные техники, дети обычно используют данные инструменты:
- кисть;
- краски (гуашь и акварель);
- простые карандаши разной степени мягкости;
- цветные карандаши;
- мелки;
- фломастеры;
- трафареты;
- белая бумага (акварельная и чертежная).
Самая главная проблема традиционных техник в том, что ими трудно заинтересовать ребенка, а только зародив в нем интерес к творчеству, можно ожидать каких-либо результатов от его деятельности.
Благодаря традиционным техникам рисования ребенку можно «поставить» руку, развить глазомер, привить эстетический вкус, познакомить с историей изобразительного искусства и основами композиции и перспективы. Однако в начале творческого пути в этом нет необходимости.
Построение творческой деятельности базируется на нескольких принципах, и один из них – «от простого к сложному», при котором предусмотрен плавный переход от простых занятий к сложным. Традиционные техники развивают в ребенке сложные навыки, и поэтому должны изучаться позже, после того, как ребенок усвоит базовые и захочет усложнить их. Для этого пригодятся нетрадиционные техники рисования.
Существует множество нетрадиционных техник:
- лепка;
- рисование пластилином на горизонтальной поверхности;
- монотипия;
- рисование точками;
- живопись «по-сырому»;
- аппликация;
- коллаж;
- кляксография;
- граттаж и др.
Данные техники способны, прежде всего, заинтересовать ребенка в творческой деятельности. Еще они не имеют эталона, поэтому ребенок ни при каких обстоятельствах (при грамотной работе педагога) не попадет в ситуацию неуспеха. Это поможет в развитии смелости и закреплении мотивации достижения успеха, а не избегания неудач. Также нетрадиционные техники способны помочь в адаптации ребенка к новым условиям обстановки и новой роли – «ученик» посредством игровой направленности занятий. Появились уроки, на которых нужно соблюдать строгую дисциплину и изучать новое. Есть уроки, на которых дисциплина может быть ниже, и можно заниматься привычной игровой деятельностью. Еще нетрадиционные техники способствуют сенсорному развитию ребенка, что является важным критерием умственного развития. И напоследок, данные техники расширяют круг умений, благодаря тому, что ребенок знакомится со множеством материалов, и дают возможность педагогу учитывать желания класса и отдельного ученика.
Однако очень многое зависит от самого педагога, а не только от техники, которую он преподносит классу. Педагог должен использовать большое разнообразие приемов при донесении новой информации до учащихся. К примеру:
- рассматривание;
- наблюдение;
- предоставление образца;
- поэтапный показ;
- прием повтора;
- работа на черновиках и др.
После усвоения нескольких нетрадиционных техник, педагог может постепенно подключать и традиционные, аккуратно комбинируя их между собой. Это позволит учащимся гармонично перейти на новую ступень в обучении без проявления сопротивления новому. К моменту перехода начнут закрепляться межпредметные связи. К примеру: на уроках окружающего мира учащиеся познакомятся ближе с природой своего края, и им можно будет на уроках ИЗО рассказывать про пейзаж и законы его построения.
Значимость нетрадиционных техник рисования для развития школьников нельзя отрицать, они могут стать отличной базой для более сложных традиционных техник.
Список литературы
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1967 – 93с.
- Давыдова И.В. Творческая направленность нетрадиционных техник рисования// Начальная школа плюс и после. 2005 №4.
- Гольперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». – М., 1965 – 51 с.
- Цквитария Т.А. «Нетрадиционные техники рисования» - ООО «ТЦ Сфера», 2011.