Роль нетрадиционных техник рисования в развитии школьников

Роль нетрадиционных техник рисования в развитии школьников

В статье названы виды техник нетрадиционного рисования и рассмотрена их роль в развитии школьника.

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 5 (50), февраль ‘22

Дата публицакии 30.01.2022

Поделиться

Основная задача школы – воспитать всесторонне развитую личность. Поступая в первый класс, ребенок начинает заниматься огромным количеством новых вещей, и все они направлены на его развитие. Он начинает учиться правильно писать, считать, взаимодействовать с классом и педагогом, познавать окружающий мир под надзором педагога, а также развиваться творчески.

В общей психологии под творчеством понимают процесс создания качественно нового, а под воображением – способность человека реконструировать действительность, создавать образы, активируя свою эмоциональную сферу. И первое никогда не идет без второго, так как невозможно создать что-либо, прежде не задумав это.

Для развития творческих способностей и воображения в школах с начальных классов введен такой предмет, как ИЗО. Однако многие педагоги придерживаются традиционной направленности обучения, которая проявляется в изучении с учениками традиционных техник рисования.

Традиционные техники рисования – это ничто иное, как комплекс приемов рисования, которые передают предметы или явления окружающей среды по законам реалистического изобразительного искусства.

Изучая традиционные техники, дети обычно используют данные инструменты:

  1. кисть;
  2. краски (гуашь и акварель);
  3. простые карандаши разной степени мягкости;
  4. цветные карандаши;
  5. мелки;
  6. фломастеры;
  7. трафареты;
  8. белая бумага (акварельная и чертежная).

Самая главная проблема традиционных техник в том, что ими трудно заинтересовать ребенка, а только зародив в нем интерес к творчеству, можно ожидать каких-либо результатов от его деятельности.

Благодаря традиционным техникам рисования ребенку можно «поставить» руку, развить глазомер, привить эстетический вкус, познакомить с историей изобразительного искусства и основами композиции и перспективы. Однако в начале творческого пути в этом нет необходимости.

Построение творческой деятельности базируется на нескольких принципах, и один из них – «от простого к сложному», при котором предусмотрен плавный переход от простых занятий к сложным. Традиционные техники развивают в ребенке сложные навыки, и поэтому должны изучаться позже, после того, как ребенок усвоит базовые и захочет усложнить их. Для этого пригодятся нетрадиционные техники рисования.

Существует множество нетрадиционных техник:

  1. лепка;
  2. рисование пластилином на горизонтальной поверхности;
  3. монотипия;
  4. рисование точками;
  5. живопись «по-сырому»;
  6. аппликация;
  7. коллаж;
  8. кляксография;
  9. граттаж и др.

Данные техники способны, прежде всего, заинтересовать ребенка в творческой деятельности. Еще они не имеют эталона, поэтому ребенок ни при каких обстоятельствах (при грамотной работе педагога) не попадет в ситуацию неуспеха. Это поможет в развитии смелости и закреплении мотивации достижения успеха, а не избегания неудач. Также нетрадиционные техники способны помочь в адаптации ребенка к новым условиям обстановки и новой роли – «ученик» посредством игровой направленности занятий. Появились уроки, на которых нужно соблюдать строгую дисциплину и изучать новое. Есть уроки, на которых дисциплина может быть ниже, и можно заниматься привычной игровой деятельностью. Еще нетрадиционные техники способствуют сенсорному развитию ребенка, что является важным критерием умственного развития. И напоследок, данные техники расширяют круг умений, благодаря тому, что ребенок знакомится со множеством материалов, и дают возможность педагогу учитывать желания класса и отдельного ученика.

Однако очень многое зависит от самого педагога, а не только от техники, которую он преподносит классу. Педагог должен использовать большое разнообразие приемов при донесении новой информации до учащихся. К примеру:

  1. рассматривание;
  2. наблюдение;
  3. предоставление образца;
  4. поэтапный показ;
  5. прием повтора;
  6. работа на черновиках и др.

После усвоения нескольких нетрадиционных техник, педагог может постепенно подключать и традиционные, аккуратно комбинируя их между собой. Это позволит учащимся гармонично перейти на новую ступень в обучении без проявления сопротивления новому. К моменту перехода начнут закрепляться межпредметные связи. К примеру: на уроках окружающего мира учащиеся познакомятся ближе с природой своего края, и им можно будет на уроках ИЗО рассказывать про пейзаж и законы его построения.

Значимость нетрадиционных техник рисования для развития школьников нельзя отрицать, они могут стать отличной базой для более сложных традиционных техник.

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1967 – 93с.
  2. Давыдова И.В. Творческая направленность нетрадиционных техник рисования// Начальная школа плюс и после. 2005 №4.
  3. Гольперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». – М., 1965 – 51 с.
  4. Цквитария Т.А. «Нетрадиционные техники рисования» - ООО «ТЦ Сфера», 2011.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary