Политика Туркменистана в сфере образования базируется на нескольких ключевых принципах, которые способствуют развитию системы образования государства, обеспечивая всем гражданам равный доступ к качественному образованию. Эти фундаментальные принципы задают вектор для разработки образовательных стратегий.
Основополагающий принцип государственной политики в сфере образования заключается в идее равноправия всех людей в реализации их индивидуальных способностей и талантов. Это означает, что образование доступно для каждого гражданина независимо от его социального статуса, национальности или финансового положения [3].
Государственные образовательные стандарты задают базовые критерии для учебных программ, для уровня подготовки обучающихся и для структуры учебных заведений, что в совокупности является основой для достижения целей в области образования.
Основная задача государственных образовательных стандартов заключается в предоставлении равных возможностей на получение качественного образования всем граждан, включая лиц с ограниченными возможностями. Данные стандарты определяют основные требования для образовательных программ, устанавливают рамки учебных нагрузок и уровень подготовки обучающихся на всех этапах образования.
Важным направлением является также создание государственных стандартов для сферы профессионального образования, учитывающие потребности рынка труда и критерии квалификации специалистов.
Государственные стандарты в сфере образования задают критерии результатам учебного процесса, при этом гарантируя объективную оценку знаний и уровня подготовки выпускников. Они основаны на инновационных достижениях мировой теории и практики в области образования и направлены на обеспечение высокого уровня качества образования [2].
Таким образом, государственные стандарты образования Туркменистана занимают важное место в развитии системы образования, обеспечивая ее эффективность и соответствие современным требованиям и задачам образования.
Система высшего образования в Туркменистане является важнейшим элементом в процессе формирования квалифицированных специалистов и развития общества в целом. Правительство прилагает усилия для улучшения качества образования и обеспечения его соответствия потребностям современного рынка труда. В этой связи государственные образовательные стандарты определяют основные требования к содержанию образовательных программ, уровню подготовки обучающихся и структуре образовательных учреждений [1].
Высшее профессиональное образование является важным этапом в жизни каждого абитуриента и служит фундаментом для подготовки высококвалифицированных специалистов в различных секторах экономики Туркменистана. Система отвечает потребностям индивидуальных стремлений студента к интеллектуальному и культурному росту, а также способствует глубокому освоению профессиональных знаний и навыков.
Система высшего профессионального образования в Туркменистане предлагает как двухуровневую, так и одноуровневую образовательную программу подготовки специалистов.
Бакалавриат представляет собой фундаментальную ступень высшего образования, где студенты получают необходимые знания и навыки, которые являются основой для дальнейшего изучения выбранной специальности. Программа бакалавриата охватывает широкий спектр дисциплин, которые направлены на формирование базового уровня компетенций в определенной области знаний. Обучение на бакалавриате доступно после получения общего среднего образования. Обучение по программе бакалавра проводится в очной и заочной формах.
Программа магистратуры – это вторая ступень высшего образования. Этот этап обучения направлен на развитие у специалистов навыков педагогической деятельности и ведению научно-исследовательской деятельности. Для поступления на магистратуру необходимо иметь диплом о высшем образовании, а обучение как правило осуществляется в очной форме. [2].
В Туркменистане функционируют множество университетов, каждый из которых имеет свою структуру собственности и специализацию. Все государственные и частные учебные заведения, включая университеты, академии, консерватории, институты и другие, предоставляют возможность получить высшее профессиональное образование.
Лица, получившие степень бакалавра, специалиста или магистра, имеют возможность получения второго высшего образования [2]. Для этого, лица могут продолжить обучение по программам бакалавра или специалиста, или программе магистра, в зависимости от их текущего диплома.
Таким образом, система высшего образования в Туркменистане предоставляет возможность получения качественного образования на всех уровнях, и является важным элементом в сфере образования.
Описание опытно-экспериментальной базы.
Принимая во внимание инновации в современной сфере образования, нами было проведено исследование текущего состояния системы высшего образования в Туркменистане. Этот анализ позволит нам выявить существующие трудности, с которыми сталкиваются студенты на всех этапах обучения.
В ходе нашего исследования мы уделили особое внимание анализу и оценке уровня качества образовательного процесса. Такой подход позволит нам получить достоверные данные о том, насколько учебные программы вузов Туркменистана соответствуют современным требованиям и стандартам рынка труда, что очень важно для подготовки квалифицированных специалистов.
Кроме того, в процессе нашего исследования следует уделить особое внимание вопросу доступности высшего образования для граждан, проживающих в отдаленных областях (велаятах) страны. Необходимо изучить все факторы, которые могут повлиять на возможность беспрепятственного получения высшего образования.
Также особенно важно исследование того, применяются ли инновационные технологии и методы обучения в рамках образовательного процесса. Это исследование предполагает анализ применения современных методов обучения, а также оценку уровня цифровой грамотности студентов. Такой подход позволяет сформировать понимание текущего состояния цифровизации образовательной сферы.
В рамках нашего исследования мы выяснили, что использование онлайн-анкетирования как основного метода сбора данных является наиболее эффективным решением.
Онлайн-анкетирование поможет нам охватить целевую аудиторию нашего исследования. В наше время, когда интернет стал неотъемлемой частью жизни людей, онлайн-анкетирование предоставляет возможность участия людей независимо от их географического местоположения. Это означает, что наши респонденты могут принять участие в нашем опросе без каких-либо сложностей.
В нашем опросе приняли участие 150 респондентов. К группе респондентов относятся студенты, обучающиеся в университетах и институтах Туркменистана, таких как Международный университет гуманитарных наук и развития, Туркменский государственный архитектурно-строительный институт, Туркменский государственный медицинский университет, Туркменский сельскохозяйственный университет. Кроме того, мы включаем в опрос и студентов, которые находятся за рубежом, в частности, в России, где они обучаются в таких вузах, как Донской государственный технический университет, Южный федеральный университет, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Кубанский государственный медицинский университет.
Большинство наших респондентов (73.8%) обучаются в Туркменистане. Примерно четверть наших респондентов (26.2%) получают высшее образование за рубежом (см. рис. 1). Это может свидетельствовать о привлекательности учебных программ для студентов из Туркменистана.
Рисунок 1.
Абсолютное большинство респондентов (71.3%) выразило мнение, что в настоящее время доступность высшего образования в стране Туркменистан не находится на удовлетворительном уровне. (См. рис. 2)
Различные аспекты, такие как высокие требования к абитуриентам и ограниченное количество мест в учебных заведениях, требуют дальнейшего анализа для выявления причин и разработки соответствующих решений.
Рисунок 2.
Из ответов на вопрос о сложностях при поступлении в вуз видно, что значительная часть респондентов (51.7%) столкнулась с финансовыми трудностями, в первую очередь из-за затрат, связанных как с учебой, так и с расходами на проживание (см. рис. 3). Это указывает на серьезные финансовые препятствия, с которыми сталкиваются студенты при поступлении в вузы. Вероятно, высокие расходы на обучение и проживание могут стать препятствием для многих абитуриентов, особенно для тех, кто не имеет достаточного финансового обеспечения.
Также 44.8% респондентов отметили трудности с прохождением вступительных экзаменов (см. рис. 3). Это указывает на сложности, с которыми сталкиваются абитуриенты при подготовке и сдаче экзаменов или вступительных испытаний. Возможно, недостаточная подготовка к экзаменам или неудовлетворительное качество образования в школах могут быть причинами этих трудностей.
Таким образом, результаты указывают на необходимость принятия мер для снижения финансовых барьеров и улучшения качества подготовки абитуриентов к вступительным испытаниям.
Рисунок 3.
Из анализа ответов на вопрос о достаточности преподавателей в университете видно, что большинство респондентов (60%) считают, что в их учебном заведении недостаточно преподавателей (см. рис. 4). Дополнительно 25.2% участников опроса отметили, что совсем не хватает преподавателей (см. рис. 4). Этот результат указывает на потенциальные проблемы, связанные с кадровым обеспечением вузов. Недостаточное количество преподавателей может отрицательно сказываться на качестве образовательного процесса, влиять на эффективность преподавания и учебный процесс в целом. Это также может привести к перегрузке работающих преподавателей и снижению уровня образовательных услуг, предоставляемых университетом.
Таким образом, результаты опроса подчеркивают необходимость дополнительных усилий по обеспечению необходимого количества квалифицированных преподавателей для обеспечения высокого уровня образования и улучшения качества обучения.
Рисунок 4.
По результатам опроса по вопросу о степени удовлетворенности студентов качеством учебного процесса в университете, 74.8% участников выразили свое мнение о среднем уровне качества (см. рис .5). Это может говорить о том, что учебный процесс в университете в целом является приемлемым, но существует потенциал для его дальнейшего совершенствования.
При этом 19.1% наших респондентов выразили свое недовольство качеством образования в университете (см. рис. 5). Это может свидетельствовать о возможных проблемах в образовательном процессе, методах преподавания, доступности образования или других аспектах, которые могут оказывать негативное влияние на уровень удовлетворенности студентов.
Только незначительная часть участников опроса (6.1%) ответили, что полностью удовлетворены качеством образования в университете (см. рис. 5).
Таким образом, полученные нами данные подчеркивают разнообразные мнения студентов относительно качества образования в университете и подчеркивают важность постоянного мониторинга и улучшения образовательного процесса, чтобы обеспечить максимальную удовлетворенность студентов.
Рисунок 5.
Большинство респондентов (62.8%) уверены в том, что полученные ими знания и компетенции могут быть использованы на практике (см. рис. 6). Это указывает на то, что студенты осознают ценность своего образования и способны применять полученные компетенции в профессиональной жизни.
Однако значительная число респондентов (51.3%) отметили, что они могут использовать полученные знания не в полной мере (см. рис. 6). Также небольшая доля респондентов (5.3%) заявили, что не могут использовать полученные знания на практике (см. рис. 6). Это может свидетельствовать о необходимости дополнительной практической подготовки или о несоответствии академического материала требованиям современного мира.
Таким образом, данные результаты подтверждают важность учебных программ, которые обеспечивают студентов не только теоретическими знаниями, но и практическими профессиональными навыками, необходимыми для успешной карьеры после окончания учебы.
Рисунок 6.
В ходе нашего исследования мы проанализировали и оценили уровень качества образовательного процесса в вузах Туркменистана. Это позволило получить данные о том, насколько учебные программы соответствуют современным требованиям и стандартам рынка труда, что крайне важно для подготовки квалифицированных специалистов.
Особое внимание было уделено доступности высшего образования для граждан, проживающих в отдаленных областях страны. Исследование показало, что многие студенты сталкиваются с финансовыми трудностями при поступлении и обучении, главным образом из-за высоких затрат на учебу и проживание. Эти финансовые препятствия могут стать серьезным барьером для абитуриентов, особенно из семей с низким доходом.
Также значительное число студентов испытывают сложности с прохождением вступительных экзаменов. Причинами этого могут быть недостаточная подготовка к экзаменам и неудовлетворительное качество школьного образования, что требует внимания для улучшения подготовки абитуриентов.
Недостаток преподавателей негативно сказывается на качестве образовательного процесса. Это приводит к перегрузке существующих преподавателей и снижению уровня предоставляемых образовательных услуг.
Большинство студентов оценивают качество учебного процесса как среднее, что указывает на необходимость его улучшения. При этом значительная часть студентов выражает недовольство качеством образования, что свидетельствует о существующих проблемах в методах преподавания, доступности образовательных ресурсов и других аспектах, влияющих на удовлетворенность студентов. Лишь небольшая часть студентов полностью удовлетворена качеством образования.
Эти выводы подчеркивают необходимость комплексного подхода к улучшению качества высшего образования в Туркменистане, включающего финансовую поддержку студентов, улучшение подготовки к экзаменам, увеличение числа квалифицированных преподавателей и совершенствование учебных программ.
Список литературы
- Бор А. Туркменистан: Власть, политика и петро-авторитаризм. Chatham House, Королевский институт международных отношений, 2016. 120 с. URL: https://www.chathamhouse.org/sites/default/files/publications/research/2016-03-08-turkmenistan-bohr-russian-summary.pdf (дата обращения: 20.04.2021)
- Закон Туркменистана об образовании (новая редакция) "Закон Туркменистана об образовании" от 4.05.2013 // Официальный интернет-портал правовой информации. – 2013
- Литвинова Е.В. Развитие системы образования в Республике Туркменистан // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2014. № 4. С. 85–93. DOI: 10.12737/6479
- Лосев, В.А. Большевистская идея университета и развитие высшего образования в Туркменистане // Известия Туркменистанского университета, 2018, №3, с. 97-104