АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Авторы публикации

Рубрика

Социология

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 15 (113), Апрель ‘23

Дата публикации 17.04.2023

Поделиться

В статье рассмотрены проблемы и вопросы трудоустройства молодежи в нынешнее время. Вопрос проблемы молодежи на рынке труда и новые свойства в условиях рыночных отношений привлекают к себе интерес многих людей. Не у всех получается реализовать свои потребности в профессиональной сфере. Анализируя такие проблемы на рынке труда, необходимо внедрять новые изменения в законе, а именно в нормативах государственного регулирования занятости молодежи.

На сегодня, больше внимания в обществе направлено на рынок труда, где большинство молодежи сталкиваются со сложной проблемой, это вопросы трудоустройства после вузов, колледжей и школы. Но, к сожалению, не всем удается найти и реализовать свою потребность в профессиональной сфере. Чтобы избежать таких случаев, государству потребуется разработать и внести изменения в законы, а именно нормативы государственного регулирования занятости молодежи.

Раньше  такими вопросами как трудоустройство, занимались службы занятости, а сейчас в наше время многие выпускники вынуждены самостоятельно искать и быть в поиске работы. Сами выпускники, пойдя на практику, где возникает взаимовыгодное отношения между вузом и работодателем, обязаны проявить себя с хорошей стороны и показать свои профессиональные компетенции. Положение молодежи на рынке труда является актуальным в нынешней экономике, это характеризуется высоким уровнем участия молодых специалистов. [1] К федеральным нормативно-правовым актам, характеризующим часть населения и регулирующим трудовые и социальные отношения молодежи, относятся:

  • Конституция РФ, в которой закреплены основные права граждан в сфере труда;
  • Трудовой кодекс РФ;
  • Закон Российской Федерации от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения Российской Федерации»;
  • Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденные постановлением Верховного Совета РФ от 03.06.1993 №5090-1, содержащие гарантии в сфере занятости и труда;

К основным направлениям молодежной политики согласно вышеуказанному постановлению относятся:

  • обеспечение прав и защита интересов молодежи;
  • обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи;
  • поддержка и развитие молодежного предпринимательства.

Серьезные проблемы для формирования теории правового регулирования государственной молодежной политики создает отсутствие законодательного определения на уровне федерального законодательства терминов «молодежь», «молодые специалисты» и образованных на их основе словосочетаний. А также, обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи написано в указе Президента РФ «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» №1075 от 16.09.1992 г. и в «Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Верховного Совета РФ № 5090-1 от 03. 06. 1993 года, которые официально действуют до настоящего времени. [2]

Главным нормативно-правовым актом в сфере занятости выступает закон РФ «О занятости населения в РФ» от 19.04.1991 г. №1032-1. Этот закон изучает правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан на труд и социальную защиту от безработицы. Следовательно, стратегия государственной молодежной политики в первую очередь направлена на саму молодежь, включающие задачи, связанные с участием молодежи в реализации молодежных проектов. Целями проекта являются:

  • Самоопределение молодежи на рынке труда.
  • Привлечение и развитие молодежи в трудовую и экономическую деятельность.
  • Решение вопросов по самобеспечению молодежи.     

Таким образом, самым важным документом, в этом аспекте в России является Указ Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992г. №1075 «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики», распространяющий свое действие в г. Москве, где выделяют несколько актов:

  • Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993г. №5090-I «Об основных направлениях государственной молодежной политики в РФ»
  • Распоряжение Президента РФ от 24.06.1993г. №459-рп «О праздновании Дня молодежи» от 24 июня 1993г.
  • Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" (с изменениями и дополнениями). Настоящий Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений Российской Федерации.

Нужно подчеркнуть, что задачи государственной молодежной политики направлены на: улучшение правовых, социально-экономических и организационных условий для удачной реализации молодежи, на раскрытие потенциала и развития молодежи в обществе и улучшение ее роли в государстве.

Также, для достижения целей, необходимо решить такие задачи, как:

  • образование системы ценностей с учетом многонациональной основы нашего государства, предусматривающей создание условий для воспитания и развития молодежи, знающей и ответственно реализующей свои конституционные права и обязанности;
  • разработка и внедрение просветительских (в том числе интерактивных) программ и проектов гражданско-патриотической тематики, посвященных пропаганде государственной символики, достижениям государства, героям и значимым событиям в новейшей истории страны;
  • реализация просветительских и иных программ, направленных на укрепление социального, межнационального и межконфессионального согласия в молодежной среде
  • популяризация в молодежной среде литературного русского языка, а также культурных и национальных традиций;
  • вовлечение молодежи в реализацию программ по сохранению российской культуры, исторического наследия народов страны и традиционных ремесел;
  • системная поддержка программ и проектов, направленных на формирование активной гражданской позиции молодых граждан, национально-государственной идентичности, воспитание уважения к представителям различных этносов, укрепление нравственных ценностей, профилактику экстремизма, взаимодействие с молодежными субкультурами и неформальными движениями; [3]

Из анализа нормативно-правовых актов, регулирующих программ воздействий, выделяют четыре этапа становления молодежной политики. Первый этап, это закон, принятый в СССР «Об общих началах государственной молодежной политики». Благодаря данному закону в системе органов различных уровней власти начали образовываться органы, которые решали задачи по вопросам о молодежи. В этот период стало очевидно, что для фундаментального решения проблем государственной молодежной политики, необходимо сформировать соответствующие цели и задачи, которые отображали бы суть государственной молодежной политики. В то же время этот этап считается нестабильным развитием, в связи с тем, что существуют проблемы институционального характера, такие как:

– дефицит количества творческих, спортивных центров, учитывающих интересы и потребности молодежи;

– низкий уровень финансирования и профессионального кадрового обеспечения государственной молодежной политики;

– отсутствие взаимосвязи и координации действий по реализации целей и задач государственной молодежной политики с другими направлениями государственной политики;

– отсутствие комплексного мониторинга состояния молодежной среды на федеральном и региональном уровнях.

Второй этап характеризуется нестабильным развитием государственной молодежной политики. События данного периода происходили с 1994 по 2000 год. Данный этап происходил в период, когда Россия была в условиях трансформации экономических отношений к рыночной экономике.

Третий этап был возложен не период 2000–2006 годов. Это время можно считать периодом, в котором происходит стабилизация развития государственной молодежной политики. На данном этапе сфера государственной молодежной политики приобрела межотраслевой характер. Нужно сделать акцент на вопросы, связанные с образованием, с занятостью и с другими областями и приложить усилия.

Четвертый этап начался в 2006 году и продолжается по настоящее время. В 2005 году, когда была реализована программа «Молодежь России», но новый проект этой программы не был представлен на дальнейший срок, стратегия государственной молодежной политики была на 2006–2016 годы. Данная программа разрабатывалась группой специалистов из Министерства образования и науки Российской Федерации, в которой приняли участие представители общественных организаций. В данном проекте расписаны приоритеты, цели и задачи государственной молодежной политики. Этот этап был создан для создания стратегии обучения молодых граждан страны. [4]

На сегодня, дифференциация правового регулирования труда молодых специалистов считается объективной необходимостью учета и удовлетворения специфических интересов молодежи как особой возрастной и социальной группы населения, которая входит в рынок труда и нуждается в дополнительных юридических гарантиях.  В связи с этим предоставляется:

  • выделить главные направления государственной молодежной политики, проводимой в условиях рынка в сфере правового регулирования труда молодежи, и закрепить их в новом Законе о молодежи;
  • учесть специфику молодежной рабочей силы при осуществлении государственной молодежной политики в сфере занятости, в том числе интересов наименее защищенных групп молодежи при определении мер социальной поддержки в период временной незанятости;
  • использовать также экономические стимулы, в том числе налоговые льготы, повышающие заинтересованность предприятий, учреждений и организаций в предоставлении молодежи бесплатных (льготных) услуг по трудоустройству, в приеме на работу и расширении рабочих мест для молодежи, в профессиональной подготовке, производственном обучении и переподготовке молодых работников;
  • закрепить законодательную ответственность работодателей при невыполнении обязательств по выделению рабочих мест в рамках установленных квот;
  • осуществить меры, которые облегчат процесс перехода молодежи от учебы к труду, в том числе путем создания специализированных служб занятости, профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки молодых работников, а также организации общественных работ по специальным программам.

Из основных определенных мер, можно предложить разработку и создание информационной системы, обеспечивающей будущих абитуриентов, студентов и выпускников учреждений профессионального образования и руководителей организаций данными о рынках труда образовательных услуг. Должны быть установлены как можно более полные и всеохватывающие банки вакансий для выпускников профессиональных учебных учреждений, и база данных о динамике рынка труда. Это поможет адресному созданию рабочих мест. Главной задачей является достижение соответствия структуры и качества подготовки молодых специалистов потребностям на рынке труда.[5] Для этого необходимо рассмотреть целевую программу по занятости, куда входит комплекс мер, который направлен на сохранение уровня занятости населения. В программу входят активные меры, такие как:

  • Субсидирование образования. Государственные программы, целью которых является снижение платы за обучение для того, чтобы будущие специалисты получали нужные и необходимые знания и навыки для работы в развивающих отраслях экономики.
  • Государственное законодательство, дающее обществу равные права быть нанятыми на работу, независимо от пола, возраста и национальности и пр.
  • Трудоустройства на работу и переобучение длительно безработных. Временные общественные работы, к примеру, социальная помощь в сфере социальной службы, в благоустройстве городов и т.п.
  • Прямое субсидирование зарплаты или снижение налогов.
  • Консультирование и помощь в открытии собственного бизнеса для безработных, например: льготные кредиты, льготное налогообложение, безвозвратные ссуды и др.

Подходя к итогу, можно сказать, что имеющиеся противоречия по разработке молодежной политики и отсутствие заметных сдвигов в экономическом положении подавляющего большинства молодых специалистов, составляют ядро проблемы эффективности государственной молодежной политики на современном этапе. Это противоречие характерно для всех основных направлений государственной молодежной политики. Государству не удается мобилизовать молодежную инициативу в общественных интересах. Если рассматривать это в стратегическом отношении - это является слабостью современной молодежной политики, делает ее результаты минимальными.

Список литературы

  1. Арбатова А. Проблема трудоустройства молодежи в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fb.ru/article/292967/problema-trudoustroystva-molodeji-v-rossii, свободный. - (дата обращения 25.12.2021).
  2. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.11.2014г. No 2402-р. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://static.government.ru› media/files/ceFXleNUqOU.pdf, свободный. - (дата обращения 25.12.2021).
  3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.12.2015 № 2570-р (ред. от 28.07.2017 г.№ 1629-р) «О плане мероприятий по реализации Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_190661/ (дата обращения: 06.06.2018).
  4. Астамирова Х.Х., Шахаева Ф.М.Проблема безработицы в современном мире // Вопросы устойчивого развития общества. - 2021.- No3.- с.129-131 Рынок труда [Электронный ресурс] : учебник и практикум для вузов / Е. Б. Яковлева [и др.] ; под редакцией Е. Б. Яковлевой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 253 с. – Режим доступа: URL: https://urait.ru/bcode/489173
  5. Рыбаков Л. О проблемах трудоустройства молодых специалистов // Человек и труд. -№1.- 2018 -С.26.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary