МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ЛИНЗА ФРИДРИХА ФОН ХАЙЕКА НА ПРИМЕРЕ ИДЕОЛОГИИ ЯПОНСКОЙ ИМПЕРИИ ЭПОХИ СЁВА

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ЛИНЗА ФРИДРИХА ФОН ХАЙЕКА НА ПРИМЕРЕ ИДЕОЛОГИИ ЯПОНСКОЙ ИМПЕРИИ ЭПОХИ СЁВА

Авторы публикации

Рубрика

Международные отношения

Просмотры

719

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 27 (177), Июль ‘24

Дата публикации 15.07.2024

Поделиться

Данная статья исследует идеологию Японской империи эпохи Сёва (1926-1945) через призму методологической линзы Фридриха фон Хайека. В своей фундаментальной работе, «Дорога к рабству», Хайек определил важную закономерность, определяющую сходства политических ультралевых и ультраправых радикалов в создании общего врага, а также стремлению к достижению схожих задач, демонстрирующих «теорию подковы». Анализируя ключевые элементы японской идеологии, такие как национализм, милитаризм и имперская экспансия, статья демонстрирует, как Хайек интерпретировал бы эти явления как результат государственного вмешательства в экономику и социальные институты, а также определил бы принципиальную схожесть задач японского империализма и антиколониальных движений и постколониальных исследователей того времени.

Ито Хиробуми, именуемый современниками как «японский Бисмарк», был визионером фундаментальных преобразований в японском государстве, которые консенсусом знаменуются «Реставрацией Мэйдзи». Основной его заслугой стали вывод Японии из феодализма, имплементация политических и экономических институтов, подобным тем, что были у всех передовых европейских государств. Важной чертой той реформации стало западничество и заимствование всего самого эффективного, что было в ту эпоху, к примеру за основу новой конституции была взята конституция Пруссии, новейший японский флот был вдохновлен непобедимым английским флотом, армия взята у Франции и т.д [6, c. 163]. Без сомнений, такой подход привёл к беспрецедентному успеху: расширение земель с аннексией Хоккайдо, грандиозная победа над европейской великой державой, Россией, с последующим приобретением первых колоний в Корее (1905г.) [7, с 3.]. При всём прочем, Япония начала радикальную централизацию, а также определила дзайбацу[1]как одного из самых главных субъектов японской политики, детерминирующим её внешнеполитический вектор развития [5, с. 4].

Несмотря на повсеместное копирование западных институтов, японские элиты, в их числе преимущественно семьи дзайбацу, намеревались создать собственную национальную идеологию, которая бы противопоставила Японию Западу, Версальско-Вашингтонской системе, исторически, это была первая попытка разрушить сложившуюся после первой мировой войны, волю победителей (парадоксально что Япония была в числе бенефициаров её итогов). Почести самураям, которые были запрещены вместе с их оружием в эпоху Мэйдзи, уже в эпоху Сёва стали практически главным нарративом государственной внутренней политики.  Именно серьезные вложения вышеупомянутых дзайбацу в «Общество изучения Сёва[2]», которое было финансировано Сумитомо (яп. 住友), Мицубиси (яп. 三菱財閥), Мицуи (яп. 三井) привёл к созданию рессентиментарной идеологии противостоянию Западу и национальной революции в азиатском регионе [1, c. 17]. Гуманитарные изучения, проведенные в рамках «Общества изучения Сёва», стали важным фактором влияния на последующие японские поколения, их образ мышления, принципы и жизненные ценности. Вся территориальная экспансия, колониальная эксплуатация и многочисленные военные преступления, совершенные японским государством, были во многом проявлением той самой идеологией, формируемой «ОИС».  «Общество изучения Сёва» — один из редких примеров того, что разработки исследовательского центра могут действительно быть использованы при формулировании идеологии во внешней политики государства [5, c. 2]. Идеология, которая во многом столкнется с общими нарративом идеологии деколонизации, а именно противостояние европейской колониальной эксплуатации и гегемонии, ставшее основой следующего этапа развития международных отношений и права, отраженного в деятельности и принципах Организации Объединённых Наций. В этом феномене может быть отражена так называемая «Теория Подковы», развитая благодаря работе Фридриха Фон Хайека, сейчас часто используемая в политологии [4]. Ультралевые и ультраправые, несмотря на кажущееся противостояние, на самом деле ближе, чем кажется. Их позиции, подобно концам подковы, сходятся, образуя не линейный, а дугообразный спектр. Ярким примером с японской идеологией может послужить, продолжение вооруженной борьбы бывших японских военных в кооперации с Вьетминем (военизированное крыло коммунистической партии Вьетнама), оставшихся во Вьетнаме после японской капитуляции. В Куангнгае в офицерской школе Вьетминя было шесть японских офицеров среди преподавателей; в Южном Чунгбо 36 из 50 военных инструкторов были японцы. Майор Исии Такуо, молодой офицер 55-й дивизии в Бирме, в декабре 1945 года дезертировал с несколькими товарищами в Камбоджу и ушел во Вьетнам, где стал полковником Вьетминя. Помимо этого, во время второй мировой войны Япония множество раз прибегала к поддержке различных национальных организаций, боровшихся за собственную независимость от европейских колонизаторов от Индии до Индонезии, в их числе [2].

Во время эпохи модерна практически каждая великая держава пыталась найти ответы на ряд важнейших вопросов, поставленных перед обществом этого государства. Гитлеровская Германия как ответ на еврейский вопрос и вопрос жизненного пространства использовала насильственный ответ, приведший к самому жестокому вооруженному конфликту в истории. Идеологии эпохи модерна известны своим универсализмом и не возможности выхода из ассоциации с обществом подверженным контролю тоталитарного централизованного государства. В поиске своих «истинных» ответов, японская интеллигенция в рамках «ОИС» пришла к выводу что «пробуждение Востока в контексте мировой истории невозможно, пока мировая культура приравнивается к западноевропейской. Лига Наций, являясь продуктом оной, была создана западными государствами на основе идей государственного суверенитета и права наций на самоопределение, но государства Восточной Азии воспринимались ими как потенциальные колонии, и потому им отказывали в равном статусе» [5, c. 5]. Описанный ресентимент во многом синонимичен претензиям левых антиколониальных движений, ставивших разрушение европейской колониальной системы, как одну из основных задач, при этом не отказываясь от насильственных методов решения.

Несмотря на схожие методы борьбы и задачи левых деколонизаторов и японского империализма, Япония оставила после своей колониальной экспансии ещё большее количество рессентиментарных объединений, некоторые из которых даже ассоциировались в субэтнос и общественно-политическое движения (таким примером может быть деятельность организаций, компенсирующих вред женщинам, работавшим насильно в японских домах для утешения). [2, с. 11]. В «Дороге к рабству» Хайек предупреждает об опасности тирании, которая неизбежно возникает в результате государственного контроля над экономикой принятием решений посредством централизованного планирования, также он утверждает, что отказ от индивидуализма и рост государственного контроля во всех сферах общества неизбежно ведут к потере свободы, созданию деспотизма, тирании и рабству личности [4, c. 36].

 

[1] Дзайбацу — это японский термин, обозначающий промышленные и финансовые вертикально интегрированные бизнес-конгломераты в Японской империи, влияние и размер которых позволяли контролировать значительную часть японской экономики и политики со времен периода Мэйдзи до Второй мировой войны.

[2] Сёва — девиз годов правления императора Хирохито (1926–1989)

Список литературы

  1. Corwin D. Edwards Report of the Mission on Japanese combines / C.D. Edwards. – United States. Dept. of state U.S. Govt. Print. Off. – 1946. – 272 p.
  2. UNESCO Documents of Nanjing Massacre Nomination Form of International Memory of the World Register/ UNESCO. – 2014. – 10-12 pp.
  3. International Military Tribunal for the Far East special proclamation by the Supreme Commander tor the Allied Powers at Tokyo– January 19,1946– 13 p.
  4. Friedrich Hayek The Road to Serfdom. / Hayek Friedrich – University of Chicago Press, US – 1944 – 266 p.
  5. Овчинникова С. Э. «Общество изучения Сёва» и его роль в создании проекта «Великой Восточно-Азиатской сферы сопроцветания», 1933–1940 годы / С. Э. Овчинникова // Вестник СПбГУ. Востоковедение. Африканистика. – 2013.– №2.– С. 3-9
  6. Коктыш К. Е. Теория метафоры и политические институты: учеб. пособие / К.Е. Коктыш. – Москва: Издательство "МГИМО-Университет, 2019.– 225 с.
  7. Баженова Ж. М. Карафуто в истории Японской колониальной империи / Ж.М. Баженова // Россия и АТР. – 2021.– №1.– С. 146-167
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее