Разработка мероприятий по совершенствованию механизма принятия решений в таможенных органах

Разработка мероприятий по совершенствованию механизма принятия решений в таможенных органах

Данное исследование посвящается вопросу по разработке механизма принятия решений в таможенных органах. В ней рассматриваются теоретико-понятийный аппарат, связанный с принятием решений в таможенных органах, проводится анализ механизма принятия управленческих решений в системе управления таможенной службы и основные особенности их принятия.

Авторы публикации

Рубрика

Внешнеторговая политика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 16 (18), июнь ‘21

Поделиться

В современном  мире, управленческие решения являются основой любых действий в организации, любой деятельности, поэтому их эффективная реализация способствует повышению эффективности деятельности организации в целом.

Принятие решений присутствует в реализации всех управленческих функций, так как необходимо принимать управленческие решения при планировании, организации, контроле и мотивации. Ведь без принятия нужного решения невозможно реализовать ни одну из перечисленных функций управления.

При принятии определенного решения перед руководителем стоят две главные задачи: выработать все возможные варианты решений и из них выбрать самое наилучшее. Каждое управленческое решение имеет  свой конкретный результат, поэтому целью управления в таможенных органах является поиск таких методов и инструментов, которые  могли бы помочь достичь оптимального результата в конкретных условиях.

Основным направлением совершенствования системы принятия управленческих решений в таможенных органах является оптимальная организация трудового процесса, которая позволяет найти решения каких-либо проблем  без привлечения дополнительных материальный ресурсов, путем повышения социально-экономической эффективности.

В новых условиях, с целью повышения эффективности работы таможенных органов, необходимо совершенствовать систему их управления. Совершенствование системы управления организацией позволяет оптимизировать механизмы принятия решений и тем самым повысить эффективность труда, что считается конечной целью процесса управления персоналом в организации.

Ответственность за все подразделение лежит на руководителе данного подразделения.  Настоящий руководитель должен быть грамотным и образованным человеком, который может адекватно и  продуктивно оценить ситуацию и своевременно принять верное решение.

Руководителю для начала необходимо провести анализ состояния объекта управления. При этом:

  1. Определить состояние системы, выявить возникающие проблемы. Провести анализ ситуации, используя информацию как внутри системы, так и вне ее. При этом выявить причины появления проблем. Так же определить как руководитель и предприятие будут справляться с данной проблемой и с причинами ее появления. Здесь необходимо разработать четкую стратегию, поставить цели, которые можно достичь, поиск денежных средств на решение проблем.
  2. Затем следует процесс выбора информации, разработка четкого плана и определение исполнителей. Выработать основные решения  проблемы с помощью моделирования.
  3. Выбрать  наиболее эффективное  решение проблемы. Оформить документально выбранное решение. В таком документе должно быть прописано: кто ответственный за выполнение данного решения, какие сроки реализации и ожидаемый результат.

В плане реализации решения проблемы обязательно нужно указать перечень работ, которые надо провести. В дальнейшем руководитель лишь контролирует процесс реализации решения и осуществляет над этим контроль.

Для качественного принятия решений руководителю нужно:

  1. Оперативность - залог успеха настоящего начальника. Зачастую  промедление отрицательно отражается на рабочем процессе. Личные качества руководителя должны положительно влиять на организацию в целом.
  2. Руководитель должен быть уверен в своем решении и не может менять его по своему настроению. Впоследствии измененных обстоятельств выбор может быть скорректирован.
  3. Объективность – еще одно качество, которым должен руководствоваться настоящий начальник.  Опытный начальник  собирает данные, запрашивает соответствующие факты, изучает получившую информацию и только после этого совершает выбор.
  4. Грамотный руководитель не  должен останавливаться на одном варианте решения. Необходимо выбрать наиболее выгодный в выполнении вариант. На крайний случай должна быть какая-то альтернатива для подстраховки.
  5. В определенных случаях нужно не просто  решение определенной проблемы, а необходимость изменить всю систему полностью, потому  как  без перемен невозможно дальнейшее развитие.
  6. При возникновении споров в работе, опытный руководитель старается сохранить нейтралитет, пока до конца не проанализирует проблему. Так же эффективно будет для начала выслушать все стороны и только после этого принимать правильное решение.
  7. Хороший руководитель в эмоциональном состоянии не будет принимать никаких решений, так как из-за власти сильных чувств сложно сделать правильный выбор.
  8. Руководитель должен опираться на прошлый опыт при принятии решений. Однако необходимо находить новые пути разрешения вопросов. Не всегда ранее использованный метод является самым правильным в решении конкретной проблемы.

Процесс решения проблемы не заканчивается выбором альтернативы, так как для разрешения проблемы решение должно быть реализовано. Уровень эффективности осуществления решения повысится, если оно будет признано теми, кого оно затрагивает.

Шансы на эффективную реализацию решения значительно возрастают,   когда причастные к этому люди вынесли в решение свои предложения и  искренне верят в то, что делают. Поэтому хороший способ завоевать признание решения состоит в привлечении других людей к процессу его принятия.

Тем не менее, участие работников в принятии решений подобно любому другому методу управления, будет эффективным не в каждой ситуации.

Исходя из вышесказанного, верное решение зависит не только от правильного процесса, но и от личных качеств руководителя. Основными характеристиками для  идеального начальника являются: опыт, квалификация, уверенность, оперативность,  грамотность и объективность. Процесс принятия правильных управленческих решений должен пройти через этапы: появление проблемной ситуации, выявление конкретной проблемы, сбор информации, предложение решений, выбор наиболее приемлемого решения, выбор исполнителей, реализацию решения и контроль над их исполнением.

Список литературы

  1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) (приложение N 1 к договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс»;
  2. Балашов А.П. Методы принятия управленческих решений: Учебник. – М.: Academia, 2019. – 296 с.;
  3. Маховикова Г.А. Внешнеэкономическая деятельность. – М.: Гостехиздат, 2019. – 224 с.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary