Экономические институты и их роль в современной рыночной экономике.

Экономические институты и их роль в современной рыночной экономике.

Ученые в течение нескольких десятилетий ищут объяснение высокой эффективности экономического развития. Неоклассическая теория, по мнению институционалистов, на данный момент не может дать точные и полные объяснения этому явлению, так как не показывает связующей точки институциональных изменений и экономического роста, впоследствии этого возникает проблема их взаимной обусловленности. Переход к рыночной экономике, который осуществляется в ряде стран, вызывает институциональные изменения и необходимость создания новых рыночных институтов. Эти проблемы являются актуальными и малоизученными в современной экономической теории.

Авторы публикации

Рубрика

Внешнеторговая политика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 1 (46), январь ‘21

Дата публицакии 03.01.2022

Поделиться

Понятие “экономические институты” было введено учеными занимавшихся институционально-социологическим направлением экономической теории. Основоположниками институцио­нализма принято считать Торстейна Веблена и его ученика, специалиста в области промышленных циклов Уэсли Митчелла, публициста и политического деятеля Джона Гэлбрейта, экономиста и разработчика глобальных проблем  Яна Тинбергена и др.  

Современная экономическая теория институтов находится в начальном состоянии изучения, хотя было проведено много исследований за последние два десятилетия. 

Институты – достаточно дискуссионная концепция. Ученые, писавшие на эту тему, не дали четкой формулировки, что такое институты. Более того, с точки зрения эконо­ми­ческих перспектив, институты определяются по-разному. Например,

  • Эльстер: «институт можно охарактеризовать как законопринудительный механизм, изменяю­щий поведение с использованием силы, что представляет наиболее поразительный его аспект».
  • Джек Найт: «институты – набор правил, структурирующих общественные взаимоотношения особенным образом, знание которых должны разделять все члены данного сообщества». 
  • К. Менгером: «институты можно определить как общественные блага более высокого порядка».

Из выше изложенного можно сказать, что институты — совокупность созданных людьми формальных и неформальных правил, выступающих в виде ограничения для экономических агентов, а также соответствующих механизмам контроля за их соблюдением и защиты.

Под механизмом предполагаются группа средств, с помощью которых можно обнаружить соблюдение или нарушение правила, а также применение санкций, которые мотивируют или лишают стимула работников.

Институты, информируя своих агентов, формируют между собой ожидания, которые координируют их действия и достигают взаимовыгодные дня них результаты. Поэтому институты как набор правил наделены самодостаточностью, добровольностью соблюдения и не требуют внешнего органа, который следит за соблюдением установленных правил.

Так же институты можно рассматривать как общественный капитал, который может меняться через обесценение и новые инвестиции. Формальные законы могут меняться быстро, но принуждение и неформальные правила меняются медленно. Институты медленно приспосабливаются к изменениям окружающей обстановки. Многие институты, бывшие эффективными, становятся неэффективными и остаются таковыми продолжительное время, т.е. трудно повернуть общество с исторического пути, установленного много лет назад.

Роль институтов в экономической жизни велика. Институты умень­шают неопределенность, придавая повседневной жизни некий план. Они организуют взаимо­отношения между людьми. Институты определяют и ограничивают набор альтернатив в экономическом поведении, которые имеются у каждого человека.

Институты включают в себя все формы ограничений, созданных людьми для того, чтобы придать порядок и определенность человеческим взаимоотношениям.

Институты бывают формальные и неформальные. Формальные институты — это правила, придуманные людьми (конституции, законодательства, права собственности), а неформальные — общепринятые условности и кодексы поведения (обычаи, традиции и т.д.). Они могут быть продуктом сознательного человеческого замысла или просто складываться в процессе исторического развития. 

Формальные институты в основном создаются, чтобы служить интересам тех, кто контролирует институциональные изменения в рыночной экономике. Но из-за погони за собственными интересами у одних может иметь негативный эффект у других.

Общественные институты, исполняющие идеологические или духовные потреб­но­с­ти, часто влияют на общественные организации и экономическое поведение. Попытки государства манипулировать общественными институтами (допустим, нормами) в своих целях часто оказывались безуспешными. 

Институциональные ограничения могут запрещать индивидам совершать определенные действия, указания, но при этом в некоторых условиях отдельным индивидам разрешать некоторые действия. Институты ставят рамки, в пределах которых люди взаимодействуют друг с другом. И в следствии этого одним из важных элементов механизма функционирования институтов является установление факта нарушения не требующего специальных усилий и нарушитель подвергается наказанию. Нельзя исключать тот факт, что некоторые люди добиваются успеха, постоянно нарушая правила и устрашая противника. Результативность такой стратегии зависит от эффективности контроля за соблюдением правил и суровости наказания. Иногда кодексы поведения – честное соперничество – удерживают агентов рыночной экономики в рамках правил, даже если нарушения вещают им успех их делу.

Именно институциональные рамки оказывают решающее влияние на то, какие организации возникают и как они развиваются. 

Институты влияют на экономический процесс тем, что оказывают воздействие на издержки обмена и производства. Наряду с применяемой технологией они определяют трансакционные и трансформационные (производственные) издержки, которые в совокупности составляют общие издержки производства.

Для понимания связи между институтами и эффективностью производства существует концепция трансакционных издержек. Эти издержки связаны с затратами на: поиском информации о ценах, контрагентах хозяйственных сделок, издержками заключения хозяйственных договоров, контролем за их исполнением и т.д.     

В простой модели персонализированного обмена участники многократно совершают однотипные сделки друг с другом, хорошо знают характеристики и свойства друг друга. Измеренные трансакционные издержки в таком обществе низки. В подобных условиях нормы поведения редко фиксируются в законах. Официальные контракты не заключаются, а договорное право отсутствует. Но при такой ситуации возрастают производственные издержки, потому что специализация и разделение труда ограничены переустановками рынков.

Трансакционные издержки могут быть высокими при такой форме, где благополучие отдельных участников зависит от сложной структуры, характеризующейся индивидуальной специализацией и меновыми связями, имеющими временную и пространственную протяженность. Но здесь возникают две проблемы с измерением характеристик объектов обмена и соблюде­нием условий обмена. И в результате этого открывается поле для обмана, нарушения соглашений, беспринципности и т.п., поскольку это  ведет к выигрышу. Чтобы не допустить подобных действий, приходится создавать сложные институциональные структуры, которые ограничивали бы участников и тем самым минимизировали потери от перечисленных причин.

Главная роль институтов в обществе заключается в уменьшении неопределенности путем создания устойчивой структуры взаимодействия между людьми. Устойчивость институтов не должна противоречит их изменениям. Потому что развиваются они одинаково от традиционных условностей, кодексов и норм поведения до писаного права, обычного права и контрактов между индивидами.

Институциональные изменения – сложный процесс, потому что это ведет к изменению правил, неформальных ограничениях, в способах и эффективности принуждения к исполнению правил и ограничений. Формальные правила можно изменить за одну ночь путем принятия политических или юридических решений, неформальные ограничения, представлены в обычаях, традициях и кодексах поведения, поэтому они менее восприимчивы к сознательным человеческим усилиям. Эти культурные ограничения не только связывают прошлое с настоящим и будущим, но и дают нам ключ к пониманию пути исторического развития.

Согласно учению институционалистов, в условиях переходной экономики обществу необходимо решать три взаимосвязанных задачи. Суть этих задач состоит в том, что нужно, во-первых, осваивать перемены и новые механизмы, во-вторых, преодолевать негативные последствия перемен и ошибок и, наконец, сохранять ценное из наследия прошлого. Д. Норт очень точно высказался на этот счет: «независимо от вашего отношения к прошлому необходимо считаться с тем, к чему люди привыкли. Стратегия и тактика реформ не может это не учитывать. В основе представлений людей лежат не единичные знания, полученные в течение жизни одного человека или одного поколения, а их сумма, аккумулированная в течение длительного периода. К сожалению, нет теории динамики трансформации, предусматривающей минимизацию ее цены».

Из всего выше сказанного можно отметить, что для успешного осуществления реформ необходимы изменение институциональной системы для перехода экономики.

Список литературы

  1. Экономические институты и их роль в современной рыночной экономике - концепция, характер и типыhttps://www.evkova.org/ekonomicheskie-institutyi-i-ih-rol-v-sovremennoj-ryinochnoj-ekonomike-kontseptsiya-harakter-i-tipyi
  2. Экономические институты и их роль в современной рыночной экономикеhttps://spravochnick.ru/ekonomika/ekonomicheskie_instituty_i_ih_rol_v_sovremennoy_rynochnoy_ekonomike/

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary