Вступление Соединённых Штатов в афганский конфликт в начале XXI века стало реакцией на трагедию 11 сентября 2001 г., после которой борьба с терроризмом была выведена в ранг ключевого внешнеполитического приоритета. Власти США объявили о начале «глобальной войны с терроризмом» и уже через несколько недель начали военную операцию против режима талибов [1]. Операция «Несокрушимая свобода» стартовала 7 октября 2001 г. при поддержке союзников по НАТО и стран коалиции [2]. Талибы были быстро смещены, в Кабуле была сформирована временная администрация во главе с Хамидом Карзаем [3].
Первоначальный успех военной операции не сопровождался чёткой стратегией послевоенного восстановления, ставка делалась на ограниченное военное присутствие и опору на местные силы. В декабре 2001 г. была заключена Боннская договорённость, положившая начало формированию новых государственных институтов [4]. Однако участие талибов в процессе политической трансформации категорически отвергалось, что в дальнейшем осложнило национальное примирение.
К 2003 г. США начали постепенно снижать военную активность в Афганистане, переключив внимание на Ирак, что привело к сокращению американского контингента до 8000 человек, в то время как в Ираке действовали более 100 тыс. военнослужащих [3]. На фоне этого стратегического сдвига талибы сумели перегруппироваться, опираясь на тыловые базы в Пакистане. С 2004-2005 гг. они активизировали партизанскую войну, особенно в южных и восточных провинциях страны.
Несмотря на поддержку со стороны НАТО и других союзников, международная операция страдала от отсутствия согласованной стратегии. Были созданы международные силы ISAF, деятельность которых формально координировалась, но на практике проявлялись фрагментарность, слабая координация и различия в подходах между странами [5]. США и их партнёры одновременно стремились бороться с терроризмом, строить демократические институты и запускать проекты устойчивого развития, что порождало внутренние противоречия в миссии.
Внутренние реформы продвигались медленно, несмотря на успехи в восстановлении инфраструктуры и расширении доступа к образованию, особенно для девочек [6], правительственные структуры оставались слабыми. Администрация Карзая всё чаще обвинялась в коррупции и клановости. Попытки США децентрализовать управление не принесли желаемого результата, поскольку местные чиновники, назначенные из Кабула, были столь же неэффективны, как и центральная власть.
К 2006 г. стало очевидно, что афганская армия и полиция развиваются неравномерно. Попытки выстроить национальную систему безопасности сопровождались институциональными сбоями и зависимостью от внешней поддержки. На этом фоне Буш обновил Национальную стратегию безопасности, в которой подчёркивалась необходимость победы в Ираке и Афганистане как условие победы в войне с терроризмом [7].
С приходом к власти Барака Обамы в 2009 г. американская стратегия была подвергнута пересмотру. Новый президент объявил о дополнительном вводе 30 000 военнослужащих и необходимости «перезагрузки» всей миссии [8]. Во главу угла была поставлена защита гражданского населения, развитие самоуправления и ускоренная подготовка афганских сил. Генерал Стэнли Маккристал, возглавивший силы коалиции, настаивал на переходе к контрповстанческой стратегии, в центре которой находилось завоевание доверия местного населения [9].
Параллельно Обама выдвинул требования по реформированию власти и искоренению коррупции, указывая на необходимость привлечения к ответственности неэффективных и злоупотребляющих властью чиновников. Были предприняты дипломатические усилия по выстраиванию регионального партнёрства, включая трёхсторонние переговоры с Пакистаном и Афганистаном [10]. Однако доверие к Исламабаду оставалось низким, поскольку спецслужбы Пакистана подозревались в поддержке талибов.
К 2010 г. внутренняя поддержка афганской кампании в США начала резко снижаться. Возросшие потери, расходы и отсутствие ощутимого прогресса вызвали волну общественного недовольства. Конгресс и СМИ всё активнее ставили под сомнение целесообразность продолжения войны. Стратегия начала испытывать давление со стороны внутренних политических и бюджетных ограничений.
Одной из центральных проблем оставалась несогласованность между различными органами власти. Госдепартамент, Пентагон, разведка и USAID действовали в рамках собственных программ, часто конкурируя между собой. USAID, реализуя проекты в сферах образования и здравоохранения, сталкивалось с сопротивлением со стороны военных, сосредоточенных на подавлении повстанцев.
Слабость афганской государственности усугубляла ситуацию. По оценке Фелбаб-Браун, «бедственное управление и коррупция в Афганистане ускользали от эффективного решения» [11]. Поддержка режима Карзая, чья легитимность вызывала сомнения, тормозила развитие демократических институтов. Классическая дилемма между краткосрочной стабилизацией и долгосрочной демократизацией оставалась неразрешённой.
Таким образом, американская стратегия в Афганистане в 2001-2010 гг. продемонстрировала противоречивость подходов и сложности реализации многоцелевых задач в условиях внешнеполитического давления, ограниченных ресурсов и хрупкости принимающей стороны. От начального военного успеха Вашингтон быстро перешёл к сложной фазе институционального строительства, в которой внутренние и внешние барьеры, нехватка стратегической согласованности и региональные вызовы подорвали устойчивость всей кампании. Несмотря на попытку переформатировать курс при Обаме, структурные противоречия и усталость общества от войны к 2010 г. стали определяющими факторами ограничения дальнейшего вовлечения США.
Список литературы
- Address to a Joint Session of Congress and the American People // The White House archive. URL: https://georgewbush-whitehouse.archives.gov/news/ (дата обращения: 10.06.2025)
- Война в Афганистане (2001-2011 гг.): обзор и перспективы // Перспективы. URL: https://www.perspektivy.info/book/vojna_v_afganistane (дата обращения: 10.05.2025)
- The U.S. war in Afghanistan // Council on Foreign Relations. URL: https://www.cfr.org/timeline/us-war-afghanistan (дата обращения: 10.05.2025)
- Agreement on Provisional Arrangements in Afghanistan Pending the Re-establishment of Permanent Government Institutions (Bonn Agreement) // UN Peacemaker. URL: https://peacemaker.un.org/en/node/9444 (дата обращения: 10.05.2025)
- Portrait of a Foreign Policy Failure // Boston Review. URL: https://www.bostonreview.net/articles/portrait-of-a-foreign-policy-failure (дата обращения: 10.05.2025)
- Afghanistan Girls' Schools: Achieving Results in a Difficult Environment // World Bank. URL: https://www.worldbank.org/en/news/feature/2010/02/25/ (дата обращения: 10.05.2025)
- The National Security Strategy 2006 // History.defense.gov. URL: https://history.defense.gov/Portals/70/Doc (дата обращения: 10.05.2025)
- Remarks by the President in Address to the Nation on the Way Forward in Afghanistan and Pakistan // The White House President Barack Obama. URL: https://obamawhitehouse.archives.gov/the-press (дата обращения: 10.05.2025)
- Новый командующий силами США в Афганистане предложил тотальное изменение в стратегии действий / Компас ИТАР-ТАСС. URL: http://www.rodon.org/polit-091009111151 (дата обращения: 10.05.2025)
- Remarks on Trilateral Consultations with Afghanistan and Pakistan // U.S. Department of State. URL: https://2009-2017.state.gov/secretary/20092013 (дата обращения: 10.05.2025)
- Felbab-Brown V. Afghanistan-Pakistan Review Acknowledges Challenges // Brookings. URL: https://www.brookings.edu/articles/afghanistan-pakistan-review-acknowledges-challenges (дата обращения: 10.05.2025)