НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Авторы публикации

Рубрика

Социология

Просмотры

38

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 2 (152), Январь ‘24

Дата публикации 22.01.2024

Поделиться

Статья посвящена анализу системы независимой оценки качества работы государственных учреждений социального обслуживания в России. Рассматриваются цели, задачи и механизмы проведения такой оценки. Особое внимание уделяется роли общественных организаций в оценке качества услуг в сфере социального обслуживания.

Введение

В последние годы в Российской Федерации большое внимание уделяется развитию системы независимой оценки качества работы организаций, предоставляющих социальные услуги населению. Это обусловлено реализацией государственной политики, направленной на повышение качества и доступности социального обслуживания граждан. Независимая оценка проводится в целях определения уровня удовлетворенности получателей социальных услуг качеством обслуживания в организациях социальной сферы [10]. Она позволяет комплексно проанализировать различные аспекты деятельности учреждений социального обслуживания, такие как открытость и прозрачность работы, комфортность условий предоставления услуг, время ожидания услуги, доброжелательность персонала и другие. Результаты независимой оценки дают возможность выявить имеющиеся недостатки в работе организаций социальной сферы и наметить конкретные пути по их устранению [7]. Таким образом, регулярное проведение такой оценки является важным инструментом повышения качества и эффективности системы социального обслуживания населения в Российской Федерации.

Методология исследования

В данной статье представлены результаты [2] независимой оценки качества работы государственных учреждений социального обслуживания в одном из регионов РФ. Оценка проводилась по таким критериям как открытость и доступность информации об организации, комфортность условий и доступность получения услуг, время ожидания услуги, доброжелательность и компетентность персонала и др. В исследовании принимали участие получатели социальных услуг данных организаций [2]. Использовались такие методы как анкетирование, интервьюирование, анализ официальных сайтов и отчетности организаций [1-10].

Результаты и обсуждение

Согласно статье 23.1 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [1], независимая оценка проводится по таким критериям, как открытость и доступность информации, комфортность условий предоставления услуг, время ожидания услуги, доброжелательность персонала и др.

Полученные данные (см. таблица 1, рисунок 1) показали удовлетворенность получателей услуг качеством обслуживания. Однако были выявлены проблемные зоны, такие как недостаточная информированность граждан, длительные сроки ожидания предоставления некоторых услуг, текучесть кадров [3, 4]

Таблица 1 – Сравнительные результаты независимой оценки за 2019 и 2022 гг. [2]

Критерий

2019 г.

2022 г.

Открытость и доступность информации

97,2 балла

96,2 балла

Комфортность условий

98,9 баллов

98,6 баллов

Доступность для инвалидов

80,2 балла

81,1 балла

Доброжелательность персонала

99,8 баллов

97,1 баллов

Удовлетворенность условиями

99,0 баллов

95,3 балла


 

Рисунок 1 – Сравнительные результаты независимой оценки за 2019 и 2022 гг. [2]

Анализ данных (см. таблица 1, рисунок 1) показал незначительное снижение общего показателя с 95,0 до 93,6 баллов. Отрицательная динамика наблюдается по критериям «доброжелательность персонала» и «удовлетворенность условиями» [2].

В то же время высокие значения сохраняются по критериям «открытость информации», «комфортность» и «доступность для инвалидов». Требуют улучшения условия доступности услуг для инвалидов [6].

Заключение

Проведенное исследование по независимой оценке качества работы государственных учреждений социального обслуживания позволило сделать ряд важных выводов. Во-первых, независимая оценка дает возможность объективно и всесторонне проанализировать деятельность организаций социальной сферы, выявить сильные и слабые стороны их работы. Во-вторых, по результатам оценки за 2019 и 2022 годы удалось определить основные проблемные зоны в работе учреждений социального обслуживания — это недостатки информированности граждан, длительные сроки ожидания предоставления отдельных услуг, а также текучесть кадрового состава. В-третьих, анализ позволил выявить и положительные тенденции — рост показателей открытости и доступности информации, комфортности условий. Отдельного внимания требует повышение доступности услуг для инвалидов. Таким образом, независимая оценка качества является важным инструментом совершенствования системы социального обслуживания населения. Ее результаты могут быть положены в основу разработки комплекса мер по устранению имеющихся недостатков в работе учреждений социальной сферы и повышению качества и доступности предоставляемых ими услуг. Регулярное проведение такой оценки позволит отслеживать динамику изменений и оперативно реагировать на возникающие проблемы.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 28.04.2023) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» . Электронный ресурс URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/
  2. Независимая оценка качества условий оказания услуг организациями социального обслуживания в 2022 году. Электронный ресурс URL: https://pansionat- syzran.smr.socinfo.ru/media/2022/12/15/1288907295/Nezavisimaya_ocenka_kachestva_uslovij_ok_nogo_obsluzhivaniya_v_2022_godu.pdf
  3. Агронина, Н. И. Независимая оценка качества предоставления социальных услуг как показатель качества работы организаций социального обслуживания / Н. И. Агронина // Теория и практика общественного развития. — 2023. — № 3(181). — С. 22—25.
  4. Баева, Е. С. Независимая оценка качества работы учреждений социальной сферы: эволюция законодательных и методологических рамок / Е. С. Баева // Семиотические исследования. — 2021. — Т. 1, № 3. — С. 74—82.
  5. Буробина, О. А. Государственное регулирование независимой оценки учреждений социальной сферы / О. А. Буробина, Д. А. Юн // Экономика и предпринимательство. — 2023. — № 7(156). — С. 97—99.
  6. Денисов, Д. Д. Федеральная и региональная модели независимой оценки качества условий оказания услуг в сфере социального обслуживания: сравнительный анализ / Д. Д. Денисов // Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2022. — С. 379—383.
  7. Жигуренко, Е. В. Формирование профессионально—личностных качеств специалиста по социальной работе как одной из составляющих оценки качества социального обслуживания / Биробиджан: Приамурский государственный университет им. Шолом—Алейхема, 2021. — С. 1163—1167.
  8. Петрова, С. А. Независимая оценка качества условий оказания социальных услуг в развитии социальной сферы: экономико—управленческие аспекты / С. А. Петрова, Г. Н. Григорьянц, Ю. А. Алексенцева // Проблемы экономики и юридической практики. — 2022. — Т. 18, № 6. — С. 206—212.
  9. Соколова, М. В. Организация научно—исследовательской деятельности по независимой оценке учреждений социальной сферы / М. В. Соколова // Экономика и предпринимательство. — 2023. — № 8(157). — С. 925—927.
  10. Щукина, Н. П. О парадоксах независимой оценки качества условий оказания социальных услуг / Н. П. Щукина, Б. А. Никитина // Вестник Самарского муниципального института управления. — 2021. — № 2. — С. 47—57.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее