ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Авторы публикации

Рубрика

Социология

Просмотры

101

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 42 (192), Октябрь ‘24

Дата публикации 27.10.2024

Поделиться

В данной статье рассматриваются основные факторы, влияющие на уровень преступности среди несовершеннолетних. Автор анализирует социальные, экономические и психологические аспекты, которые могут способствовать совершению преступлений подростками. В статье также рассматривается влияние семьи, образования, окружения и других факторов на поведение несовершеннолетних. Понимание детерминанты преступности среди подростков дает возможность разработать эффективные программы и меры по предотвращению преступлений в этой возрастной группе.

Детерминация преступности связывается обычно с социальной, интеллектуальной и моральной неоднородностью общества, которая ведет к противоречиям и даже антагонизмам. Философский уровень причинных объяснений конкретизируется и детализируется социологическим уровнем, когда анализу подвергаются социальная структура общества, конкретные процессы и явления в экономической, политической, социальной и духовной сферах его жизни, вызывающие преступность [5, с. 101].

Ю.А. Миславский писал, что «такие основные структурные компоненты личности, как ценности индивида, определяющие цели активности личности, образ «я», идеалы, уровень притязаний, самооценку и самоконтроль, могут рассматриваться как система саморегуляции личности, в которой функция обеспечения ее активности регулируется только в процессе взаимодействия этих компонентов» [6, с. 28]. Таким образом, формирование саморегуляции личности в юношеском возрасте играет важную роль в личностном и профессиональном развитии молодого человека, помогая ему быть успешным и счастливым в жизни.

Итак, рассмотрим детерминанты преступности несовершеннолетних ниже:

1. Негативные семейные условия.  В данном случае мы затрагиваем психологическое и физическое насилие в семье, поскольку семья формирует очевидные плохие последствия для подростка. Есть огромное количество примеров, когда родители ведут аморальный образ жизни, подвергая подростка опасности в домашнем кругу, от чего последний не хочет возвращаться домой, связывается с плохими компаниями таких же подростков, начинают употреблять алкоголь или что потяжелее. Ситуация может быть и иная, когда родители с ранних лет приобщают подростка к такой же деятельности, как и они сами, и у подростка просто нет выбора не становится аморальным. Совершение преступления в такой семьи – вопрос времени.

2. Отсутствие внимания со стороны семьи или законных представителей. В первом пункте мы раскрывали достаточно активное отношение дезорганизационной семьи к подростку, а в данном случае отсутствие внимание может быть у семей с высоким материальным положением. Это связано с тем, что родители выбирают путь карьеры и денежного благополучия, невзирая на то, что у них есть несовершеннолетний ребенок, который обычно проводит время с бабушками и дедушками или нянями. Не интересуясь жизнью ребенка и не проведение с ним своего досуга влечет за собой большое количество проблем. Так, ежегодно в целях реализации закона Республики Татарстан от 14 октября 2010 года № 71-ЗРТ «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию в Республике Татарстан» [4] более сотни несовершеннолетних обнаруживаются в общественных местах без сопровождения родителей, не говоря о том, что многие несовершеннолетние обнаруживаются в ночное время. Это может спровоцировать подростка на преступление или наоборот, не предотвратить преступление в отношении него.

3. Низкий уровень организации досуга несовершеннолетних. В данном случае мы говорим о том, что для несовершеннолетних достаточно мало бесплатных кружков, спортивных секций и культурных мероприятий. На уровне г. Казань, разумеется, это не совсем так, поскольку город большой и разносторонний, обладает большим выбором досуга для несовершеннолетних, то во всей Республике Татарстан об этом говорить рано.

4. Пагубное влияние средств массовой информации. Проблему обсуждают достаточно давно, и она не теряет свою актуальность, поскольку несовершеннолетние не могут фильтровать информацию, которую получают, на уровне взрослого. Государственная Дума в 2013 году приняла законопроект, который запрещает пропаганду среди несовершеннолетних, например, ЛГБТ (деятельность «Международного общественного движения ЛГБТ» запрещена в Российской Федерации). А через 10 лет формулировка была дополнена тем, что нельзя вести «пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений и (или) предпочтений, смены пола» среди любых людей, как несовершеннолетних, так и достигших 18 лет. Все это наталкивает на мысль, что пропаганда заставляет несовершеннолетних забыть традиционные ценности и пойти на поводу организаций, которые запрещены в России. Нельзя не упомянуть и различные группы, которые могут спровоцировать несовершеннолетнего на причинение себе вреда, поскольку несовершеннолетние достаточно импульсивны в силу возраста.

5. Недостаточная индивидуализация в работе с подростками основных субъектов профилактики преступности. В данном случае мы говорим, например, о незаинтересованности преподавателей и учителей к детям, отсюда вытекает незаинтересованность учебой, неразвитые навыки социума, что может проявляется в том числе в семье. Кроме того, образовательные учреждения нацелены на обеспечение безопасной среды для обучающихся, однако иногда несовершеннолетние преступают закон и предотвратить это крайне сложно.

Такие факторы могут быть вызваны различными причинами, такими как социальная несправедливость, недостаток доверия к законодательным и исполнительным органам, негативный опыт взаимодействия с правоохранительными органами, отсутствие адекватных механизмов социальной поддержки и защиты.

Эти факторы могут привести к разрушению нравственных и этических норм в обществе, утрате уважения к закону и правосудию, а также созданию благоприятной почвы для распространения преступности. Важно бороться с этими явлениями через просветительскую работу, воспитание и образование, а также через улучшение условий жизни и социальной поддержки для всех слоев населения.

Кроме того, зачастую неоправданная, практически необоснованная гуманизация законодательства относительно закрепления ответственности несовершеннолетних также несет негативную тенденцию. В этом свете, полагаем, необоснованно гуманные виды наказаний не могут в полной мере выразить профилактическое действие. Возможность понести за совершенное преступление незначительные правовые последствия порождает уверенность в безнаказанности [7, с. 133].

Можно обозначить, что вышеназванные детерминанты – это всего лишь небольшая часть тех факторов и явлений, которые могут подтолкнуть подростка к преступлению.

Пытаясь переломить общесоциальное предупреждение и негативную тенденцию, начиная с 1991 года, государство предпринимает попытки определить основные направления профилактики данных социально-негативных явлений. К примеру, ряд основополагающих федеральных законов (от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [1]; от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [2]) стал базовым для всей системы профилактики преступности, связанной с несовершеннолетними.

В рамках специально-криминологического предупреждения выделяют ряд субъектов профилактики преступности несовершеннолетних, деятельность которых определяется законом Республики Татарстан от 13 октября 2008 года № 105-ЗРТ «О профилактике правонарушений в Республике Татарстан» [3]. При этом наличествуют органы и учреждения, во-первых, непосредственно осуществляющие профилактическую работу, во-вторых, осуществляющие отдельные функции по профилактике, в-третьих, принимающие отдельное участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Для эффективной работы с разными категориями несовершеннолетних лиц необходимо учитывать их индивидуальные особенности, а также обстоятельства и причины, способствующие возникновению противоправного поведения.

Для несовершеннолетних лиц, уже совершивших преступление, важно провести работу с целью предотвращения повторных правонарушений. Это может включать в себя тесное взаимодействие с семьей, образовательными учреждениями, а также различными службами и организациями, чтобы обеспечить необходимую поддержку и помощь в процессе реабилитации.

Для несовершеннолетних лиц, которые имеют негативные черты характера или находятся в неблагоприятной среде, важно работать над повышением самооценки, развитием социальных навыков, а также предоставление психологической помощи и поддержки.

Необходима ранняя профилактика, поскольку негативные проявления возможно выявить, отследить и пресечь. К ранней профилактике обычно относят воспитательное воздействие родителей на ребенка, а также, если родители пренебрегают своими обязанностями – воздействие на самих родителей.

К примеру, в рамках ранней профилактики преступности, связанной с несовершеннолетними, органами внутренних дел должна применяться следующие методы:

  • убеждения (проведение ознакомительных, предупредительных и воспитательных бесед). Ознакомительные беседы позволят поднять уровень правовой грамотности несовершеннолетних и создадут основу для системы совершенствования подростка. Здесь важно привлекать не только сотрудников правоохранительных органов, но и психологов;
  • оказания помощи. Здесь имеется в виду на уровне региона информировать несовершеннолетних о том, что есть бесплатные кружки для их досуга, в том числе с родителями;
  • принуждения. В данном случае имеется в виду закрепление на законодательном уровне таких вопросов, как ограничение пребывания несовершеннолетних на территории региона. Однако, как показывает практика, это не всегда удается.

Таким образом, эффективная профилактика антисоциального поведения подростков требует комплексного подхода, включающего в себя работу со всеми участниками образовательной и социальной среды, а также учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ (ред. от 28.04.2023) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1998. - №31. - Ст. 3802
  2. Федеральный закон от 24.06.1999 №120-ФЗ (ред. от 21.11.2022) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства РФ. – 1999. - №26. - Ст. 3177
  3. Закон Республики Татарстан от 13 октября 2008 года № 105-ЗРТ «О профилактике правонарушений в Республике Татарстан». – [Электронный ресурс]. – Режим доступ: https://base.garant.ru/22516267/ (дата обращения: 25.10.2024)
  4. Закон Республики Татарстан от 14 октября 2010 года № 71-ЗРТ «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию в Республике Татарстан». – [Электронный ресурс]. – Режим доступ: https://docs.cntd.ru/document/424031751 (дата обращения: 25.10.2024)
  5. Кожевникова Е.А. Детерминанты преступности несовершеннолетних // Вестник Челябинского государственного университета. – 2011. – №. 19. – С. 101-103
  6. Миславский, Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте / Ю. А. Миславский; НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. - Москва: Педагогика, 1991. – 151 с.
  7. Репьева А.М., Шаганова О.М. Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних: детерминанты и меры предупреждения (на материалах алтайского края) // Ученые записки Крымского федерального университета имени ВИ Вернадского. Юридические науки. – 2018. – Т. 4. – №. 1. – С. 127-140
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее