ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПНОСТИ ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПНОСТИ ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Просмотры

122

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 6 (207), Февраль ‘25

Дата публикации 05.02.2025

Поделиться

Профилактика преступности в настоящее время остается одной из наиболее значимых и приоритетных задач деятельности органов прокуратуры Российской Федерации. Данная задача, в условиях нарастающей глобализации, а также возникающими экономическими трудностями - остается важным и приоритетным направлением в деятельности органов прокуратуры. В этой связи необходимо уделить особое внимание современным вызовам, с которыми сталкиваются органы прокуратуры Российской Федерации, а также возможностям и перспективам развития профилактики в контексте повышения общественной безопасности.

Обеспечение законности является основной целью и задачей прокуратуры Российской Федерации. Новые вызовы и угрозы национальной безопасности нашей страны являются элементом развития эффективного барьера для защиты Российской Федерации от преступных и иных посягательств. В этой связи, особое внимание органам прокуратуры необходимо уделить профилактике преступности.

Актуальность реализации профилактики преступности подтверждается ежегодной статистикой по состоянию преступности в Российской Федерации. Важно отметить то, что уровень преступности заметно различается между регионами России. Так, например, в опубликованной на официальном сайте статистике прокуратуры по Кировской области за 2024 год было зарегистрировано 19 396 преступлений, что на 698 преступлений больше по сравнению за аналогичный период 2023 года, и на 877 преступлений больше по сравнению за 2022 год. [1]. К сожалению, приведенная статистика показывает динамику увеличения числа совершения преступлений по сравнению с предыдущими годами, и необходимость скорейшего решения данной проблемы. При этом уровень преступности, согласно проанализированной статистике, значительно меньше в относительно малолюдных регионах Сибири и Дальнего Востока, чем в заселенных регионах Европейского Центра. В подтверждение данного довода необходимо привести статистику зарегистрированных преступлений в Иркутской области, где за 2024 год было зарегистрировано – 36 384 преступлений, что на 793 преступлений меньше, чем за 2023 год, и на 1483 преступлений меньше, чем за 2022 год [2]. При этом уровень населения в Иркутской области больше в 2 раза, по сравнению с Кировской области. В республиках Северного Кавказа уровень преступности значительно ниже и занимает одно из лидирующих мест по статистике. По мнению ряда исследователей, преступность в Северо-Кавказском федеральном округе имеет серьезные отличия от общероссийской [3]. Причиной данного отличия может являться религиозный фактор, в котором Ислам оказывает значительное влияние на образ жизни и поведения граждан. Религия, а также нормы обычая могут выступать как дополнительный сдерживающий фактор от совершения преступлений. Кроме этого, общество Северного Кавказа отличается коллективизмом, где в отличии от традиционной индивидуалистической модели поведения преобладает коллективистская культура. Это означает, что многие споры и конфликты решаются на уровне местных общин, либо же через традиционные механизмы примирения. Данная особенность позволяет снижать нагрузку на правоохранительные органы и органы прокуратуры, что значительно уменьшает статистические данные по количеству зарегистрированных преступлений.

Решая вызовы органов прокуратуры по профилактике и предупреждению преступности, можно выделить ряд ключевых аспектов. Органы прокуратуры проводят анализ статистики преступлений, выявляют причины и условия, которые способствуют совершению преступлений, а также участвуют в разработке мер по их устранению. На основе полученных данных разрабатываются рекомендации по улучшению работы органов прокуратуры и органов внутренних дел. При подведении итогов деятельности, органам прокуратуры необходимо давать принципиальную оценку эффективности работы по профилактике преступлений. Мерами прокурорского реагирования необходимо устранять нарушения закона, а также причины и условия, способствующие данному нарушению [4]. Анализ статистики позволяет органам прокуратуры выявлять тенденции совершения преступлений, их непосредственное увеличение или уменьшение из числа определённых видов преступлений в разных регионах, а также позволяет оперативно реагировать на изменения криминогенной обстановки в Российской Федерации.

В качестве возможных проблем при проведении анализа статистики преступности можно выделить неполноту данных о регистрирующих преступлениях. К большому сожалению практика, показывает, что не все преступления регистрируются, и многие попросту остаются незамеченными.  Причинами данного парадокса может выступать недоверие граждан к правоохранительным органам или недостаточная осведомленность самих правоохранительных органов. В качестве решения данной проблемы органам прокуратуры необходимо улучшать информированность граждан. Проводить социальное просвещение граждан о важности регистрации преступлений для общественной безопасности.

Вторым, не менее важным аспектом профилактики преступности в Российской Федерации, является проведение просветительских и иных образовательных программ, направленных на повышение правовой грамотности населения и формирование юридического правосознания у граждан. Особое внимание необходимо уделить работе с молодежью, в том числе просветительской работе в образовательных учреждениях и молодежных организациях. 

В качестве важнейшего вызова для органов прокуратуры Российской Федерации, в рамках данного направления, можно выделить низкий уровень правовой грамотности граждан. К сожалению, многие граждане в силу обывательского мировоззрения могут не понимать юридические термины и значение тех или иных норм закона. Данное незнание норм закона может вытекать в бездействие граждан при нарушении их прав и свобод, и как следствие вызывать недоверие и недопонимание к органам исполнительной и судебной власти. В этой связи, органам прокуратуры необходимо прорабатывать правовое поле для граждан, разъяснять значение той или иной информации с целью четкого восприятия правовой информации. В противном случае население может не проявлять интерес к правовым вопросам, считая их неактуальными и не интересными, что усугубит их правовое положение.

Одной из важных проблем при профилактике преступности является отсутствие образовательных программ в учебных заведениях. В большинстве случаев в учебных заведениях недостаточно внимания уделяется вопросам антикоррупционного законодательства, что приводит к недостаточному осведомлению о проблемах коррупции. В пример данной проблемы можно привести судебную практику по решению районного суда Краснодарского края. В МБУ «Переясловский СДК» ненадлежащим образом проводили мероприятия по профилактике коррупции, преподаватели не использовали методические рекомендации по антикоррупционной политике, кроме того, работники организации не информировались о формах взаимодействия с правоохранительными органами [5]. К сожалению, данный пример показывает не единственный случай халатного обращения по правовому просвещению граждан. В качестве решения данной проблемы, может выступать повышение квалификации преподавателей данного МБУ. Организация специальных тренингов и курсов для преподавателей позволила бы заинтересовать самих преподавателей к важности данной проблемы, и освещения её среди учащихся.

Следующим важным аспектом для органов прокуратуры является профилактика коррупционных преступлений. По мнению Румянцевой Е.Е., коррупция создает угрозу экономическому развитию, подрывает устои общества, создает социальное неравенство, а также снижает уровень жизни для большей части населения [6]. Профилактика коррупционных преступлений входит в одно из основных направлений прокуратуры по противодействию коррупции в Российской Федерации. Важность и актуальность данного направления обусловлено тем, что коррупционные преступления имеют крайне высокую степень общественной опасности. Особая сложность органов прокуратуры по противодействию коррупции заключается в том, что коррупция постоянно эволюционирует. Данное социальное явление не имеет границ и характеризуется универсальностью. Должностным лицам органов прокуратуры необходимо постоянно прорабатывать антикоррупционную политику для последовательной и предварительной ликвидации причин возникновения коррупции. 

В виду особой важности данного направления, должностные лица органов прокуратуры обязаны оставаться бескорыстными, осуществлять свою деятельность в точном соответствии с антикоррупционным законодательством Российской Федерации, а также использовать актуальные методические рекомендации для решения того или иного вопроса коррупционной направленности.

В настоящее время всё большую актуальность приобретает внедрение и поддержка инноваций по использованию искусственного интеллекта для анализа данных о преступности, в том числе разработка и поддержка специального мобильного приложения для обращения граждан. Внедрение искусственного интеллекта (ИИ) в деятельность прокуратуры для противодействия преступности может открыть новые возможности и перспективы, сможет положительно повлиять на уровень преступности в настоящее время. Кроме того, данная система поможет разрабатывать и предсказывать вероятность совершения преступлений в определенных районах, городах и среди определенных групп населения. В этой связи стоит отметить новые вызовы, с которыми могут столкнуться органы прокуратуры. Данный подход включает в себя разработку соответствующих нормативно-правовых актов, а также обеспечение защиты данных, в том числе персональных от постороннего доступа. Кроме того, для внедрения и развития данной системы необходимы хорошо обученные специалисты, способные поддерживать и развивать систему искусственного интеллекта. 

В заключение, профилактика преступности представляет собой многоуровневый, комплексный и системный механизм, требующий постоянные интеграции правовых, социальных, образовательных и инновационных мер. Основной целью профилактики преступности является устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений, а также предупреждение и предотвращение потенциальных правонарушений. Для достижения максимального результата необходим комплексный подход, координация усилий всех заинтересованных сторон и постоянное совершенствование методов профилактической работы, что ещё раз подтверждается актуальностью развития данного вопроса в научной правовой среде.

Список литературы

  1. Прокуратура Кировской области. Статистические данные [Электронный ресурс]. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_43/activity/statistics/office/other?item=100544627 (дата обращения: 04.02.2025)
  2. Прокуратура Иркутской области. Статистические данные [Электронный ресурс]. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_38/activity/statistics/state-statistics/results_of_the_prosecutor-s_office/2024?item=100243531 (дата обращения: 04.02.2025)
  3. Подройкина И. А. Особенности преступности и противодействия ей в Северо-Кавказском федеральном округе. Гуманитарные и юридические исследования: дис. … доктор юр. наук / Подройкина Инна Андреевна – 2023. – 132 с.
  4. Приказ Генпрокуратуры России от 16.01.2012 N 7 (ред. от 25.11.2022) "Об организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности" – СПС "Консультант Плюс". – п. 1.1
  5. Решение № 2-1136/2019 2-89/2020 2-89/2020(2-1136/2019;)~М-1097/2019 М-1097/2019 от 28 января 2020 г. по делу № 2-1136/2019
  6. Румянцева Е.Е. Противодействие коррупции. Учебник и практикум для вузов: учеб. пособие / Е.Е. Румянцева; Юрайт: Изд-во Библиотека Юрайт, 2025. – 8 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее