ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ КОРОНАВИРУСНОЙ ПАНДЕМИИ (НА ПРИМЕРЕ МБОУ СОШ № 128 Г. БАРНАУЛА)

ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ КОРОНАВИРУСНОЙ ПАНДЕМИИ (НА ПРИМЕРЕ МБОУ СОШ № 128 Г. БАРНАУЛА)

Авторы публикации

Рубрика

Социология

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 25 (70), июнь ‘22

Дата публикации 15.06.2022

Поделиться

Система школьного образования является ключевым элементом, обеспечивающим развитие, в первую очередь, интеллектуального и культурного потенциала страны. Именно в школе формируется социальная личность. И ее успешное формирование во многом зависит от степени адаптации к изменениям внутри (психологические) и снаружи (социальные). В 2020 году в качестве внешних изменений выступила коронавирусная пандемия, которая отразилась на всей системе образования, в том числе и школьной. Последствиями пандемии стало дистанционное обучение, которое оказало влияние на взаимоотношения между основными акторами (участниками) процесса обучения.

В настоящее время система школьного образования относится к числу ключевых элементов государственного строительства, обеспечивающего развитие, в первую очередь, интеллектуального потенциала страны.

Эффективность функционирования института образования позволяет преодолевать множество рисков и угроз, возникающих на пути к успешной интеграции социальных установок и ценностей молодежи, преемственности культурного наследия собственного государства. И, рассматривая всю сложность и многоплановость задач, стоящих перед современной школой, невозможно не отметить важность обеспечения благоприятного социально-психологического климата акторов школьного образования, в число которых входят не только непосредственные «носители» знаний (учителя и учащиеся), но также родители и администрация школы.

Помимо специфики учебного процесса школа характеризуется и особенностями формирования социальной личности. Как правило, это проявляется в таких видах деятельности, как учебная, воспитательная, организационная, управленческая, коммуникативная и др. Данные виды деятельности есть ни что иное как стремление индивида обладать социально значимыми чертами, характеризующими его отдельного члена общества. Именно так внутреннее стремление человека к развитию и идущая наряду этим изменяющаяся социальная среда являются постоянными источниками социальной адаптации [Капица].

Социальная адаптация как феноменологическая категория широко распространена в науке.

Понятие «адаптация» в настоящее время используется в биологии, философии, социологии, социальной психологии, этике, педагогике, кибернетике, экологии и др. Термин «адаптация» – от латинского слова adaptation – приспособление. Первоначально он использовался в биологии при рассмотрении приспособления функций человека как части животного мира к условиям окружающей среды. Но так как исследование касается социальной адаптации личности, приведем определения этого понятия, на наш взгляд, наиболее полно отражающие сущность явления [Романова, Романова, Шарова].

Социальная адаптация личности – это многогранный процесс активного развития индивидуума, который осуществляется в объективно-субъективной форме, в основе которого лежит активное и пассивное приспособление, взаимодействие с существующей социальной средой, а также способность изменять и преобразовывать саму личность на основе познания биологических, физиологических и психологических механизмов развития [Казаков].

Второе определение представляет социальную адаптацию как процесс и результат приспособительного взаимодействия личностей, социальных общностей, институтов и организаций, любых социально-организованных субъектов с окружающей социальной средой, направленный на приведение во взаимное соответствие на поведенческом и ментальном уровнях их обоюдных требований и ожиданий [Корель].

Для того чтобы более детально раскрыть сущность явления социальной адаптации и рассмотреть в контексте школьного образования, необходимо выделить ее основные черты:

Во-первых, адаптация используется в качестве обозначения процесса, при котором субъект приспосабливается к новой среде;

Во-вторых, адаптация понимается как результат приспособительного процесса;

В-третьих, адаптация предполагает соответствие между целями и достигаемыми в процессе деятельности результатами;

В-четвертых, адаптация связывается с какой-то определенной целью, к которой стремится субъект;

В-пятых, адаптация есть процесс согласования целей человека, задач, ценностей, норм и позиций [Корель].

Из выше сказанного следует сделать вывод о том, что главной чертой адаптации есть приспособление субъекта к различного рода изменениям. При возникновении каких-либо внешних или внутренних изменений начинает работу адаптивный механизм. Его включение наступает при возникновении адаптивной ситуации.

Адаптивная ситуация появляется под влиянием двух обстоятельств:

Во-первых, изменений в среде, которые делают невозможным для индивида в новых условиях достижения старых жизненных целей и ориентиров с прежними средствами;

Во-вторых, таких изменений в субъекте адаптации, которые делают невозможными для него достижение его новых целей в старых условиях среды.

Таким образом, напряженность, присущая индивиду в момент обнаружения этих несоответствий, заставляет его начать поиск выхода их среды, доставляющей ему дискомфорт [Романова, Романова, Шарова].

Опираясь на данное исследование, мы можем сделать вывод, что реальной ситуацией является приспособление акторов школьного образования к новым условиям, сформированным коронавирусной пандемией. Пандемия в данном случае является непосредственной внешней угрозой, в том числе и для общеобразовательнного школьного учреждения. Несомненно, пандемия оказала сильное влияние на все сферы жизнедеятельности общества. Но не зря особый интерес для нас представляет сфера образования, ведь именно она выступает началом адаптационного процесса человека и как следствие его социализации.

Общему образованию, как одному из элементов всей сферы образования, в условиях коронавирусной пандемии пришлось во многом изменить направление своей деятельности. Безусловно, школа всегда была ориентирована на осуществление процесса социализации индивида путем освоения им навыков и знаний как теоретического, так и практического характера. Однако с 2020 года еще одной целью школы становится сохранение безопасного доступа ребенка к обучению. Об этом свидетельствует множество актов государственного образца, одним из которых является документ, содержащий рекомендации по организации работы образовательных организаций в условиях сохранения рисков распространения COVID-19. Изложим некоторые положения, являющиеся ключевыми именно в организации обучения :

Во-первых, за каждым классом должен быть закреплен отдельный кабинет (кроме уроков физкультуры, ИЗО, труда, технологии, физики, химии).

Во-вторых, исключить общение обучающихся друг с другом во время перемен и при проведении прогулок.

В-третьих, по возможности сократить число обучающихся в классе.

В-четвертых, с учетом погодных условий максимально организовать пребывание детей и проведение занятий на открытом воздухе. По возможности использовать для занятий физкультурой открытую спортплощадку, а не спортзал.

В-пятых, усилить педагогическую работу по гигиеническому воспитанию обучающихся, воспитанников и их родителей [Метод. Рек. Роспотребнадзора].

Но наряду с перечисленными ранее некоторыми профилактическими мероприятиями, разработанными для общеобразовательных учреждений, Роспотребнадзор и Министерство просвещения Российской Федерации подготовили также совместное письмо, в котором речь в основном идет о возвращении дистанционного обучения в случае второй волны коронавирусной пандемии.

В документе есть два основных пункта, которые для нас представляют наибольший интерес:

Во-первых, в случае ухудшения эпидемиологической ситуации предусмотреть возможность дистанционного обучения;

Во-вторых, рассмотреть возможность использования онлайн-обучения для проведения факультативных занятий и предметов по выбору [письмо].

Конечно, помимо упомянутых рекомендаций существует еще большое множество различных профилактических указаний, касающихся культуры гигиены, питания в условиях коронавирусной пандемии и т.д. Однако изменения, внесенные именно в процесс обучения, потребовали больших усилий со стороны как администрации общеобразовательных учреждений, так и остальных участников образовательного процесса. Внедрение качественно новых форм организации учебного процесса в условиях самоизоляции оказало значительное влияние на адаптационный потенциал не только школьника, но и педагога. Потому представляется чрезвычайно важным остановить наше внимание именно на этом аспекте.

Особый интерес к данной проблеме возник в связи с так называемым удаленным или, иначе, дистанционным обучением.

Для более детального ознакомления с новым явлением в системе образования необходимо выделить основные отличительные черты дистанционного образования от традиционного:

Во-первых, важной отличительной чертой дистанционного обучения является «дальнодействие», т. е. обучающийся и обучаемый могут находиться на любом расстоянии;

Во-вторых, возможность обучения в удобное время (если это не прямой эфир или онлайн-вебинар);

В-третьих, экономическая эффективность, т. е. отсутствие транспортных затрат и т. п.

Введение дистанционного обучения в школы позволило экспериментальным путем определить средства, с помощью которых оно реализовывалось. К данным средствам относятся: программы для видеоконференцсвязи Zoom, Skype, TrueConf и т. п.; платформы для обучения Moodle, Edmodo, Google Classroom, iSpringOnline, Российская электронная школа, Московская электронная школа, Электронная Школа 2.0; также в некоторых формах обучения применялись и мессенджеры Whatsapp, Viber и т. п. [Новоселова, Новоселов].

Конечно, альтернативные формы, методы и средства обучения не могут заменить традиционные, и они требуют качественной доработки, но в случаях неожиданных обстоятельств, в качестве которых выступает коронавирусная пандемия, могут прийти на помощь.

Однако для осуществления дистанционного обучения преподаватель должен владеть активными методами обучения и помогать учащимся формировать собственные стили обучения в онлайн-режиме, овладевать возможностями платформы онлайн-обучения и необходимым программным обеспечением, преодолевать трудности и барьеры электронного общения, то есть, по сути, способствовать формированию адаптационной личности ребенка в новых условиях [Лутфуллаев].

Поскольку большинство учителей и преподавателей в большинстве своем пока еще не в полной мере владеют современной компьютерной техникой и средствами телекоммуникации на ее основе, они испытывают серьезные трудности во взаимодействии со школьниками и чувствуют большую нагрузку по времени и по поводу того, где и каким образом взять необходимый учебный материал, как донести его до обучаемых, как консультировать и оценивать степень усвоения знаний.

Казалось бы, для онлайн-образования есть все необходимое: широкий набор интернет-ресурсов, учебники в цифровом формате и даже электронный журнал и онлайн-доска. Школьники созваниваются с преподавателями по видеосвязи и таким образом посещают занятия, не выходя из дома: удобно, безопасно, а главное – обучение продолжается.

Но не все так однозначно. Многие школы оказались не готовы к такому резкому переходу на новый формат обучения. Об этом свидетельствует наше социологическое исследование, проведенное на базе барнаульской общеобразовательной школы №128.

По результатам экспертного опроса, участие в котором приняли четыре представителя администрации школы, установлено, что многие дети и учителя оказались не готовы в техническом плане. Завуч по техническому процессу МБОУ «СОШ №128» прокомментировала эту ситуацию следующим образом: «На сегодняшний день в нашей школе учатся порядка 1750 человек. И далеко не все были обеспечены компьютерами. Чтобы выйти из этой ситуации, часть информации педагогам скидывали в виде видеоуроков, соответственно, тогда ребенок мог выходить на связь с телефона. Но это, конечно, не то. В идеальных условиях у нас должен быть дистанционный формат урока, когда учитель одновременно работает с классом: объясняет ту же самую тему (как в школе 40 минут, только тут - посредством интернет-ресурсов). У нас это физически выстроиться не смогло.».

Это же подтвердил и опрос учащихся 6,7,8,9,10,11 классов (всего – 164 человека). Больше всего респондентов (36,6%) на вопрос «В какой форме осуществлялась социальная адаптация в период коронавирусной пандемии?» выбрали вариант ответа «Отправка домашнего задания на почту учителю», что свидетельствует об отсутствии возможности проведения уроков  в полноценном формате online.

Несомненно, когда учитель не видит ученика, и, соответственно, у них отсутствует зрительный контакт, коммуникативная сторона проявляется не в полной мере, что может повлиять на качество воспринимаемой школьником и посылаемой педагогом информации, а также эмоциональный фон обеих сторон. Об этом также свидетельствуют полученные нами данные опроса.

Так, большинство учащихся (44,5%) на вопрос «Испытывали ли Вы потребность в живом общении с учителями во время дистанционного обучения?» выбрали вариант ответа «скорее да, чем нет». Представители администрации школы, выступившие экспертами в исследовании, также подтвердили факт необходимости полноценного, «живого» общения учителя и ученика: «Стоит отметить, что педагогам было психологически сложнее без зрительного контакта. Кроме того, когда ты работаешь вживую с ребенком, то делаешь акцент на индивидуальные особенности ребенка, здесь же индивидуализация была уже менее заметной…» (завуч по учебному процессу), «Как бы то ни было, социализация общества должна присутствовать, учителя и дети должны контактировать…» (завуч по техническому процессу), «Дистанционное обучение разорвало сложившиеся связи, общение, к которым привыкли дети и учителя. Развело их в разные углы. Приходилось заново налаживать отношения…» (завуч по воспитательному процессу), «Из-за недостатка общения со сверстниками, внимания с их стороны, какой-то эмоциональной поддержки возникает некоторая напряженность, недовольство…» (социальный педагог).

Отсутствие постоянного контакта (не только зрительного) зачастую приводит к недопониманиям и даже разногласиям. Это характерно и для школьной среды. Причин для конфликтов между учителем и учеником можно выделить немало. Обратимся к теории известного социолога Мертона. Он выделил особенности конфликта между учителем и учеником. По его мнению, типичными являются следующие причины конфликтов: психолого-социальные причины (заметный разрыв межпоколенческой связи ввиду особенностей развития современного российского общества); социально-образовательные причины (сложности реформирования российской системы образования); территориально-образовательные причины (особенности развития образования в отдельном регионе, области, городе, селе и т.д.); школьные (вузовские и т.д.) причины (низкая эффективность учебного процесса, загруженность преподавателей «бюрократической работой», а также нередко отсутствие желания учиться [].

Однако отметим, что переход на новую форму обучения не существенно оказал влияние на изменение характера взаимоотношений учителя и учащегося.

Так, большинство учащихся (64,3%) отметили, что в отношениях с учителями в период дистанционного обучения «ничего не изменилось», то же подтвердили и учителя: при ответе на вопрос «Изменились ли Ваши взаимоотношения с учениками?» большая часть (52%) выбрала ответ «ничего не изменилось». Вместе с тем завуч по воспитательной работе отметил следующее: «Учителя понимали прекрасно, что дети, работая самостоятельно, пользовались дополнительной литературой и разными другими источниками, списывали друг у друга. В определенный момент чувство недоверия стало присутствовать.».

Мы можем сделать вывод о том, что существенных изменений во взаимоотношениях ученика и учителя как в лучшую, так и в худшую сторону не произошло. И особенно важно отметить, что дистанционное обучение не противопоставило двух основных объектов образовательного процесса. Но наряду с этим и учителя, и ученики нуждались в «живом» общении в период пандемии, так как наличие полноценного контакта позволяло педагогам более эффективно доносить информацию до учащихся, а последним, в свою очередь, более ясно ее воспринимать.

Таким образом, результаты социологического исследования, проведенного на базе МБОУ «СОШ №128», позволяют нам говорить о том, что в целом изменения во взаимоотношениях между учащимися и учителями в период дистанционного обучения отсутствуют. Это свидетельствует о том, что акторы образовательного процесса данной школы успешно адаптировались к внешним изменениям, вызванным коронавирусной пандемией.

Список литературы

  1. Корель Л.В. Социология адаптаций: вопросы теории, методологии методики / Л.В. Корель. – Новосибирск : Издательство Российская академия наук, Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН, 2005. – 423 с.
  2. Капица С.И. Понятие социальной адаптации в социологии [Электронный ресурс] / С.И. Капица. - cyberleninka.ru: [сайт]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-sotsialnoy-adaptatsii-v-sotsiologii/viewer
  3. Лутфуллаев Г.У. Опыт дистанционного обучения в условиях пандемии Covid-19 [Электронный ресурс] / Г.У. Лутфуллаев. - cyberleninka.ru: [сайт]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-distantsionnogo-obucheniya-v-usloviyah-pandemii-covid-19
  4. Лутфуллаев Г.У. Опыт дистанционного обучения в условиях пандемии Covid-19 [Электронный ресурс] / Г.У. Лутфуллаев. - cyberleninka.ru: [сайт]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-distantsionnogo-obucheniya-v-usloviyah-pandemii-covid-19
  5. Романова И.В. Социальная адаптация как феноменологическая категория [Электронный ресурс] / И.В. Романова. - cyberleninka.ru: [сайт]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-adaptatsiya-kak-fenomenologicheskaya-kategoriya
  6. Виды конфликтов в образовании [Электронный ресурс] / Bstudy.net : [сайт]. – Режим доступа: https://bstudy.net/792134/sotsiologiya/vidy_konfliktov_obrazovanii#:~:text=Конфликт%20«преподаватель%20(учитель)%20—%20студент%2C,городе%2C%20селе%20и%20т.д.)%3B%20вузовские
  7. Методические рекомендации MP 3.1/2.4.0178/1-20 «Рекомендации по организации работы образовательных организаций в условиях сохранения рисков распространения COVID-19» (утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 8 мая 2020 г. [Электронный ресурс] / garant.ru : [сайт]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74079815/
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary