Правовое становление института социальных услуг в Российской Федерации

Правовое становление института социальных услуг в Российской Федерации

Авторы публикации

Рубрика

Право

Просмотры

48

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 41 (86), Октябрь ‘22

Дата публикации 07.10.2022

Поделиться

В данной статье рассматривается процесс становления и развития института оказания социальных услуг. Рассмотрены проблемы использования норм гражданского права при рассмотрении отношений в сфере публичного права. Рассмотрены правовые новеллы регулирования сферы социального обслуживания. Сделан вывод об эффективности применения новых механизмов оказания социальных услуг за счет использования принципов правоотношений, используемых в гражданско-правовых договорах.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время создание и развитие социальных институтов, призванных удовлетворить потребности граждан, также, как и развитие социальных отношений является актуально прерогативой любого государства. Подтверждается это тем, что в государстве любого уровня развития социальная сфера находит свое признание на уровне правовых норм.

В Российской федерации, правовые основы становления социального государства закреплены в Конституции Российской Федерации. Они в свою очередь подчеркивают теорию социального гуманизма, которая предполагает интеграцию человека, являющегося частью общества с социоприродными системами, такими как государство, регионы и другие.

Социальные и экономические права и свободы человека и гражданина, закрепленные в Конституции Российской Федерации призваны обеспечивать социальные потребности гражданина, которые являются базовыми. В свою очередь основными показателями при оценке результатов проведения социальной политики государства являются продолжительность жизни граждан, смертность, структура доходов и расходов населения, рождаемость, проблемы занятости населения и другие.

Основными действиями государства по закреплению норм права для реализации государственной политики, предполагающей социальное развитие общества, обеспечение достойной жизни и здоровья, является закрепление указанных норм в программных документах Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также разработка проектов изменений федерального законодательства, регулирующего вопросы социальной политики.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В настоящее время, постсоветская система социального обеспечения граждан претерпела ряд реформ, основой которых являлись принципы социальной политики государства.

В рамках первоочередных изменений, на законодательном уровне была обозначена необходимость поддержки слабозащищенных слоев населения, среди которых пенсионеры, инвалиды, многодетные и малообеспеченные семьи. Кроме того, были определены основные направления деятельности государства в рамках указанных реформ, среди которых: привлечение негосударственного сектора к реализации социальной политики за счет поддержки деятельности социальных предпринимателей, обеспечение эффективного финансирования социальной сферы.

Таким образом, первыми этапами реформирования системы социальных услуг в Российской Федерации стал 1995 год, в котором была утверждена Программа Правительства Российской Федерации «Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах». Логичным продолжением реформы стал 2013 год, в котором произошло глобальное изменение правовых отношений в системе социального обслуживания населения за счет принятия Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

Итогом указанных изменений были установлены гарантии обеспечения нуждающихся граждан в получении социальных услуг, создан механизм о принятии решения уполномоченным государственным органом о признании гражданина нуждающимся в получении социальных услуг.

Признание гражданина нуждающимся и непосредственно процесс оказания социальных услуг основывается на критериях, установленных Федеральным законом № 442-ФЗ, среди которых признаки социальности, отношения к личности гражданина, человечности.

Ряд современных исследователей до настоящего времени продолжают изучать вопрос о применении теории социальных рисков. Стоит заметить, что самые первые исследования в этой сфере относили к социальному риску, приводящему к нуждаемости гражданина в социальной помощи, утрату заработка или дохода, инвалидность, потерю кормильца, многодетность и другие. Современные исследователи продолжают рассмотрение данного вопроса для оценки практики применения норм права, обеспечивающих социальную защиту граждан. Таким образом, в настоящее время исследователи относят социальные риски к основополагающей категории права социального обеспечения. Стоит заметить, что ключевым фактором социального риска выступает разграничение страховых и нестраховых видов рисков. Данное деление необходимо учитывать при разделении форм социального обеспечения.

Таким образом, выводы о том, что приоритетным признаком отрасли социального обеспечения является признак социальности отношений и рисков, появляется необходимость разграничения двойственной сущности категории социальной услуги. В этой связи, встает необходимо разделять в частно-правовых отношениях услуги в сфере цивилистики и социальные услуги.

Стоит заметить, что понятие «Услуга» в настоящий момент не установлен в гражданском законодательстве, но в исследовании О.В. Горбуновой упоминается, что термин «Услуга» в законодательстве Российской Федерации определен в рамках объекта гражданских прав, а именно термина «Договор возмездного оказания услуг».

Стоит выделить, что принятый в 13 июля 2020 года Федеральный закон № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» устанавливает определение государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере – это государственная (муниципальная) услуга, оказываемая физическим лицами в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления и включенные в установленные в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг в отраслях социальной сферы.

Вместе с тем, анализируя правовое понятие услуги, важно заметить, что в Российской Федерации возможно применение главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации к любым видам услуг, к которым могут относиться такие как медицинские, информационные, консультационные и иные, за исключением определенных ст. 779 ГК РФ.

Таким образом, опираясь на признаки услуги, в область частного правового воздействия могут включаться и договорные отношения в социальной сфере.

При заключении договора оказания услуг необходимо соблюдение условия оплаты оказываемых услуг, которая предполагается со стороны получателя услуги, поскольку он является благополучателем. В гражданском законодательстве, в свою очередь, возмездным является тот договор, по которому одна из сторон получает плату за исполнение своих обязанностей.

Рассматривая пример договора об оказании образовательных услуг, заказчиком может выступать как лицо, получающее услуги, так и иной субъект отношений: физическое и (или) юридическое лицо, имеющее намерение заказать либо заказывающее платные образовательные услуги для себя или иных лиц на основании договора.

Таким образом, в гражданско-правовых отношениях в рамках рассмотрения вопроса о возмездности услуг ну установлено кем должна быть оплачена услуга, а именно не только благополучателем. В свою очередь Федеральным законом № 442-ФЗ установлено, что получатель социальной услуги – нуждающееся лицо производит плату за услугу либо самостоятельно, либо, при получении ее бесплатно, оплата производится за счет средств соответствующего бюджета.

ВЫВОДЫ

Правовое закрепление института социального обслуживания населения в Федеральном законе от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» является логичным итогом проведенных в Российской Федерации реформ указанной сферы, учитывая особый субъективный состав участников и социальную значимость данных взаимоотношений гражданина с государством. Однако, стоит выделить необходимость создания института социального обязательства с целью использования особого подхода к определению социальных услуг, так как в данной сфере услуга носит «междисциплинарный характер».

За последние 2 года в Российской Федерации, основной новеллой в нормативном регулировании социальной сферы государства стала необходимость в сокращении монополизма в рамках предоставления социальных услуг, помощи гражданам. Таким образом 13.07.2020 был принят Федеральный закон № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере», обеспечивающий возможность участия негосударственных поставщиков социальных услуг в процессе оказания таких услуг.

Данный закон находится в статусе апробации на территории 34 субъектов Российской Федерации, включенных в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации, и предусматривает повышение конкуренции на рынке социальных услуг, а за счет этого повышение качества таких услуги и удовлетворенности граждан.

Рассматривая позитивные и негативные последствия включения в систему социального обслуживания коммерческих исполнителей, данные механизмы устанавливают особенность, характерную больше для гражданских правоотношений, а именно развитие конкуренции, повышение требований к качеству, не только через установления стандартов, но и за счет законов рыночных отношений в предпринимательской деятельности.

В целом, на данном этапе правового становления института социального облуживания населения, новые механизмы оказания социальных услуг всецело отражают основные интересы государства в данной сфере: учет интересов, человека, его потребностей, обеспечение достойной жизни, свободное развитие личности и в целом экономического благополучия граждан.

Список литературы

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
  2. Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации от 22 декабря 1995 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
  3. Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994  г. №  51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.04.1995 № 439 «О Программе Правительства Российской Федерации «Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах» // Собр. Законодательства РФ. 1995. № 21. Ст. 1966
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг», Собр. законодательства РФ. 2013. №34. Ст. 4437.
  6. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собр. Законодательства РФ. 2013. № 52(ч.1). Ст. 7007
  7. Горбунова О. В. Общая характеристика обязательств по оказанию услуг // Вестник ВУиТ. 2017. № 1. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/obschaya-harakteristika-obyazatelstvpo-okazaniyu-uslug
  8. Горбунова О. В. Общая характеристика обязательств по оказанию услуг // Вестник ВУиТ. 2017. № 1. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/obschaya-harakteristika-obyazatelstvpo-okazaniyu-uslug
  9. Истомина Е. А. Социальный риск и право социального обеспечения // Вестник ЮУрГУ. Серия: Право. 2018. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnyy-risk-i-pravosotsialnogo-obespecheniya
  10. Лушникова М. В., Лушников А. М. Курс права социального обеспечения. М. : Юстицинформ, 2009. 656 с.
  11. Тюкин О.  А.  Социальное обслуживание пожилых людей: проблемы и тенденции // Идеи и идеалы. 2015. №  1 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoeobsluzhivanie-pozhilyh-lyudey-problemy-i-tendentsii
  12. Legal aspect of social entrepreneurship / U. Filatova, N. Semeryanova, S. Suslova, A. Gabudina, A. Kopytova // E3S Web of Conferences. 2019. Vol. 91. https://doi.org/10.1051/ e3sconf/20199108071
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее