Главной задачей заведующего отделением социального обслуживания на дому является организация предоставления услуг с учетом индивидуальных потребностей и реабилитационного потенциала получателей социальных услуг.
Качественно проведенная типизация, индивидуальная программа предоставления социальных услуг и подробный план ухода - это основные инструменты при организации социального обслуживания, которое позволяет улучшить качество жизни граждан, вне зависимости от тяжести заболевания, снизить риски резкого ухудшения состояния здоровья, поддержать возможность сохранить привычный образ жизни в благоприятной домашней среде.
План ухода составляется на получателей социальных услуг имеющих 4-5 степень утраты способности к самообслуживанию в том числе с ментальными нарушениями. План ухода формируется по разделам в соответствии с результатами проведения процедуры типизации и включает перечень мероприятий по восстановлению утраченных функций и поддержанию здоровья получателя социальных услуг. План ухода состоит из следующих разделов:
- титульный лист с официальной информацией;
- сведения о перечне и периодичности предоставления гарантированных и дополнительных социальных услуг;
- индивидуальная программа реабилитации и ухода;
- дневник экстренных записей;
- дневник наблюдения за состоянием здоровья;
- профилактика и предотвращение развития деменции;
- заключение по итогам реализации программы ухода.
Раздел «Индивидуальная программа реабилитации и ухода»- начинает формироваться в период проведения типизации и направлен на определение конкретных видов помощи, а также применяемых приемов, форм и методов работы с получателем социальных услуг: помощь в двигательной активности; помощь в самообслуживании; план повышения социальной мобильности получателя социальных услуг; требования к взаимодействию с получателем социальных услуг (коммуникативный потенциал). На этапе работы над данным разделом мы выясняем общее состояние ПСУ его психическое и физическое здоровье на основании чего ставим цели и задачи программы индивидуального ухода, устанавливаем межведомственное взаимодействие с медицинскими организациями, а именно контакт с участковым терапевтом или с лечащим врачом. Выявляем наличие родственные, соседские отношения получателя социальных услуг. определяем виды необходимой помощи гражданину на основе выявленных проблем и имеющихся ресурсов. Устанавливаем реальную потребность в периодичности предоставления услуг. Определяем, как именно необходимо общаться с получателем услуг (темп речи, манера общения), как предоставлять социальные услуги, ведь в ИППСУ даётся общее описание предоставления услуги, а мы предоставляем одну и ту же услугу по разному, опираясь на сохранные функции организма, реабилитационный потенциал ПСУ, и участие в процессе ухода родственников.
В разделе «Помощь в самообслуживании» вид повседневной деятельности - одевание и раздевание, у всех оценка « самостоятельно не может». Но «вид необходимой помощи» - разный т.к. уровень сохранных функций не одинаковая и поэтому одна и та же услуга для каждого предоставляется по – разному. Вся информация фиксируется. При изменении так же вносятся поправки. Это очень удобно, при замене социального работника, медицинского работника и для лиц, осуществляющих уход.
Все части плана подробно разбираются заведующим отделением вместе с социальным работником, который будут осуществлять уход за обслуживаемым гражданином.
Для работы над разделом «Профилактика и предотвращение развития деменции» привлекается психолог учреждения, который проводит диагностику на предмет наличия дементных нарушений, даёт рекомендации по профилактике и предотвращению. Все необходимые рекомендации вносятся в раздел. Он включает в себя - рекомендации по организации жилого пространства, мероприятия по развитию когнитивных функций, стабилизации эмоционально-волевой сферы, работа с родственниками, назначение медицинского работника.
В разделе экстренных записей специалисты, осуществляющие уход, фиксируют важные экстренные события, которые ухудшают/улучшают состояние здоровья – этот раздел особенно необходимо заполнять, для граждан, у которых начинают проявляться признаки деменции, для того, чтобы проследить динамику развития болезни.
Дневник здоровья получателя социальных услуг заполняется специалистом по уходу только в период заболевания.
Заключение по итогам реализации программы ухода заполняется заведующим отделением при контрольном посещении получателя социальных услуг. На основе результатов заключения планируется следующий период ухода с постановкой измененных или дополненных целей и задач ухода.
Дневник посещений мы не включили в План ухода, он ведётся отдельным документом, заполняется в день посещения получателя социальных услуг.
План составляется сроком не более чем на один год. В течении этого периода, при каких- либо изменениях состояния здоровья получателя услуг вносятся корректировки, при необходимости, меняются цели.
На сегодняшний день на обслуживании стоит 289 получателя социальных услуг. Планы ухода разработаны на 38 граждан из них 13 с ментальными нарушениями.
Благодаря тому, что предоставление услуг в форме на дому вышеназванным гражданам осуществляется с учетом индивидуальных потребностей и реабилитационного потенциала достигнуты следующие результаты:
- За 2022 год, переведены с полной утраты способности к самообслуживанию на частичную - 5 получателей социальных услуг.
- С гражданами с ментальными нарушениями, даже с тяжелой стадией деменции, благодаря правильной организации социального обслуживания несчастные случаи не происходили.
- При проведении опроса получателей социальных услуг в рамках контроля качества социального обслуживания 99,3 % отмечают улучшение качества жизни .
План ухода необходимо составлять для получателей социальных услуг с полной утратой способности к самообслуживанию и для граждан с ментальными нарушениями.
Список литературы
- Дашкина А.Н./ журнал Социальная работа №8/2016г.
- История социальной работы: учебное пособие/ С.В.Агулина, СКФУ 2014г.
- Право социального обеспечения: учебник/ В.П. Галаганов.-2-е изд., перераб.и доп. 2014 г.