Роль траспорта в освоении Арктических и других труднодоступных территорий

Роль траспорта в освоении Арктических и других труднодоступных территорий

Авторы публикации

Рубрика

Транспортные коммуникации

Просмотры

209

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 10 (108), Март ‘23

Дата публикации 20.03.2023

Поделиться

Освоение новых и труднодоступных территорий всегда привлекало человечество, пусть и с разными целями, будь то исследовательские экспедиции или же поиск новых территорий и источников ресурсов. Со временем открывались и обустраивались разные области нашей планеты, однако все еще остается множество территорий, куда человек может добраться с трудом из-за температурных или же рельефных условий. Рассмотри же, какую роль в освоении таких территорий играет транспорт?

Самыми притягательными для исследования и освоения территориями, по нашему мнению является Гренландский ледяной щит, Папуа (Новая Гвинеия) и Арктика

Гренландский ледяной щит – это второй в мире по размеру покровный ледник, площадью 1 833 900 квадратных километров и средней толщиной льда 1500 метров. Он занимает примерно восемьдесят процентов территории Гренландии. Хотя первые исследования и экспедиции состоялись в 1870 году, но большую часть информации о щите мы не знаем, ко всему прочему из-за глобального потепления начался активный процесс таяния и то что там находится весьма важна для человеческого достояния

Папуа – государство в Океании в западной части Тихого океана. Высокую километровую гору из известняка называемую стеной Гинденбурга. Это гора, переходящая в плато гигантских размеров, прячет на своей территории места, сохранившиеся в первозданном виде еще с момента появления эко системы. Исследователи, не так давно добравшиеся до туда обнаружили огромное число малоизвестных видов, как животных, так и растительного вида.

Арктика - это огромнейшая территория, единый район площадью около 27 млн. км примыкающий к Северному полюсу, охватывающий Северно-Ледовитый океан, части материков Евразии и Северной Америки, но при этом с населением около 400 тыс. человек. Среднегодовая температура в Арктике составляет -14,5°C, а минимальное может достигать -48,8°C, это очень суровые условия, не то что для проживания, даже для кратковременной работы. И в таких условия освоение «пешим» способ практически невозможна и очень опасна для здоровья и жизни.

 Каким же транспортом пользуются в Арктике? Насколько важен специальный транспорт в Арктике?  Почему до некоторых мест добрались совсем недавно? Какой транспорт может доставить человека в любом место мира?

Транспорт в Арктике

В условиях низких температур и вечной мерзлоты передвижение и обеспечение ресурсами людей за полярным кругом невозможно на обычном транспорте. Основным видом транспорта до Арктики, конечно, является ледокол. Сейчас Россия обладает 6 атомными ледоколами 43 дизель- электрическими ледоколами. С помощью ледоколов организуется экспедиция, направленная на отправку новой смены полярников, доставить продовольствие и оборудование, увезти полярников со смены и др. Основные виды перевозок производятся по Северному Морскому Пути (Далее – СМП) с небольшими ответвлениями по необходимости той или иной станции. СМП включает в себя 9 арктический портов (Амдерма, Диксон, Дудника, Хатанга, Игарка, Тикси, Певек, Зеленый Мыс, Провидения). Именно эти порты являются связующими точками с Арктикой, и с помощью них ведется большая часть обеспечения нужд для исследования и освоения.

Другим видом транспорта в Арктике является различного вида вездеходы. Это зачастую гусеничные или полугусеничные автомобильные средства, с легкостью передвигающиеся и по снегу, и по льду. С развитием автотранспорта, модернизация вездеходов дошла до того, что они могут выдерживать экстремальные температуры вплоть до -73°C с сохранением положительной температуры внутри кузова, грузовместимостью до 2 тонн. Некоторые из них представлены на рисунке 1. [2]

    

Рисунок 1. Вездеходы «Трэкол» (слева) и «Четра» (справа)

Новым же видом транспорта в Арктике стали передвижные станции. Например, новый продукт «КамАЗ – Арктика». Мощный вездеход работающий при температуре до -60°C по мимо кабины и кузова в «Арктике» предусмотрен жилой модуль (койка, душ, туалет, раковина, кухня) с обогревателем и кондиционером, модуль спутниковой связи, где человек может без проблем прожить около 3 суток. (Рисунок 2) [3]

Ну и конечно, одно-двух местные снегоходы, обеспечивающие поездки на короткие и средние расстояния. Они используются исключительно для передвижения между станциями или пунктами исследования. (Рисунок 3)

Рисунок 2. «КамАЗ- Арктика» – передвижная станция

Рисунок 3. Снегоход

Конечно, менее суровые области Арктики более-менее предрасположены к проживанию. И там есть возможность проложить железную дорогу. Например, история появления железнодорожных путей в арктическом регионе страны, непосредственно связанная с историей развития полуострова Ямала и прихода его первооткрывателей, смогла подарить новые удивительные возможности для всего региона. Рельсовая дорога Ямало-Немецкого автономного округа протянулась на 1 648 километров. На его территории трудятся 3 учреждения, а именно Северная железная дорога, Свердловская железная дорога, ОАО «Ямальская железнодорожная компания».[1]

Воздушный транспорт в Арктике используется крайне редко из-за экстремальных погодных условий. Очень мало воздушных транспортных средств, способных преодолевать средние и большие расстояния. По большей части это специальные или военные вертолеты, по типу Ми-8АМТШ-ВА (Рисунок 4), которые производят специфические задания и задания по экстренному спасению.[3]

Рисунок 4. Ми-8АМТШ-ВА

 

Как добраться до Гренландского ледяного щита?

Что мы уже знаем о Гренландском ледяном щите (Далее – ГЛЩ)? То что это ледяной покров огромных размеров (Площадью 1.8 млн.кв.км и средней толщиной 1,8 км). Главной проблемой на данный момент является его таяние из-за глобального потепления и по прогнозам он может полностью растаять за 1000 лет. Ученые очень пристально наблюдают за ним, как со спутника, так и с помощью созданных на устойчивых местах станциях, например, «Норд» (Рисунок 5). Конечно, ГЛЩ не находится в таких же суровых условиях как Арктика, однако на сам ледяной щит из-за очень скалистого и не устойчивого рельефа единственным транспортом который может доставить что-то туда или обратно – вертолеты.  Сам Гренландский ледяной щит находится на острове Гренландия, который связан с миром различным морским транспортом. В остальном передвижения происходят «пешим» способ после тщательного изучения маршрута следования на безопасность  с помощью вертолета и оборудования.

Рисунок 5. Река на Гренландском ледяном щите

На поверхности ГЛЩ присутствуют естественные водоемы и реки, некоторые из них возможно пересечь или сплавиться на небольших лодках или байдарках. В основном такой вид передвижения именно по поверхности производится в туристических целях.[4]

Папуа - Новая Гвинея

Это государство, которое получило свою независимость в 1975 году. Очень бедная страна в экономическом и социальном плане, но с большими богатствами флоры, фауны, полезных ископаемых и еще не до конца исследованных территорий (Рисунок 6).

Рисунок 6. Папуа - Новая Гвинея.

Из-за климатических условий на всех территории страны очень мало автомобильный дорог, охватывающий малую часть страны. А в глубь страны можно добрать только водным и воздушным транспортом. Самым известным исследователем, посетившим этот остров, является Миклухо-Маклай, который прожил на нем почти 4 года. Из его рассказов можно узнать, что его экспедиции иногда длились до месяца, потому что приходилось пешком продвигаться сквозь лес. По сей день исследователей разных стран привлекает этот красивый остров. Конечно, до самой Новой Гвинеи добраться не сложно, туда ходят регулярные авиарейсы и туристические морские круизы. Однако самым востребованным транспортом на самом острове для освоения и исследования является вертолет, который может доставить даже в самые труднодоступные места, в особенности на самую важную достопримечательность стену Гинденбурга, куда без транспорта добраться практически невозможно и опасно для здоровья.[5]

Заключение

Экстремальные метеорологические условия, опасный рельеф, в общем и целом наталкивают на довольно очевидный вывод, что транспорт, а самое важное, что специально оборудованный и обустроенный транспорт играет очень большую роль в исследовании и освоении труднодоступных территорий. Без транспорта и оборудования на нем, невозможно организовать ни одну серьезную экспедицию, чтобы она была продуктивной и, при этом немало важно, безопасной для здоровья и жизни. Страны не стоят на месте. Каждый год разрабатывается большое количество проектов и новых транспортных средств повышающие шансы на успех в полном освоении Арктики, в будущем планируется не мало мероприятий по улучшению инфраструктуры не только территорий за Полярным кругом, но и в других труднодоступных территориях мира.

Список литературы

  1. Министерство транспорта Российской Федерации / [Электронный ресурс]. Режим доступа - https://mintrans.gov.ru/
  2. Арктическая стратегия Российской Федерации / Н.М.Антюшина // Москва. – 2014г. -.62 с.
  3. Угроза потери ледникового покрова Гренландии / Грегори, Дж. М., П. Хайбрехтс / Нью-Йорк.-2004г. – 616 с.
  4. Статья «Папуа. Новая гвинея» /[Электронный ресурс]. Режим доступа - https://wiki/Папуа_—_Новая_Гвинея
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее