Железнодорожные переезды – элемент транспортной инфраструктуры, обеспечивающий взаимодействие между автомобильными и железнодорожными магистралями. На сегодняшний день в структуре Российских железных дорог функционирует более 10 тысяч таких объектов, а на железнодорожных путях необщего пользования их количество достигает 18 тысяч. 80% всех переездов, находящихся под управлением ОАО «РЖД», оснащены специальными системами заграждения [1].
Несмотря на существующие меры предосторожности, ежегодно фиксируются дорожно-транспортные происшествия на железнодорожных переездах, сопровождающиеся человеческими жертвами и существенным материальным ущербом. Чаще всего инциденты (70% случаев) происходят из-за несоблюдения автомобилистами правил проезда через железнодорожные пути. Отдельные случаи могут привести к колоссальным финансовым последствиям. Например, ущерб от катастрофы на переезде около станции Черлак в 2008 году превысил 900 миллионов рублей.
Действующие системы заграждения железнодорожных пересечений преимущественно направлены на защиту железнодорожного подвижного состава – поездов и локомотивов. Их основная функция заключается в сохранении целостности и функциональности железнодорожного транспорта. При этом безопасность участников автомобильного движения, включая водителей, пассажиров и пешеходов, пересекающих железнодорожные пути, остается недостаточно гарантированной.
В рамках настоящего исследования был проведен комплексный анализ существующих систем заграждения. На основании полученных результатов предлагается реализация проекта по модернизации конструкции противотаранных ворот с целью существенного усиления их защитных характеристик и повышения уровня безопасности участников дорожного движения.
Авторами предлагает концепт устройства, представляющего собой усовершенствованную версию ворот «Кашалот» [2], соответствующую требованиям ГОСТ 58351-2019 [3]. Его ключевое отличие — угловое расположение ограждений под 15° к оси железнодорожного пути, что повышает эффективность улавливания и торможения транспортных средств. Конструкция включает три опорных столба высотой 2050 мм и две створки длиной 36 (22) метра, закрепленные на поворотных механизмах. Центральный столб соединяет створки в единую систему, обеспечивая надежное перекрытие обеих полос движения.
Принцип работы системы основан на безопасном отклонении автомобиля в защитный карман. Если транспортное средство въезжает в ворота под углом, оно плавно смещается в улавливающий тупик, где и останавливается. В случае, когда автомобиль оказывается на путях в момент закрытия переезда, он может заехать в дополнительный защитный карман, а после прохода поезда — вернуться на дорогу. Открытие створок против часовой стрелки минимизирует риск повреждений, а для экстренных ситуаций предусмотрена лебедка, позволяющая быстро эвакуировать застрявшее транспортное средство.
Важным усовершенствованием стали гибкий отбойник и трехъярусные валики из пенополиуретана, которые смягчают удар и снижают повреждения. Основной защитный карман (20×6 м) оснащен амортизирующими элементами, а его расположение исключает прямое столкновение с подвижным составом.
Концепт предлагаемой конструкции представлен на рисунке 1.
Рисунок 1. Концептуальное изображение предлагаемой конструкции (вид сверху)
Преимущества системы включают не только защиту жизни и здоровья людей, но и сохранность транспортных средств, а также минимальное время восстановления работы переезда после аварии.
После проведения моделирования конструкции усовершенствованных противотаранных ворот в качестве перспективного направления дальнейших исследований рассматривается их экспериментальное испытание и оптимизация параметров для повышения надежности и эффективности в реальных условиях эксплуатации.
В случае внедрения предлагаемых решений потенциально может повыситься не только количество сохраненных жизней участников дорожного движения, но и снижение ущерба, вызванного авариями для пассажирского и грузового движения [4], а также возрастет надежность выполнения графика движения поездов [5-10].
Список литературы
- Вакуленко, С. П. Разработка предложений по обустройству одноуровневых пешеходных переходов через железнодорожные пути на участках с интенсивным движением поездов / С. П. Вакуленко, Д. Ю. Роменский, Л. Р. Айсина // Вестник транспорта Поволжья. – 2020. – №4 (82). – С. 44-51
- Противотаранные ворота «Кашалот». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ronixs.ru/protivotarannoe-ustroistvo-protivotarannye-vorota/
- ГОСТ Р 58351-2019 Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные фронтальные, удерживающие боковые комбинированные и удерживающие пешеходные. Общие технические требования. Методы испытаний и контроля. Правила применения (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.02.2019 № 32-ст)
- Насыбуллин, А. М. Технология, повышающая сохранность перевозимых грузов / А. М. Насыбуллин, Л. Р. Айсина // Вестник транспорта. – 2016. – № 9. – С. 42-44
- Вакуленко, С. П. Новые подходы к схемным решениям путевого развития железнодорожных станций, обеспечивающих приём вагонами вперёд грузовых поездов постоянного формирования / С. П. Вакуленко, А. М. Насыбуллин, Л. Р. Айсина // Транспортное дело России. – 2023. – № 5. – С. 204-210. – DOI 10.52375/2072868920235204
- Вакуленко, С. П. Разработка технологии подачи состава грузового поезда, ведомого электровозом, на погрузочно-выгрузочный путь при частичном отказе от контактной сети в пределах грузового фронта / С. П. Вакуленко, А. М. Насыбуллин, Л. Р. Айсина // Наука и техника транспорта. – 2023. – № 4. – С. 88-94
- Вакуленко, С. П. Технико-технологические решения для обеспечения приема поездов на электрифицированной тяге на погрузочно-выгрузочный путь при частичном отказе от использования контактной сети в пределах грузового фронта / С. П. Вакуленко, А. М. Насыбуллин, Л. Р. Айсина // Наука и техника транспорта. – 2023. – № 2. – С. 76-85
- Технико-технологический портрет контейнерно-распределительной станции / А. В. Колин, А. М. Насыбуллин, А. А. Бакин [и др.] // Логистика. – 2024. – №8 (213). – С. 16-20
- Айсина, Л. Р. Возможности модульного движения пассажирских поездов / Л. Р. Айсина, А. М. Насыбуллин // Техника и технология транспорта. – 2023. – №3 (30)
- Вакуленко, С. П. Анализ возможности осуществления грузовых операций с грузовыми поездами постоянного формирования / С. П. Вакуленко, А. М. Насыбуллин, Л. Р. Айсина // Вестник транспорта Поволжья. – 2023. – №4 (100). – С. 52-60