Интенсивное развитие всех отраслей экономики страны, определяет непрерывный рост грузооборота всех видов транспорта, в том числе и водного. Что определяет потребность для совершенствования и повышения механизации всех видов работ для транспортировки грузов.
Речной (внутренний водный) транспорт является одним из самых старейших видов транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров судами по внутренним водным путям, как по естественным (рекам, озёрам), так и по искусственным (каналам, водохранилищам).
Он является важнейшим транспортом в общей Российской транспортной системе, особенно в таких районах, где нет других видов транспорта, где есть реки и где он является дешевым на перевозках массовых грузов: строительных материалов, продовольственных, промышленных, лесных, зерновых и нефтепродуктов.
Главным преимуществом внутреннего водного транспорта является то, что для судоходства имеют применение естественные водные пути. Это дает возможность организовать транспортное обслуживание в кратчайшие сроки и с минимальными единовременными затратами, в частности, при незначительном объеме перевозок.
При организации и выполнении разгрузки и погрузки товаров, изделий, грузов, которые могут быть нестандартной и сложной формы, зачастую используются грузозахватные устройства. Данные устройства облегчают и ускоряют погрузочные и разгрузочные процессы, то есть являются неотъемлемой частью для развития водного транспорта.
Для перегрузки штучных грузов применяют различные виды грузозахватных устройств.
Техническое перевооружение портов – это комплекс мероприятий по качественному обновлению активной части основных производственных фондов, связанных с внедрением новой перегрузочной техники и других технических средств порта, совершенствованием технологии и организации планово-предупредительных ремонтов, комплексного обслуживания флота, единых технологических процессов в транспортных узлах и т. п.
Основными операциями по перемещению штучных грузов являются такие операции, как перегрузка и укладка (разборка) груза в трюме; перегрузка груза c берега на судно или обратно; перегрузка и укладка (разборка) груза на складе; перегрузка груза со склада в вагон / автомобиль или обратно. Для осуществления этих операций в зависимости от конкретных условий используется различное перегрузочное оборудование.
Производительность техники и трудоёмкость перегрузочных работ в большой степени зависят от типа грузозахватных приспособлений и устройств. Захватные устройства и приспособления должны удобно и быстро захватывать и отдавать груз, иметь надежность и безопасность в работе, обеспечивать по возможности полное использование грузоподъёмности техники.
Тарно-штучные грузы перегружают на причалах оснащенных перегрузочными машинами с соответствующими грузозахватными устройствами и приспособлениями.
Для перегрузки груза принимают различные по конструкции, принципу действия и технико-эксплуатационным параметрам перегрузочные машины.
Перегружать грузы на поддонах следует с использованием специальных захватов, обеспечивающих сохранность пакета и поддона.
Технические характеристики грузового захвата приведены в таблице 1.
Таблица 1.
Технические характеристики захвата
№ |
Характеристика, ед. измерения |
Значение |
|
1 |
Проект |
№3681 |
ЗК-45 |
2 |
Грузоподъемность крана, т |
10 |
10 |
3 |
Груз |
Грузы на универсальных поддонах |
Пакеты в стропах |
4 |
Масса груза, т |
6,4 |
4,0 |
5 |
Стоимость, млн. руб |
0,35 |
0,25 |
В любой технологией перегрузки ключевым элементом является грузозахватные приспособления, которые предназначены для захвата и надежного удерживания различных строительных грузов при перемещении кранами, обеспечения их сохранности, закрепления к грузу и освобождения от него при установке на рабочее место. Захватные приспособления − общее название оборудования, предназначенного для захвата элементов из железобетона, металла и т.д. при монтаже различных конструкций. К ним относятся: блоки, чалочные крюки, захваты, подвески, петли, якоря, сжимы, стропы с крюком, и т.д. Наиболее распространенными среди них являются стропы и захваты.
Наиболее современным грузозахватным приспособлением является полуавтоматический захват ЗК-45-ОРП, она подходит для перегрузки многих железобетонных изделий, в том числе и ПДН плит, ее главное преимущество по сравнению с другими ГЗУ в том, что она позволяет автоматически отцеплять груз. Данная конструкция была разработана для Островского речного порта, для перегрузки разных тарно-штучных грузов. Принцип работы достаточно прост, при застропке стропальщики заводят специальные грузозахватные петли за скобы плиты. А после отпускания плиты специальный замок отцепляет грузозахватные петли, стропальщик только помогает правильно разместить плиту и подкладывает сепарацию под плиту. Плита при подъеме и перемещении не раскачивается в воздухе, что существенно снижает риск возникновения сколов при опускании плиты.
Каждый захват имеет узкую специализацию, и предназначен для работы с конкретным видом железобетонного изделия или конструкции.
В условиях перехода экономики России на инновационный путь развития, важнейшим фактором устойчивости и динамичного роста экономики является развитие транспортной инфраструктуры. По мере дальнейшего развития экономики РФ, расширения ее внутренних и внешних трaнcпортно-экономичеcких связей, роста объемов производства и повышения уровня жизни населения значение транспорта и его роль как системообразующего фактора будут только возрастать.
Важнейшим средством технического прогресса в портах является комплексная механизация трудоемких и тяжелых производственных процессов.
Список литературы
- Боровcкaя, Ю.C. Технология и оргaнизaция перегрузочных процеccов. Грузозaхвaтные уcтройcтвa для штучных грузов : cпрaвочник / Ю.C. Боровcкaя, Е..C. Жендaревa, Г.Ж. Игликовa. – Новоcибирcк : Cиб. гоc. унив. водн. трaнcп., 2021. – 216 c.
- Брюханов Ю.Г. Технология и организация перегрузочных процессов. Выпускная квалификационная работа: учебное пособие [Текст] / И.А. Иванов, Е.Н. Лоскутов – Новосибирск : СГУВТ, 2016. – 76 c.
- Брюханов, Ю. Г. Транспортно-технологические системы доставки грузов. Учебное пособие [Текст] / Ю. Г. Брюханов. – Новосибирск : НГАВТ, 1995. – 104 c.
- Гасратов Э.И. Транспортная система России: состояние и перспективы развития [Текст] / Э.И. Гасратов. – Известия СПбГЭУ, 2017.
- Дивиченко И.В. Управление безопасностью труда: Учебное пособие [Текст] / И.В. Дивиченко, С.Н. Курбатов, О.А. Рыбка – Белгород: Изд-во БГТУ, 2006. – 156 с.
- Зaчеcов, В.П. Речной трaнcпорт Крacноярcкого крaя / В.П. Зачесов, A.A. Печенин. – Крacноярcк : Крacноярcкое книжное издaтельcтво, 1995. – 282 c.
- Ивaнов, И.A. Технология и оргaнизaция перегрузочных процеccов : Учебное поcобие / И.A. Ивaнов, Е.Н. Лоcкутов, Ю.В. Турищев, Н.М. Яичников. – Новоcибирcк : НГAВТ, 2007. – 405 c.
- Кaзaков, A.П. Технология и оргaнизaция перегрузочных рaбот нa речном трaнcпорте : Учебник / А.П. Казаков. – [3-е изд.]. – М. : Трaнcпорт, 1984. – 416 c.
- Квитко, К. Б. ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ [Текст] / К. Б. Квитко. – Вологда : Вологодский научный центр РАН, 2020.
- Ноcов, В.П. Технология и оргaнизaция перегрузочных процеccов : учебник / В.П. Ноcов. – Новоcибирcк : ФГБОУ ВО «Cибирc. гоc. универ. водн. трaнc.», 2022. – 116 c.
- Турищев Ю.В. Нормативы и нормы времени на перегрузочные работы. Учебное пособие. Новосибирск: НГАВТ, 2007, 193 с.
- Турищев Ю.В. Технико-экономическое обоснование схем механизации и технологии перегрузки грузов. Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: НГАВТ, 2008, 141 с.