Организация транспортной логистики на предприятии

Организация транспортной логистики на предприятии

Авторы публикации

Рубрика

Транспортные коммуникации

Просмотры

16

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 10 (12), май ‘21

Дата публикации 05.05.2021

Поделиться

Организация транспортной работы, качество услуг грузо- и пассажироперевозок, логистическая оценка работы предприятия невозможны без грамотно и научно обоснованной системы транспортной логистики. Снижение издержек перевозки, экономия времени доставки, повышение экологичности транспорта, безопасности движения – основные критерии эффективности транспортной логистической цепочки. Исходя из этих требований, актуальной проблемой современного транспортного хозяйства является как теоретическое научное обоснование методик логистического управления, так и практическое применение их на примере конкретного предприятия.

Транспортировка как основная функция логистики – это перемещение грузов или людей с помощью транспортных средств с использованием логистических моделей и методов (экспедирование, прием и погрузка продукции, упаковка, передача документов, страховка, процедуры таможенного регулирования и др.).

Успешному функционированию транспортного предприятия помогают: сложившийся рынок транспортных и погрузочных услуг, обостряющаяся конкуренция между транспортными компаниями, повышение требований к тарифам и качеству оказания транспортных услуг как со стороны государства, так и покупателей и пр. Благодаря грамотно поставленному логистическому процессу движение продукции (от поставщиков сырья и посредников до конечного покупателя) преобразуется в единую технологическую цепочку [2]. Развитый бренд облегчает продвижение товара [4]. Кроме того, «понимание принципов функционирования транспортной логистики в кризисный период имеет исключительно важное значение для организации эффективной работы и оптимизации управления в отрасли» [1, с. 63].

По критерию экономичности перемещение грузов экономически оправдано при максимальном сокращении стоимостных, материальных, временных затрат. Значение временного фактора возрастает в связи с появлением новых парадигм управления логистическим процессом, позволяющих значительно сокращать запасы (в т.ч. запасы в пути), которые замораживают капитал [5]. При этом идет большой расход и финансовых вложений – содержание собственного подвижного состава, использование наемного транспорта, и др.

Сведение к минимуму потерь, исключение порчи товаров, своевременная доставка, снижение экологического ущерба для окружающей среды при одновременном выполнении принципа экономичности и рациональности – главная задача перевозчика.

Функция хранения грузов в процессе транспортировки выполняется, если повторная погрузка-выгрузка нецелесообразна, если потери от простоя превышают их затраты, если складских помещений недостаточно или требуется изменение маршрута следования груза. Время нахождения продукции в дороге при этом повышается. В целом, использование транспорта для временного хранения товаров не очень выгодно, но иногда оправдано с позиций некоторых экономических затрат, особенно если имеется возможность увеличения сроков транспортировки и доставки груза.

Эффективность работы транспортных предприятий и организаций повышается благодаря:

  • созданию оптимальной и надежной системы логистической цепочки «снабжение – производство – распределение – потребление»;
  • решению обширного перечня транспортных функций по обоснованию и выбору каналов товародвижения и распределения сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции в системе транспортной логистики [3];
  • снижению высокой доли транспортных издержек, достигающих иногда 50% в общих затратах на товародвижение;
  • снижению доли транспортных расходов в конечной стоимости перемещения международных грузов;
  • существованию и функционированию транспортно-экспедиционных предприятий как по внутренним перевозкам, так и во внешних сообщениях.

Основополагающим показателем эффективности и принципом транспортной логистики (как и логистической деятельности в любой другой области), является сокращение и оптимизация издержек. В транспортном хозяйстве экономия может достигаться благодаря масштабности объемов перевозок и длине маршрутов доставки.

Экономия на масштабах связана со снижением постоянных расходов на единицу доставляемого груза. Поэтому такие виды транспорта как водный, железнодорожный – обходятся гораздо дешевле в пересчете на единицу веса доставляемого груза по сравнению с воздушным и даже автомобильным транспортом.

Постоянные расходы распределяются на весь груз, поэтому чем он больше, тем выгоднее для перевозчика – сокращаются удельные затраты на единицу веса доставляемого груза. В состав постоянных расходов входят административные (обработка заказов, затраты на простой машины во время погрузки-выгрузки; оформление документов, различные накладные и эксплуатационные издержки). Их величина не зависит от размера грузовых перевозок.

При выборе стратегии развития транспортного хозяйства принципы экономии на масштабах объемов грузоперевозок и на дальности длины маршрута закладываются в основу. Оптимально транспортному предприятию лучше стремиться к максимальной загрузке машин и максимально возможной протяженности пути перевозки грузов, отслеживая в обязательном порядке и требования заказчика в области сервисного обслуживания. Технико-технологическое усовершенствование подвижного состава и погрузочно-разгрузочных средств также позволяет повышать эффективность грузоперевозок.

Таким образом, организация транспортной логистики на предприятии зависит от материально-технических прогрессивных внедрений и инновационных методов работы. Они позволяют наращивать скорость перемещения подвижного состава, уменьшать простои во время погрузочных и разгрузочных работ, увеличивать объемы масштабов перевозимых грузов и т.д. Главная цель прогрессивных технологий и инновационных работ – сокращение продолжительности и трудоемкости грузо- и пассажироперевозок в результате сокращения транспортных операций и многоступенчатости этапов процесса перевозки.

Транспортная инфраструктура всегда характеризовалась высокой капиталоемкостью и затратностью. Применение транспортной составляющей в рыночном хозяйстве является экономически оправданным только при ее использовании с большим экономическим приростом. Оценкой эффективности транспортных средств и транспортных коммуникаций, поиском путей их рационального использования и оптимизации занят целый ряд экономистов и финансистов. В настоящее время расширение объемов перевозок постоянно вызывает необходимость поиска новых методов организации работы транспортного хозяйства.

Список литературы

  1. Вечерская, С. Е. Основные тренды организации транспортной логистики в условиях нефинансового кризиса / С. Е. Вечерская, М. В. Нагорняк // Вестник Российского нового университета. Серия: Сложные системы: модели, анализ и управление. – 2020. – № 2. – С. 62-66. – DOI 10.25586/RNU.V9187.20.02.P.062.
  2. Прошкина, О. В. Анализ представленности ассортимента товаров многономенклатурного предприятия в местах продаж / О. В. Прошкина // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация. – 2008. – № 2. – С. 5.
  3. Прошкина, О. В. Системный подход к выделению бизнес-единиц на предприятии / О. В. Прошкина // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация. – 2016. – № 2(69). – С. 165-174.
  4. Прошкина, О. В. Технология брендинга / О. В. Прошкина // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация. – 2015. – Т. 1. – № 1(64). – С. 121-133.
  5. Прошкина, О. В. Управление оборотным капиталом как фактор экономической безопасности фирмы / О. В. Прошкина // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация. – 2018. – № 2(78). – С. 91-99.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее