Способы выхода компании на внешние рынки

Способы выхода компании на внешние рынки

Актуальность статьи обуславливается тем, что в условиях глобализации для любой компании важной задачей становится развитие и совершенствование своей деятельности в одном направлении с мировым хозяйством. Все больше компаний начинают выходить со своим продуктом на международные рынки. Основные формы выхода компаний на внешние рынки: экспортная модель, кооперативные формы, иерархичные формы. Экспортная модель выхода на зарубежные рынки – это прямой и косвенный экспорт. Кооперативные формы – лицензирование, франчайзинг, создание совместных предприятий. Иерархичные формы– создание дочерних предприятий, слияния и поглощения.

Авторы публикации

Рубрика

Логистика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 2 (100), Январь ‘23

Дата публикации 22.01.2023

Поделиться

В настоящее время долгосрочное и успешное функционирование компании зависит от эффективной стратегии ведения бизнеса. Одним из эффективных путей увеличения объема продаж и прибыли, повышения узнаваемости бренда, снижения рисков одного рынка и достижения новых возможностей развития является выход компании на рынки других стран. Деятельность компании на зарубежных рынках может осуществляться в различных формах, выбор которых зависит от многих факторов, в частности, масштабов деятельности компании, особенностей товара, потенциального объема продаж, запланированных расходов на организацию товародвижения и других условий. Правильный выбор формы выхода во многом определяет дальнейший успех компании на новом рынке.

Существуют следующие формы выхода на зарубежные рынки – экспортная, кооперативная и иерархичная (таблица 1).

Таблица 1.

Классификация форм выхода на зарубежный рынок

Торговые формы проникновения и присутствия на зарубежных рынках предполагают осуществление исключительно экспортных операций, ведь предприятие работает территориально в стране базирования и осуществляет прямые экспортные поставки, либо в сотрудничестве с национальными или зарубежными экономическими субъектами предлагает собственную продукцию на зарубежные рынки, не создавая активов на зарубежных рынках. рынках и/или не занимаясь кооперацией. Торговые формы проникновения можно классифицировать по четырем видам: прямой экспорт, экспорт через отечественных посредников, экспортная кооперация и экспорт через зарубежных посредников.

Прямой экспорт основан на производстве продукции по заказу зарубежных контрагентов (наиболее распространенные внешнеэкономические операции). Экспорт через отечественных (зарубежных) посредников заключается в производстве продукции предприятия в стране базирования и ее продаж на зарубежных рынках через контрагентов, являющихся резидентами страны базирования (зарубежного рынка). Экспортная кооперация состоит в создании группой компаний нового предприятия, задачей которого является воплощение функций, связанных с экспортом продуктов компаний-учредителей. Различие между экспортом и экспортной кооперацией состоит в том, что в первом случае посредником выступает независимый оператор рынка, а во втором – субъект, контролируемый предприятиями-производителями.

Кооперативные формы в зависимости от распределения финансовых ресурсов обычно разделяют: 1) Формы без переноса капитала (лицензирования, франчайзинг, и т.п.); 2) Формы с переносом капитала (совместное предприятие) [1].

Важнейшей отличительной чертой лицензионной модели от экспортной модели является то, что товар производится за рубежом, а не просто поставляется на внешние рынки с местных конвейеров. Кроме того, лицензирование позволяет компании разместить свое производство за рубежом, без вложения дополнительных финансовых ресурсов и без обретения права собственности на иностранные предприятия.

Иерархические формы проникновения и присутствия предприятия на зарубежных рынках предполагают деятельность предприятия на зарубежном рынке на основе полностью контролируемого предприятия (за счет владения мажоритарной долей в капитале такого предприятия). Деятельность контролируемого предприятия определяется внутренними процедурами управления материнской компании (руководство материнской компании оказывает полное влияние на руководство контролируемого предприятия).

Иерархические формы выхода на зарубежный рынок могут быть реализованы как посредством создания нового предприятия, так и покупки действующего. Такая форма выхода связана со значительными расходами и требует комплексной проверки для определения истинной стоимости компании на зарубежном рынке. С другой стороны, такая форма входа сразу же предоставляет инвестору статус местной компании, соответствующие преимущества знания местного рынка, сформированной клиентской базы.

Основные преимущества и недостатки перечисленных форм выхода на зарубежные рынки представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Преимущества и недостатки форм выхода на зарубежный рынок

Наиболее быстрыми, наименее затратными и рискованными формами выхода предприятия на зарубежные рынки являются торговые формы. Вместе с тем, формы, основанные на кооперации и инвестициях, создают более широкие возможности для контроля деятельности и получения дополнительной прибыли. В связи с этим, выбор формы выхода на зарубежный рынок должен основываться на компромиссах между прогнозируемыми рисками и доходами. Предполагается, что компания выбирает такую форму выхода на рынок, которая обеспечит ей максимальную рентабельность с учетом существующих рисков.

Таким образом, выделенные в ходе формы выхода компании на зарубежный рынок, такие как экспортная форма, кооперативная форма и иерархичная форма, в современном мире часто связанны между собой. В большинстве случаев они являются ступенями проникновения компании на новые зарубежные рынки.

Список литературы

  1. Воробьева, И.В. Международный маркетинг / И.В. Воробьева, К. Пецольдт, С.Ф. Сутырин.- М.: Издательство Юрайт, 2016.-С. 105.
  2. Данилина, М.Г., Колядин, Д.Г., Жаков, В.В. Повышение экономической эффективности транспортной организации на основе внедрения процессного подхода: практические рекомендации по моделированию бизнес-процессов [Текст] / М.Г.Данилина, Д.Г. Колядин, В.В. Жаков // Транспортное дело России. 2021. № 3. С. 73-76.
  3. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. – СПб.: Вильямс, 2007. – с. 566.
  4. Международный бизнес: новые тенденции теории и практики : учебноепособие / Л.П. Пискунова, А.Н. Непп, Е.Б. Бедрина [и др.] ; под общ.ред. Л.С. Ружанской ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет.— Екатеринбург:Изд-во Урал.ун-та, 2020.— 150 с. : ил.— ISBN 978-5-7996-3158-1.— Текст:электронный.
  5. Международный бизнес / Под ред. А.И. Погорлецкого, С.Ф. Сутырина.- М.: Издательство Юрайт, 2017.- 733 с.
  6. Морозова, А.С. Сравнительная характеристика стратегий выхода на внешние рынки / А.С. Морозова // Вестник белорусского национального технического университета. 2009.-№ 3. – С. 72-78.

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary