Международные грузоперевозки, осуществляемые железнодорожным транспортом в контексте современных геополитических условий.

Международные грузоперевозки, осуществляемые железнодорожным транспортом в контексте современных геополитических условий.

Авторы публикации

Рубрика

Логистика

Просмотры

32

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 49 (94), Декабрь ‘22

Дата публикации 28.11.2022

Поделиться

В данной статье рассматриваются особенности и характерные черты международных грузоперевозок, которые осуществляются железнодорожным транспортом по различным направлениям. В статье анализируется какой тип грузов является наиболее подходящим для международных грузоперевозок, осуществляемых посредством транспортировки грузов по железным дорогам. Особое внимание уделяется проблемам и ограничениям железнодорожного транспорта, оказывающим существенное влияние на лёгкость и эффективность транспортировки грузов железнодорожным транспортом.

Железнодорожный транспорт является важной составляющей экономики страны, обеспечивает непрерывный поток сырья (товаров), а также перевозит пассажиров и грузы. Страны, в которых хорошо развита железнодорожная инфраструктура, способны получить все преимущества развитой транспортной системы, стать более конкурентноспособными.  [the rail freight challenge for emerging economies].

Транспортировка сырья, а также различных товаров осуществляется с помощью специализированных железнодорожных составов, называемых грузовым или товарным поездом. Инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования – это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование, а также иные сооружения.

Под грузовым или товарным поездом понимается группа грузовых вагонов, перевозимых одним или несколькими локомотивами по железной дороге. Товарные поезда перевозят груз полностью или частично между грузоотправителем и предполагаемым пунктом назначения в рамках логистической цепочки. При этом специфика груза определяет тип вагона. Поезда могут перевозить сыпучие материалы, интермодальные контейнеры, общие грузовые или специализированные грузовые перевозки в специально предназначенных вагонах.

С точки зрения грузооборота, железнодорожный транспорт считается самым эффективным по соотношению тонно-километров и количеству потребляемой электроэнергии. Максимальная экономия, как правило, возможна в случае железнодорожных перевозок сыпучего сырья (например, угля), в частности при перевозке на большие расстояния. Однако, на ряду с тем, что перевозка грузов с помощью железнодорожного транспорта является наиболее экономичной и эффективной, следует также отметить, что перевозка сырья и грузов по системам железнодорожных путей имеет существенный недостаток. Перевозка по железной дороге не столь гибкая, не адаптируется к возможным изменениям, что является потенциальной причиной того, что на дальние расстояния перевозки осуществляются с помощью автомобильного транспорта.  Также, нередко, перевозка грузов железнодорожным транспортом сопряжена с расходами на перевалку, особенно в тех случаях, когда грузоотправитель или получатель не имеют прямого железнодорожного доступа. Эти расходы могут превышать расходы, связанные с эксплуатацией самого поезда, что является одним из факторов, направленных на сведение к минимуму таких видов практики, как контейнеризация, использование прицепа на плоском вагоне или прокатное шоссе.

Железнодорожный транспорт имеет потенциал заменить, или по меньшей мере составить конкуренцию автомобильному транспорту. При этом, тем не менее следует учитывать существующие ограничения маршрутов, которые имеет железнодорожный транспорт в силу зависимости от рельсовых путей и другой железнодорожной инфраструктуры. К примеру, в РФ примерно половина страны не имеет железнодорожной инфраструктуры, что легко проследить по существующим картам железнодорожных путей. Поэтому, можно говорить о том, что потенциал железнодорожных грузоперевозок не может быть реализован в полном объеме, эффективность снижается в силу необходимости использования, к примеру, дополнительно грузового автомобиля для доставки груза в пункт назначения.

 

Рис.1

  В результате транспортировка грузов автомобильным транспортом имеет очевидные преимущества: скорость и гибкость маршрутов, к примеру, или отсутствие необходимости согласовывать движение поездов или вагонов как части отправляющегося грузового состава.

Грузоперевозки железнодорожным транспортом имеют ограничения. К примеру: пригодными для железнодорожной перевозки являются грузы с низкой стоимостью за единицу измерения или для грузов, для которых скорость доставки не является определяющим фактором [intermodal freight transportation], то есть, те грузы, которые не теряют стоимость с течением времени. Таким образом идеальным грузом для железнодорожных перевозок считается, к примеру, цемент, удобрения, металлы и т.п. так как это сырье – а не товар в конечном виде. 

Для того, чтобы проанализировать роль железнодорожных грузоперевозок следует проанализировать статистику грузооборота по видам транспорта.

Отсутствие гибкости железнодорожных грузоперевозок, о чем было упомянуто ранее, также обеспечивается спецификой железнодорожного транспорта, для активного использования которого имеет определяющее значение такие факторы как тип рельсов, тип железнодорожной колеи и тип используемых вагонов.

Рассмотрим ширину железнодорожной колеи, используемой в различных странах мира на примере следующих изображений (рис.2, 3).

На рисунке 2 представлена ширина железнодорожной колеи в мм и дюймах. На рисунке 3 рассматривается соотношение типа колеи и региона, где она используется.

 

Рис. 2

Рис. 3

Как видно по изображениям (рисунок 2,3) самым распространенным в мире типом колеи является колея шириной 1435 мм (4 английских фута и 8,5 дюймов). Такую колею имеют железные дороги Канады, США, Мексики, Ближнего Востока, Северной Африки, Австралии, Китая, Кореи и большая часть стран центральной Европы.

Россия может осуществлять международные грузоперевозки со странами, которые имеют аналогичную ей инфраструктуру железных дорог: то есть необходимо соблюдение ширины колеи в 1520 мм. Аналогичную ширину колеи имеют все страны бывшего СССР, а также Монголия. Финляндия имеет железнодорожную колею в 1524 мм, что соответствует ширине колеи железнодорожных путей, используемых на территории СССР до 1970 года. Тем не менее, следует отметить, что небольшая разница в 4 мм позволяет осуществлять грузоперевозки в Финляндию, но увеличивает износ колес подвижного состава. Все чаще используется железнодорожный транспорт для осуществления грузоперевозок в Китай, из Китая, несмотря на несовпадающую железнодорожную колею. Таким образом, несмотря на существующие ограничения, железнодорожный транспорт используется с некоторыми ограничениями и привлечением дополнительных средств и способов, о чем далее пойдет речь.

Железнодорожные грузоперевозки все чаще используются для перемещения товаров между государствами, способствуя развитию международной торговли. Очевидным конкурентом являются автомобильные грузоперевозки, однако, автомобильные грузоперевозки могут уступать железнодорожным в некоторых аспектах.

Для осуществления международной торговли с другими странами, где указанные критерии значительно отличаются друг от друга, необходимо использование другого вида транспорта или составление маршрута с использованием в том числе другого вида транспорта – мультимодальные перевозки. Также возможна разгрузка одного железнодорожного состава и перемещение груза в другой, что увеличивает время доставки грузов и стоимость доставки груза.

В зависимости от того, как именно осуществляется международная грузоперевозка, выделяют два типа международных грузоперевозок, осуществляемых железнодорожным транспортом: перевозки в прямом и непрямом международном сообщении.

Перевозки в прямом международном сообщении определяются как перевозки в международном сообщении пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, осуществляемые между железнодорожными станциями в различных государствах или несколькими видами транспорта в различных государствах по единому перевозочному документу, оформленному на весь маршрут следования.

Перевозки в непрямом международном сообщении – это перевозки в международном сообщении пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, осуществляемые через расположенные в пределах приграничной территории железнодорожные станции и порты по перевозочным документам, оформленным в государствах, участвующих в перевозках, а также перевозки несколькими видами транспорта по отдельным перевозочным документам на транспорте каждого вида.

Перевозки в прямом смешанном сообщении – перевозки, осуществляемые в пределах территории Российской Федерации несколькими видами транспорта по единому транспортному документу (транспортная накладная), оформленному на весь маршрут следования.

Перевозки в непрямом смешанном сообщении – перевозки, осуществляемые в пределах территории Российской Федерации несколькими видами транспорта по отдельным перевозочным документам на транспорте каждого вида.

Также следует отдельно отметить специальные железнодорожные перевозки. Специальные железнодорожные перевозки – это такой вид железнодорожные перевозок, который предназначен для удовлетворения особо важных государственных и оборонных нужд, а также железнодорожные перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей.

Так как возможности грузоперевозок железнодорожным транспортом ограничены по вышеупомянутым причинам, наиболее удобным и наиболее часто используемым типов перевозки грузов считаются мультимодальные грузоперевозки. В целом, мультимодальные грузоперевозки подразумевают использование нескольких транспортных каналов, к примеру, в рамках доставки груза грузополучателю сочетается использование железнодорожного и автомобильного транспорта.

РФ грузоперевозки железнодорожным транспортом осуществляются, в основном, двумя способами:

  1. Компания производитель (поставщик) обладает собственным подвижным составом и является заинтересованной только в использовании инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования для перевозки грузов.
  2. Компания перевозит грузы железнодорожным транспортом, не имея в собственности ни одного состава и (или) вагона и полностью заказывает услуги по транспортировке груза единственным оператором инфраструктуры российской сети железных дорог – компанией РЖД.

Оператор инфраструктуры железнодорожного сообщения в РФ предоставляет различные услуги, например: перевозку грузов или порожних вагонов с согласованным временем отправления и прибытия, предоставление инфраструктуры для отстоя груженых или порожних вагонов в пути следования на путях общего или необщего пользования по заявке отправителя и получателя. Также предоставляются и терминально-складские услуги, что является составляющей железнодорожной перевозки грузов.  Количество грузовых терминалов оказывает положительное влияние на эффективность данного типа грузоперевозок. На данный момент в РФ имеется 750 грузовых терминалов, расположенных по всей стране, что значительно облегчает и повышает эффективность грузоперевозок железнодорожным транспортом. Терминально-складские комплексы оказывают широкий спектр услуг, который оказывает косвенное влияние на скорость и оптимальность использования рассматриваемого типа грузоперевозок. Как правило, к услугам относят следующее:

  • погрузочно-разгрузочные работы;
  • хранение грузов в местах общего пользования станций на открытых площадках и в крытых складах;
  • представление интересов клиента по доверенности, включая оформление заявки на перевозку груза и первичной документации;
  • временное хранение товаров под таможенным контролем;
  • таможенное оформление экспортных и импортных грузов;
  • организация распределительных (и других) складов для предприятий металлургической, угольной промышленности, строительного комплекса и других;
  • организация отправки контейнерных поездов грузоперевозках, в том числе с рефрижераторными контейнерами;
  • организация специализированных терминалов для зерновых грузов, цемента, других видов грузов.

На данный момент, в силу санкций, введенных странами ЕС, морской транспорт, зарегистрированный в РФ, не имеет доступа ни к одному порту, принадлежащему странам, которые ввели данные ограничения (США, Канада, ЕС, Великобритания и др.), этот факт способствует тому, что определенный поток груза, который в других условиям был бы перемещен морским транспортом переходит на железнодорожный транспорт.

В значительной степени бизнес стал переориентироваться на восток, к примеру, в Китай. Автомобильные грузоперевозки осуществляются в Китай, при этом железнодорожный транспорт имеет некоторое преимущество над автомобильным, так как автомобильный транспорт долго стоит в очередях на таможенном контроле, простои на границе с Китаем масштабные, поэтому отдается предпочтение контейнерным железнодорожным перевозкам.

Увеличению спроса на железнодорожные грузоперевозки, является тот факт, что грузоперевозки авиацией постоянно растут в цене, являясь самым дорогим способом перемещения товарных потоков. Закрытие воздушного пространства РФ

Международные железнодорожные грузоперевозки осуществляются на базовых принципах международной торговли – договорах, конвенциях и законах. Таким образом, международные железнодорожные перевозки осуществляются на основании двухсторонних и многосторонних соглашений, которые заключают соответствующие органы государств-участников.

Россия входит в соглашение о международном железнодорожным грузовом сообщение стран:

СГМС – Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении стран. Осуществление перевозок в прямом международном железнодорожном сообщении между странами участниками СГМС: Азербайджан, Албания, Беларусь, Венгрия, Вьетнам, Грузия, Иран, Казахстан, Китай, Латвия, Литва, Эстония, Польша, Украина, Финляндия.

Несмотря на несовпадение ширины железнодорожной колеи между Россией и Финляндией до середины 2022 года существовало прямое железнодорожное сообщение.  По причине введенных Финляндией санкций, на данный момент данное железнодорожное сообщение приостановлено.

Сложившая в настоящий момент международная политико-экономическая обстановка (СВО России, начатая 24.02.2022 и последующие пакеты санкций) оказали и продолжают оказывать существенное влияние на всю международную торговлю в целом, и на международную торговлю, осуществляемую железнодорожным транспортом, в частности.  В качестве примера следует рассмотреть запрет странами ЕС на ввоз определенных товаров (угля и т.п.) в РФ и запрет РФ на вывоз железа и других металлов, необработанной или грубо обработанной древесины. из РФ. Ограничения на данный момент не сняты. Подобные ограничения негативно сказываются на всей международной торговле, ущерб от введения подобных ограничений, очевидно, будет весьма значительным, но их последствия возможно будет адекватно оценить по прошествию как минимум года с момента введения данных двусторонних ограничений.

Список литературы

  1. Bektas, T. Freight Transport and Distribution: Concepts and Optimisation Models, CRC Press, 2017.
  2. Sarder MD, Logistics Transportation Systems, MD Sarder. UK, Elsevier, 2021.
  3. Service trade drops 30% in Q2 as COVID-19ravantages international travel//https://www.wto.org/English/news_e/news20_e/serv_22oct20_e.htm
  4. Sładkowski A. Rail Transport—Systems Approach. UK, Springer International Publishing AG, 2017.
  5. Song Dong-Ping. Container Logistics and Maritime transport. NY, Routledge, 2021.
  6. Аникин Б. А.; Родкина Т. А.; Волочиенко В. А.; Заичкин Н. И.; Межевов А. Д.; Федоров Л. С.; Вайн В. М.; Воронов В. И.; Водянова В. В.; Гапонова М. А.; Ермаков И. А.; Ефимова В. В.; Кравченко М. В.; Серова С. Ю.; Серышев Р. В.; Филиппов Е. Е.; Пузанова И. А.;Учирова М. Ю.; Рудая И. Л.. Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика. Основы логистики. — М.: Проспект, 2014.
  7. Багинова В. В. Транспортная логистика: Учебно-практическое пособие (практикум). В.В. Багинова, Мусатов Д. В, Федоров Л.С. – М. Прометей, 2022.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее