Реализация проектного обучении при изучении географии

Реализация проектного обучении при изучении географии

В статье выделены особенности проектного обучения во внеурочное время по географии, предлагается методические аспекты реализации проектного обучении при изучении темы «План местности» в 5 классе в соответствии базовой программе О.А. Климановой и соавт. Представлены этапы работы над проектом с обозначениям образовательных результатов.

Авторы публикации

Рубрика

География

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 37 (82), Сентябрь ‘22

Дата публицакии 12.09.2022

Поделиться

Актуальность темы данного исследования обусловлена необходимостью правильного подбора видов и методов контроля предметных достижений учащихся по географии. В педагогической теории и практике установились два наименования этого метода (технологии): метод проекта (Е.С.Полат, И.Д.Чечель) и метод учебного проекта (Н.Ю.Пахомова), допускающих по сути своей единственный подход применения – разрешение учебной проблемы путем реализации учебного проекта. Для того, чтобы не было разночтений, заранее установим основные определения, используемые для характеристики проектной работы [2, с. 56].

Метод проекта (метод учебного проекта) по географии – это технология обучения, при которой обучающиеся обретают знания, умения и опыт деятельности в ходе самостоятельного планирования и исполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов. Учебный проект по географии включает совокупность поисковых, экспериментальных, расчетных, графических и иных разновидностей работ, выполняемых обучающимися самостоятельно с целью практического или теоретического разрешения актуальной и значимой проблемы. В основе проектного обучения находится идея, сущность которой – прагматическая нацеленность на результат. В основу своей работы мы положили тему «План местности» по базовой программе О.А. Климановой и соавт.[4, с.34].

Мы предложили реализовать проектное обучение следующими подходами. Целью усвоения темы «План местности» является вовлечение каждого участника в активный познавательный процесс овладения техникой чтения карты и составления плана местности. Наряду с предметными УУД овладения техникой чтения карты и составления плана местности решаются задачи развития творческих способностей, формирования основ навыков по исследовательской деятельности [3, с.24].

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение включает мультимедиа, карты, планы местности. Представим в виде таблицы 1 этапы работы над проектом:

Таблица 1

Этапы работы над проектом

Этапы 
работы

Содержание

Деятельность 
учителя

Деятельность 
обучающихся

Подготовительный 

Определение темы и целей проекта (Приложение 1),

формулируется проблема: (Приложение 2)

Знакомит со смыслом проекта и мотивирует учащихся, помогает в постановке целей

Обсуждают объект с учителем и получают при необходимости информацию, устанавливают цели

Планирование

Определяют:

а) источники информации;

б) способы сбора и анализа информации;

в) форму и способ представления результатов;

г) устанавливают процедуру и критерии оценки результатов и процесса;

д) разделяют задачи (обязанности между членами команды)

Предлагает идеи, высказывает предположения

Вырабатывают план действий, формируют задачи.

Что я хочу сделать? Чему я хочу научиться? Название моего проекта. Какие шаги я должен предпринять для достижения цели своего проекта?

На основании своих ответов учащиеся составляют план.

Исследование

Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты: наблюдение, исследование, черчение плана (Практическая работа 1)

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью

Выполняют исследование, решая промежуточные задачи

Результаты и (или) выводы

Анализ информации. Формулирование выводов, составление плана местности (Приложение 3)

Наблюдает, советует 

Анализируют информацию, составляют план местности

Презентация 

Форма представления результатов – отчет: устный отчет с демонстрацией материалов

Слушает, задает целенаправленные вопросы в роли рядового участника

Отчитываются, обсуждают результаты

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Вопросы для фронтального опроса:

Как можно изобразить земную поверхность?

По каким правилам строится план местности?

Как на планах может обозначаться масштаб?

Как на планах обозначаются окружающие нас объекты?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Проблема:

Как ориентироваться по плану и на местности, пользуясь компасом?

Как определить по плану свое местонахождение?

Как читать план местности?

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Практическая работа 1. Описание местоположения объекта на карте.

Как, зная географические координаты, найти точку на карте? Как описать местоположение объекта на карте?

Таким образом, метод проектов нами рассматривается ее как вид созидательной работы, в которой ученик выступает активным участником. В основе него лежит деятельностный подход, нацеленный на формирование комплекса мыслительных способностей (понимания, рефлексии, конструирующего воображения, способности к целеполаганию), необходимых для проектно-исследовательской деятельности [5, с.120].

В процессе творческой работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребенка. При этом познается географическая культура, умения и навыки чтения и построения плана местности.

Список литературы

  1. Долбнев, В.В. Рабочие программы ФГОС по географии для 5 и 6 классов, составленные на основе авторской программы Климановой О.А. [Электронный ресурс]/ В.В.Долбнев. – Режим доступа: https: //nsportal.ru/shkola/geografiya/library (дата обращения: 02.11.2019).
  2. Кирянина, А.А. Метод проектов на уроках географии [Электронный ресурс] /А.А.Кирянина. – Режим доступа: https://multiurok.ru/files/metod-proektov-na-urokakh-geografii.html (дата обращения: 02.11 .2019).
  3. Климанова, О.А. и соавт. География. Землеведение. 5-6 кл.: учеб, для общеобразоват. Учреждений [Текст] / О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.: под ред. О. А. Климановой. – М.: Дрофа. 2012. – 272 с.
  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров [Текст] / Е.С. Полат и др. под ред. Е.С.Полат. – М.: Издательский центр «АКАДЕМИЯ», 2017. – С.14-84.
  5. Пахомова, Н.Ю. Учебный проект: его возможности Текст] / Н.Ю.Пахомова // Учитель. – 2000. – № 4. – С.34.
  6. Чечель, И.Д. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям [Текст] / И.Д.Чечель // Методология учебного проекта. – М.: МИПКРО, 2015. – С.44-54.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary