ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

56

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 18 (219), Май ‘25

Поделиться

Статья посвящена одной из актуальных проблем обучения младших школьников математике – организации их внеурочной деятельности. Перечислены методы, приемы, формы работы во внеурочной деятельности.

Основной формой организации обучения в школе является урок. Однако, урок – далеко не единственная возможность организации обучения, в связи с установками ФГОС-3 все большая роль в образовательном процессе отводится внеурочной работе по предметам, входящим в программу общего начального образования. Подчеркивается необходимость организации взаимосвязи работы на уроке и во внеурочное время [5]. Современное образование ставит перед школами цель – формирование разносторонней личности младшего школьника. Для того, чтобы данная задача была реализована, учителями используются различные формы, методы и приёмы работы, которая может быть осуществлена во внеурочной предметной деятельности.

Е.Н. Барышников раскрывает понятие «внеурочная деятельность» таким образом: «внеурочная деятельность – это особый вид деятельности, осуществляемый в рамках образовательного процесса по пяти направлениям развития личности: общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общекультурное на основе определенной программы; направленный на решение конкретных образовательных задач, в соответствии с требованиями ФГОС; способствующий проявлению активности обучающихся» [1, с. 11].

Внеурочная деятельность по математике является неотъемлемой частью образовательной работы по предмету, поскольку здесь реализуется пополнение, обогащение изучаемых на уроке знаний и умений, их применение в новых условиях, например, при выполнении проектов, или обработке результатов исследований, решении олимпиадных задач и т.п. Тем самым, осуществляется развитие интеллекта, расширение математического кругозора и эрудиции учеников, у них  формируется функциональная грамотность.

Внеурочная деятельность по математике реализуется через «вспомогательные» организационные формы работы учеников, такие, как: кружки, олимпиады, учебные экскурсии, научные исследования, выполнение проектов, участие в конференциях, факультативные занятия и др.

Наиболее оптимальным вариантом организации внеурочной деятельности в начальной школе на сегодняшний день является кружок. Работа кружка весьма разнообразна: она направлена на углубление, расширение знаний школьников, подготовка к участию   в олимпиаде. Поскольку у младших школьников познавательные интересы еще недостаточно дифференцированы, то одна из задач кружковой работы – помочь ученикам определиться в том, какой именно предмет им более интересен, развивать интерес к избранному предмету. В частности,  педагогу важно создавать условия для того, чтобы у школьников было желание принимать участие в  конкурсах, олимпиадах.

Внеурочная деятельность по математике отличается от урочной формы работы тем, что необходимо использовать разнообразные виды деятельности школьников (игры, групповые формы работы, соревнования, проекты, учебные исследования), отличные от используемых на уроке. Например, внеурочная работа может быть организована в центрах деятельности: «Математические игры» (игра «Русское лото», математическое домино, арифметический лабиринт, игры с кубиками, математические пирамиды); «Математические головоломки» (ребусы, математические кроссворды); «Конструкторы» (танграм, спичечный конструктор); «Занимательные задачи», «Задачи на компьютере». Так, во внеурочной работе по математике полезно использовать различные нестандартные задания, интеллектуальные задачи.

Использование педагогом задач нестандартного вида на внеурочной работе по математике будет способствовать развитию логического, пространственного мышления, поиску пути решения не встречавшихся ранее задач, применяя формируемые на уроках математики умения,  построению   алгоритма своего способа решения, казалось бы известных  уже задач. Всё потому, что решение таких задач не лежит на поверхности, зачастую – это задачи непривычного содержания, требующие от школьника значительных умственных усилий.

Внеурочная деятельность по математике строится на принципе занимательности, что означает построение образовательного процесса путём включения математических игр  или занимательных задач. Систематическое использование во внеурочной деятельности разнообразных математических заданий расширяет математический кругозор учеников, позволяет активно использовать математические знания в повседневной жизни [3, с. 36].

Таким образом, внеурочная деятельность занимает немаловажное место в сфере образования. Внеурочная работа  по математике служит достижению целого ряда  целей: формирует углубленные знания по предмету и интерес к математике, развивает творческий потенциал и математические способности учеников, способствует развитию логического мышления. Одно из основных средств достижения названных целей – это решение на внеурочных занятиях различных видов нестандартных задач.

Список литературы

  1. Барышников Е.Н. Внеурочная деятельность обучающихся: основные подходы и условия осуществления // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. ‒ Челябинск: ИЦ «ЧИППКРО», 2014. ‒ С 11-14
  2. Выготский Л.С. Психология развития ребёнка. – Москва: ИЦ «Смысл», 2005. – 512 с.
  3. Мальцева Е.В. Формирование логических универсальных учебных действий младших школьников средствами нестандартных задач в процессе обучения математике // Вестник Марийского государственного университета. – 2015. ‒ №1. – С. 36-39
  4. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. №286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028. (дата обращения 03.05.25)
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее