С древних времен человечество отдавало много сил научным исследованиям и накапливало все новые и новые научные знания. Люди стремились передавать эти знания от поколения к поколению, для сохранения и преумножения своего бытийного опыта. С каждым днем наука становиться более значимой для человечества, так как она все более точно описывает окружающую реальность.
На сегодняшний день институт образования несет в себе ключевую роль в развитии человечества. Одной из функций образования является передача подрастающему поколению навыков профессиональной деятельности и социального опыта. Значительную роль в этом вопросе отводят предмету «Естествознание», целью которого служит изучение явлений природы, их обобщение и обоснование для возможности применения полученных знаний в практической деятельности человечества.
На протяжении истории развития человечества именно знания о природе составляли фундамент образования. Знания, в текущих реалиях, представляют собой информацию, имеющую практическую ценность [1]. Это требуется на уровне технического и информационного развития общества.
Картина мира зашифрована в виде огромной многомерной головоломки, задача естествознания — расшифровать её. Изучение естествознания представляет немаловажную значимость в формировании естественнонаучной картины мира учащихся. Сегодня естествознание призвано обобщить научные законы в головах учащихся и дать им единое целостное представление картины мира.
Научные открытия происходят ежедневно. Задача естествознания не передать все возможные имеющиеся знания о природе учащимся, а привести ранее полученные знания в систему и дополнить новыми [4]. Процесс обучения естествознанию в старшей общеобразовательной школе (10—11 классы) тесно связан с концепцией профильного обучения. Сегодня предмет «Естествознание» приходит на замену физики, химии, географии и биологии в старших классах.
Данная концепция подразумевает, что предметы естественнонаучного цикла находятся на ключевом месте в системе дисциплин общекультурной направленности. Освоение данных дисциплин обязательно на базовом уровне старшей школы. ФГОС СОО носит рамочный характер и не содержит образовательного минимума, однако содержит требования к результатам освоения образовательных программ в естественнонаучной области такие как: сформированность у учащихся научного мировоззрения, соответствующего текущему развитию общества и понимания значимости естественнонаучного образования; сформированность экологического мышления и представлений о научном методе познания; овладение навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности; овладение основными понятиями естествознания, знаниями о новейших открытиях в естественнонаучной области, о процессах эволюции.
Из приведенных выше выдержек ФГОС СОО следует, что цель предмета «Естествознание» заключается в овладении учащимися методами научного познания и формировании у них научного мировоззрения, проявляющегося в единстве взглядов на природу и в представлении роли естествознания в обществе.
Особенностью предмета естествознания является то, что он представлен в виде интегрированного курса, который объединяет воедино знания из различных предметных областей. В таком курсе конкретные предметные знания (по физике, химии, биологии, астрономии, географии) выступаю как опора, средство осмысления различных идей, которые являются ведущими идеями курса [2]. Они определяют логику формирования содержания учебной дисциплины «Естествознание», которая базируется на двух основных идеях: 1) целостности и единства природы, 2) взаимозависимости человека и природы. Естествознание занимает одно из приоритетных мест среди всех учебных дисциплин, так как содержание курса пронизывает теоретические знания: от естественнонаучной картины мира, включающей представления о природе и действующих в ней законах, до практического естествознания, определяющего практические применения достижений естественных наук в различных областях деятельности человека [6].
Под аббревиатурой ЕНКМ (Естественнонаучная картина мира) понимают систему принципов и законов, теорий и гипотез об устройстве мира, имеющих общенаучное значение [3; 7]. ЕНКМ представляет собой высший уровень обобщения естественнонаучных знаний и включает в себя:
- физическую картину мира, которая отражает мир физики и содержит в себе исходные философские фундаментальные идеи, фундаментальные физические идеи и физические теории химическую картину мира, которая обобщает знания курса химии, охватывающую обобщенные знания об объектах живой и неживой природы со стороны их химического содержания, представления о происхождении всех основных типов природных объектов, зависимость химических свойств природных объектов от их структуры и закономерности химических природных процессов;
- биологическую картину мира, которая систематизирует содержание базового курса биологии и включающую в себя клеточную теорию, теорию эволюции, генетику и т.п.;
- астрономическую картину мира, которая объединяет основные положения курса астрономии такие как: сведения об астрофизических объектах, развитие представлений о строении Вселенной (мегамира), основные этапы ее эволюции.
При наличии у учащихся минимальной начальной базы знаний (полученной в основной школе), необходимой для первоначального овладения предметом «Естествознание», его изучение становиться более мотивированным. Современное естествознание обладает огромной широтой охвата окружающей действительности. Первоначальной задачей педагога является — сформировать у старшеклассников потребность постоянно пополнять свои знания [5]. Естественнонаучные вопросы, заинтересовавшие старшеклассников, мотивируют рассматривать их с различных позиций и точек зрения, устанавливать истину, формировать устойчивое мнение и т. п. Старшим школьникам становится неинтересно, если отсутствуют задачи для ума. Для них представляют интерес проведение исследований и экспериментов, им нравится творить и создавать что-то новое, необычное, оригинальное. Для старшеклассников характерно то, что они не ограничиваются только вопросами теории, их интересует сам ход анализа, а также способы доказательства. Именно поэтому преподавателю требуется поддерживать познавательный интерес учащихся и побуждать их к самообразованию на уроках естествознания.
Таким образом, педагог на уроках естествознания организует деятельность учащихся по выстраиванию известных и новых для них знаний во взаимосвязанные блоки, что в совокупности и приводит к формированию естественнонаучной картины мира.
Список литературы
- Вернадский В.И. Размышления. М.: Наука, 1977. 55 с.
- Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. Новосибирск: ЮКЭА, 1997. 832 с.
- Дюльдина Э.В. Естественнонаучная картина мира. М.: Академия, 2012. 236 c.
- Кочергина Н.В. Системный подход к построению курса естествознания для старшей школы / Н. В. Кочергина, А.А. Машиньян // Перспективы Науки и Образования. 2014. №2(8). С. 129—135
- Обухова Л.А. Возрастная психология. М.: Юрайт, 2014. 460 c.
- Одинцова Н. И. Методика обучения естествознанию (общие вопросы). М.: Карпов Е.В., 2015. 68 с.
- Одинцова Н.И. Естественнонаучная картина мира. Часть 1: Естествознание — комплекс наук о природе. М.: Прометей, 2019. 180 с.