Трудовая миграция в россии и за рубежом

Трудовая миграция в россии и за рубежом

В данной статье рассматривается феномен трудовой миграции в России и за рубежом, выводятся плюсы и минусы миграционных процессов, а также выводятся причины, подталкивающие людей к переездам. В работе используются такие методы исследования, как анализ, синтез, интерпретация, компаративистский метод исследования, герменевтика, индукция. Основная задача – анализирование конфликтов, происходящих на основе трудовых миграций и поиск способов их регулирования и разрешения. В заключении работы говорится о необходимости государства качественно проводить свою миграционную политику, учитывая как потребности собственных граждан, так и необходимость пополнения рабочей силы иностранцами.

Авторы публикации

Рубрика

География

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 11 (13), май ‘21

Поделиться

Трудовая миграция – это перемещения людей по различным территориям в поисках заработков[1]. Происходит она, в основном, с целью улучшения своего материального и социального положения. Трудовая миграция подразделяется на два вида: внутренняя, при которой перемещения происходят внутри страны (например, из одного города в другой или из деревни в крупный населённый пункт) и внешняя, когда работники ищут способы осуществления своей трудовой деятельности за границей.

Трудовая миграция всех видов строго регулируется законом. Перемещения внутри страны подчинены трудовому законодательству данного государства, тогда как миграционные процессы между разными странами попадают под компетенцию Международной Организации Труда (МОТ) и её Конвенцией о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей. Именно в ней и приводится понятие «трудящегося мигранта», которое определяется как лицо, осуществляющее свою трудовую деятельность за пределами родного государства[2].

В поисках лучшего места работы мигранты преодолевают определённые расстояния и пребывают на новом месте в течение какого-то времени. По этим характеристикам выделяются разновидности трудовой миграции, такие как: сезонная, связанная с перемещениями работника в конкретное время года, наиболее подходящее для выполнения данного вида работ (является одной из наиболее распространённых разновидностей миграций), временно-постоянная, которая характеризуется отъездом работника по долгосрочному контракту, приграничная, характеризующаяся каждодневными переездами работника через приграничную зону, постоянная, которая характерна для иностранцев, переехавших в другое государство на постоянной основе, но не получивших его гражданство (только вид на жительство) и нелегальная[3], при которой работники находятся и работают в стране незаконно. Такой вид миграции строго преследуется и наказывается по законодательству.

Также сейчас принято выделят ещё одну разновидность миграций, такую как интеллектуальная миграция, связанная с переездом деятелей науки и искусства из одного государства в другое, как правило, из-за лучших условий для развития своего трудового потенциала.

В большинстве случаев трудовые мигранты внешней формы выбирают для своего места жизни и работы страны с лучшим экономическим положением, нежели у них на родине. Как правило, это крупные центры в регионах рядом с их страной (но не всегда).

Самыми популярными направлениями для переездов в мире являются Соединённые Штаты Америки, пользующиеся популярностью у мигрантов из Латинской Америки, Индии, Южной Кореи, Сальвадора; Германия, в которую стремятся попасть граждане Турции, Казахстана, Чехии, Польши, России и Румынии; Великобритания, пользующаяся популярностью у людей из Пакистана, Польши и Индии.

Россия может рассматриваться как крупный и иммиграционный, и эмиграционный центр. В поисках лучших условий собственной реализации Российскую Федерацию покидают хорошо квалифицированные рабочие. В то же время, Россия рассматривается как страна, в которой можно улучшить своё финансовое положение гражданами СНГ (в основном, из Средней Азии и Кавказа): Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Туркмении, Грузии, Армении, Киргизии. В большинстве своём на работу приезжают низкоквалифицированные специалисты.

В настоящее время, принято считать, что миграционные процессы внутрь страны пошли на снижение, хотя это может быть связано с получением гражданства и постоянным переселением иностранцев в РФ. Временная миграция остаётся до сих пор довольно популярной формой приезда в Россию, а нелегальная миграция всё сильнее трансформируется в легальную, то есть рабочие получают официальное разрешение на работу в Российской Федерации.

До начала пандемии на учёт в надлежащие органы встало около семнадцати миллионов мигрантов, но после начала пандемии эти цифры упали до пяти миллионов. После устранение её последствий, миграционные процессы, скорее всего, возобновятся до привычного уровня.

Наиболее популярными направлениями для мигрантов в нашей стране представляются Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Самарская, Свердловская и Иркутская область, а также Дальневосточные регионы.

Руководство страны пытается снизить уровень миграций, как из государства, так и в него, сохранять молодых и талантливых специалистов, покидающих РФ из-за привлекательности резкого карьерного роста и больших заработных плат, а также видеть своих граждан на рабочих местах в стране, вместо уступающих им в качестве иностранцев, но осуществление этого происходит довольно проблематично.

Поэтому, с каждым годом, российской законодательство становится всё более строгим в этом плане. Так, например, с 2015 года вступил в силу закон, по которому иностранные граждане даже стран СНГ обязаны въезжать на территорию Российской Федерации по заграничным, а не внутренним паспортам, или заменяющими их документами (под его действия пока что не попадают граждане стран-членов «Таможенного союза» и Украина, и Киргизия). Теперь российским работодателям сложнее приглашать трудящихся мигрантов, а тем, в свою очередь, переезжать в Россию, особенно на постоянное место жительства.

Трудовая миграция имеет ряд негативных последствия как для стран доноров (которые мигранты покидают в поисках лучшей жизни), так и для стран реципиентов (принимающих мигрантов)[4].

Так страны доноры могут испытать ряд определённых проблем: экономический спад, демографический упадок, снижение качества жизни и разрушение инфраструктуры. Они происходят из-за того, что граждане вместо применения своего трудового потенциала в родной стране уехали реализовывать его за рубеж.

Страны реципиенты из-за приёма мигрантов страдают от ухудшения криминогенной обстановки в государстве и перенаселения больших городов.

Так, например, за последнее время на территории Российской Федерации случился ряд крупных конфликтов, непосредственными участниками в которых стали трудовые мигранты (периодические забастовки мигрантов в «Лахта-Центре» в Санкт-Петербурге, бунт рабочих на «Амурском ГПЗ» в Свободном). Противоречия проходили в довольно радикальной форме, мигранты громили административные здания и портили оборудование, а снять напряжение удавалось только после привлечения к событиям правоохранительных органов. И даже после этого сложно было прийти к соглашению, переговоры затягивались, а под уголовное обвинение попадали как работники, так и мигранты. Учитывая, что в том же «Лахта-Центре» конфликты, в дальнейшем, вспыхивали вновь, можно говорить о неэффективности разрешения крупных противоречий такого рода.

В западном мире если дела с правовым регулированием конфликтов трудовой миграции давно отлажены, проблема заключается в их количестве и охвате. При разрешении одного конфликта сразу вспыхивает новый, который освещается СМИ и обретает поддержку как у других мигрантов, так и у определённой части коренного населения. Нередко трудовые конфликты перетекают в политические и охватывают территорию всего государства (а то и нескольких).

Также мигранты могут оказывать негативное влияние на систему здравоохранения принимающих стран путём распространения тяжёлых заболеваний.

Однако, стоит отметить и положительные эффекты трудовой миграции, такие как: повышение уровня квалификации своих специалистов (характерно для граждан, набравшихся опыта за границей и вернувшихся на родину), омоложение коренного населения, потому что мигранты, как правило, это люди в возрасте до сорока лет, а также снижение напряжённости на рынке труда (для стран доноров).

Но такие негативные черты, как: безработица и сокращение размера зарплат (так как мигранты занимают рабочие места коренных граждан и готовы работать за более низкие вознаграждения), ухудшение демографического положения, старение населения (для стран доноров)[5] и экономический урон оказывают куда большее влияние.

Поэтому, необходимо влиять на миграционные процессы, стараясь заполнить рабочие места внутри страны собственными гражданами (и не допустить оттока за рубеж), но в определённые моменты миграция наоборот может помочь государству (например, приглашение высококвалифицированных иностранных специалистов).

  1. Ионцев В.А. Международная миграция населения и демографическое развитие [научное издание] / В. А. Ионцев. – М.: Проспект, 2016. – №28, С. 7.

  2. Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей. [Электронный ресурс] – Электронные данные – Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/migrant.shtml (дата обращения: 09.12.2020).

  3. Главное управление по вопросам миграции МВД России. [Электронный ресурс] – Электронные данные – Режим доступа: https://xn--b1ab2a0a.xn--b1aew.xn-- p1ai/ (дата обращения: 16.11.2020).

  4. Витковская Г.С. Вынужденные мигранты и мигрантофобия в России // Нетерпимость в России: старые и новые фобии [научное издание] / Г. С. Витковская, А. В. Малашенко. – М.: РАН. Институт народного хозяйства 1999. – С. – 54.

  5. Евтух В. А. Национальные меньшинства между государственной политикой и самоопределением // Социология: теория, методы, маркетинг / В. А. Евтух. – М.: М+, 1998. – № 2, С. 86.

Список литературы

  1. 1. Витковская Г.С. Вынужденные мигранты и мигрантофобия в России // Нетерпимость в России: старые и новые фобии [научное издание] / Г. С. Витковская, А. В. Малашенко. – М.: РАН. Институт народного хозяйства 1999. - 228 с.
  2. 2. Главное управление по вопросам миграции МВД России. [Электронный ресурс] – Электронные данные – Режим доступа: https://xn--b1ab2a0a.xn--b1aew.xn-- p1ai/ (дата обращения: 16.11.2020).
  3. 4. Ионцев В.А. Международная миграция населения и демографическое развитие [научное издание] / В. А. Ионцев. – М.: Проспект, 2016. – №28, 486 c.
  4. 3. Евтух В. А. Национальные меньшинства между государственной политикой и самоопределением // Социология: теория, методы, маркетинг / В. А. Евтух. – М.: М+, 1998. – № 2, 151с.
  5. 5. Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей. [Электронный ресурс] – Электронные данные – Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/migrant.shtml (дата обращения: 09.12.2020).

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary