Создание и применение ЦОР в учебном процессе

Создание и применение ЦОР в учебном процессе

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

10

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 24 (69), июнь ‘22

Дата публикации 09.06.2022

Поделиться

в статье описывается важность и роль цифровых (электронных) образовательных ресурсов, положительные и отрицательные стороны применения ЦОР в образовательном процессе, актуальность создания образовательных ресурсов с применением различного программного обеспечения, этапы и принципы создания ЦОР в AutoPlay Media Studio

Научно технический прогресс (НТП) на Земле развивается семимильными шагами. Открываются новые возможности в каждой сфере жизнедеятельности человека. Благодаря инновациям мы можем видеть новые реалии на горизонте.

НТП несомненно влияет на систему образования. Получение образования является неотъемлемой частью развития общества, поэтому во всем мире считается естественным развивать и совершенствовать образование. С 2004 года система образования нашей страны использует стандарты ФГОС, которые направлены на создание единого требования к обучению детей, равных возможностей получения качественного образования. Одно из требований реализации ФГОС обязательное использование цифровых (электронных) образовательных ресурсов (ЦОР), без которых невозможно представить современный урок. К ним можно отнести: электронные сборники, справочники, мультимедийные пособия, электронные энциклопедии, презентации, видеоролики, аудиокниги, видео мастер-классы  и др.

ЦОР – важная составляющая всей деятельности современного педагога, направленное на достижение дидактической цели и решения учебных задач. Положительные стороны применения электронных ресурсов: 

  • совокупность учебного материала в цифровом виде, как мощное средство для повышения интереса учащихся к учебному процессу;
  • возможность самостоятельного освоение учебного материала;
  • многократное умножение возможностей учителя;
  • совершенствуется профессиональное мастерство педагога;
  • «автоматизация» учебной деятельности и контроля знаний на примере тестирования и т.д.
  • Обучение учащихся в любое удобное для него время;
  • выбрать подходящий темп учебы;
  • обучаться в соответствии с его психофизическими характеристиками (преодоление нерешительность, дискомфорт при публичном выступлении);
  • изучать и повторять учебный материал столько, сколько требуется для освоения информации и т.д.

Использование электронных образовательных ресурсов может вызывать некоторые затруднения:

  • технологические возможности (материально-техническое оснащение);
  • мотивация;
  • подготовка к уроку с применением ЦОР занимает больше времени;
  • необходимо постоянно посещать курсы ИКТ, чтобы идти в ногу со временем;
  • учащиеся отвлекаются от учебного процесса применяя ноутбуки и смартфоны на уроках (могут параллельно заглядывать в социальные сети, игры) и т.д.

Главным недостатком можно считать:

  • возможное ухудшение зрения из-за чрезмерной нагрузки на глаза;
  • применение ИКТ  провоцирует подмену реального мира виртуальным.

Не смотря на явные недостатки электронного обучения, несомненно, у ЦОР большое будущее, они прогрессивны и необходимы.

Слова Жозефа Жубера: «Обучать – значит вдвойне учиться» как ни как подходят в данной ситуации. Не смотря на кропотливость и трудоемкость в подготовке к учебному процессу, педагог должен быстро осваивать новые образовательные ресурсы, ориентироваться в них и демонстрировать свой профессионализм. Поэтому учитель в любой жизненной ситуации должен находиться на высоте, он как никто другой в постоянном поиске, без устали пополняет свой багаж знаний. 

Согласно государственному стандарту ФГОС, образовательное учреждение и педагоги должны иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе размещенным в федеральных и региональных базах данных. Однако на данный момент ощущается острая нехватка ЦОР в процессе преподавания. Для решения проблемы учителя вынуждены создавать свои образовательные ресурсы с применением определенного программного обеспечения, ВЭБ-конструкторов, графических редакторов, видео-редакторов и т.п.

Как вариант, для создания уникальных авторских образовательных ресурсов, предлагается использовать не сложное в применении программное обеспечение AutoPlay Media Studio. Она будет полезна тем пользователям, которые не обладают достаточными знаниями программирования. Конструктор позволяет создавать программные оболочки для мультимедийных интерактивных учебных пособий, справочников и т.д. Встроенные библиотеки и шаблоны, богатый набор инструментов, интуитивно понятный интерфейс, возможность пользоваться скриптами на языках программирования C, C++, Java, Visual Basic расширяют перспективы создания будущего проекта.

Краткое описание возможностей AutoPlay MS.

Готовые инструменты AutoPlay MS  позволяют создать уникальный дизайн и интерфейс для вашего ЦОР. Оболочка может состоять из одной или нескольких страниц. На каждой странице расположить разные по функционалу объекты: изображения, слайд-шоу, проигрывать видео-файлы, демонстрировать электронные книги и ВЭБ-страницы, создать определенную интерактивную структуру и систему управления ими. Все страницы и объекты могут быть взаимосвязаны и выполнять какую-то определенную функцию, и все это в одной программе.

Перед тем как начать работу, необходимо:

  • продумать план создания образовательного ресурса;
  • определиться со структурой и содержимым программы;
  • собрать учебный материал, провести его анализ и сортировку;
  • подготовить иконки, рисунки, фон, кнопки, таблички, текстовую информацию и т.д. для создания интерфейса программной оболочки;
  • подготовить сопутствующее программное обеспечение (Paint,  Photoshop и т.д.);
  • персональный компьютер с минимальными системными характеристиками;
  • подробно изучить методические пособия и инструкции по применению конструктора AutoPlay MS:
  1. В.Ф. Одиночко. Учебное электронное издание: Создание мультимедийных приложений в среде AUTOPLAY MEDIA STUDIO / В.Ф. Одиночко, В.В. Сидорик – Минск: БНТУ, 2012.
  2. Электронное учебное пособие: Уроки Autoplay media studio: https://aleksius.com/autoplay-media-studio/posobie.

Принципы создания ЦОР [2]:

  • Принцип квантования.
  • Принцип наглядности.
  • Принцип регулирования.
  • Принцип адаптивности.

Список литературы

  1. Титова, Е. И. О создание электронного учебника / Е. И. Титова, А. В. Чапрасова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). — С. 855-856. — URL: https://moluch.ru/archive/83/15335/ (дата обращения: 09.05.2022).
  2. Шапиев Д. С. Цифровые образовательные ресурсы в деятельности учителя / Д. С. Шапиев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 16 (254). — С. 296-298. — URL: https://moluch.ru/archive/254/58204/ (дата обращения: 09.06.2022).
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее